ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс
Выпуск 10.
14 декабря 2004
г.
Ответ на реплики
Благодарю за полезные и доброжелательные
замечания Михаила Прокошина (о ссылках на свои программы) и Сергея Шубина (о
роли медсестры). Они сказались уже на этом выпуске и
будут мною учитываться в дальнейшем.
«Слишком много в одной рассылке, - написала
мне самая взыскательная читательница, дочь. – «Не всякий дочитает до конца». Наверное, это справедливо. Но
не хочется рвать тему, и вот этот выпуск получился ещё больше. Что делать?
Попробую основные темы отобразить в виде гипрессылок. Выбирайте, читатель, и знакомьтесь только с тем, что вам интересно. Хоть с конца, хоть с середины.
За счёт чего выигрывается
время. Ориентировка и навигация. Ввод цифр и
букв. Шаблоны. Ввод дат. Роль справочников. Открытие справочников.
Поиск в справочнике. Краткая картина ввода. Три способа
вывода информации. Полная история болезни. Вторичные документы. О роли медсестры.
Зарисовки с натуры.
Рассуждение
девятое
КАК ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ СБЕРЕГАЕТ
ВРЕМЯ ВРАЧЕЙ
Как всё успеть? Как с толком
тратить время – единственный не возобновляемый ресурс? Не обернутся ли
новшества потерями этого ресурса? Такова постоянная и законная тревога
врачей.
Чтобы электронная история
болезни приводила к лучшему использованию времени, должны постараться
трое: разработчик, главный врач и лечащий
врач. Первый должен поставить все возможности программирования на службу
врачебному делу, второй – ввести электронную историю как единственный
документ, который ведёт врач и из которого без участия врача формируются
любые вторичные документы. Наконец, лечащий врач должен отказаться от старых
привычек и приобрести новые.
Предположим, что так оно и есть. Разработчик не рвётся в облака,
руководитель не пятится назад, а врач не тянет в старую, привычную воду. За
счёт чего получится выигрыш времени?
Необходимые
оговорки
Описывая в этой рассылке должное, излагая
возможности автоматизации, я не теоретизирую вообще, а опираюсь на опыт. Под
ним понимается и создание программ, и участие в их эксплуатации во многих
медицинских учреждениях, и наблюдение за работой этих учреждений на
протяжении ряда лет. Следовательно, это опыт не только мой личный, но и
множества врачей. Мне, кроме разработки, принадлежит лишь обобщение,
осмысление и изложение этого коллективного опыта.
Естественно, что, говоря о должном, я ссылаюсь
на свои программы, а, значит, могу получить упрёк в саморекламе. Слово
неприятное, но что такое вообще публичное выступление, если не обнародование
своих мыслей и своих дел? Так что бог с ними, с такими упрёками. А вот на окончательную
истину не претендую. Можно иначе и лучше – пожалуйста. Нельзя меньше и хуже.
Моя задача – показать заинтересованным людям
то, что уже получено и проверено. Именно поэтому вверху – адрес сайта, где желающие могут увидеть точное
отображение описываемых здесь систем, узнать кое-что об их внедрении и
эксплуатации и получить демо-версии, чтобы проверить справедливость
высказываемых здесь утверждений.
За счёт
чего выигрывается время
Выигрыш получается
несколькими путями.
1) Врачу не надо составлять ни одного вторичного документа:
ни справок, ни направлений, ни листа назначений, ни выписки из истории, ни
подсчёта принятых препаратов, ни списков, ни отчётов, ни экстренных
извещений, ничего.
2) Полная история болезни
выдаётся всегда в стереотипном виде, информация в ней располагается в одном и
том же порядке, она абсолютно читабельна, в ней легко и быстро ориентируется
не только сам врач, но и руководитель, и консультант, и контролёр, и
медстатистик. Она доступна им всем – значит, они могут получать необходимые
сведения, не трогая врача.
3) Все сведения о тяжело
больных, сложных больных, о нагрузке, о тех или иных нехватках и задержках
передаются руководителям без участия
врача. Он не тратит ни времени, ни эмоций на то, чтобы довести до
старших свои проблемы.
4) Руководители могут
зафиксировать свои рекомендации в истории болезни, они будут на виду у врача,
соответственно не надо тратить
времени на напоминания и недоразумения.
5) Есть и ещё механизмы
экономии времени – быстрая ориентировка в медицинских справочниках,
встроенных в программу, автоматические расчёты (например, сравнение массы
тела с должной, оценка рисков) и проч.
6) Наконец, средства ввода
данных в историю болезни. Парадоксальным образом именно в них, в самой работе
с компьютером часто стараются найти не выигрыш, а потери. В том-то и дело,
что в правильно сделанной программе экономия времени как раз со ввода и начинается.
И достигается она отнюдь не за счёт обеднения информации и не за счёт
перекладывания работы с компьютером на медсестру – подобные варианты предлагают,
но, на мой взгляд, они недопустимы.
Конечно, программист должен основательно
поработать над вводом. И не рассчитывать на хорошую постановку задачи со
стороны врача. Дело в том, что врач – абсолютно нетребовательный пользователь.
Он покорно принимает всё, что дают.
Помимо психологии здесь играет роль неосведомлённость о
возможностях программиста. «А нельзя
ли…?», - робко спрашивает главный врач областной больницы о пустячном
сервисе, обеспечить который – дело одного вечера. Ответ тут один: можно всё. Надо
только сказать, что пользователю требуется. Но не говорят. Недоделки
программиста принимаются как должное, их терпят. А иной программист работает
по принципу «дитя не плачет – мать не разумеет». Не заплачет дитя. Мучаться
будет, плакать нет.
Тем
важнее, чтобы строже всех к программе отнёсся сам разработчик. Он должен влезть
в шкуру врача и сам сформулировать требования к программе с позиций
неподготовленного пользователя, сам сделать так, чтобы врач без специального
обучения увидел в автоматизации не новую диковинную функцию вдобавок к его нелёгкой
жизни, не что-то дополнительное, а просто хороший инструмент для повседневной
работы. Самое первое и самое главное для этого – максимальная рационализация
ввода данных.
Посмотрим, что тут должен
получить врач, какими приёмами должен воспользоваться программист.
|
Как [электронная] история болезни помогает врачу вводить
информацию
Я специально взял слово «электронная» в скобки. Пора
договориться, что никакой другой истории нет. На бумаге есть только распечатки
из компьютера. Исключим лишнее слово из употребления.
Когда история только заводится, в ней заполняются и
паспортная часть, и социально-бытовые характеристики. Потом они не меняются
или меняются очень редко. С собственно медицинской информацией, разнообразной
и обширной, врач имеет дело постоянно. Пойдём за ним следом, но сначала одна
просьба.
Попробуйте описать, как вы получаете и читаете эту
рассылку, какие экраны сменяют друг друга, что надо щёлкнуть, какой кнопкой,
какую клавишу нажимать, что за этим последует. Описание выйдет непомерно длинным,
нудным и у неподготовленного человека создаст впечатление громоздкости. Это –
ложное впечатление, рассказать – не показать. Когда вы будете читать моё
описание, не поддавайтесь ложному впечатлению.
Для лучшего восприятия приведу снова макет первого экрана
истории болезни, который уже демонстрировался в прошлом выпуске. Кстати, если
вы его читали, обратите внимание: сегодня этот экран уже знаком, не пугает, вы
уже в нём не заблудитесь. Так бывает и с тем, кто осваивает реальную историю,
– со второго-третьего раза страхи проходят.
|
Ф. Имя Отч. Пол Дата рожд.
Ул. Д. кв. тел. плановый
первичный городской местный
работает
Направившее учреждение Давность болезни при поступлении
Диагноз направившего
учреждения
Принят в час.
мин. Фонд медицинского страхования
Врач приёмного покоя Страховой полис серия №
Палата Учреждение убытия Дата выписки
Родственники:
Дополнения
|
ДИАГНОЗЫ
ФАКТОРЫ РИСКА
Ухудшение в ходе лечения
ОСЛОЖНЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ
ВВОД результ. лабор. исслед.
КОНСУЛЬТАЦИИ. ВТЭК. ВКК.
Т ЕРАПИЯ. РЕЦЕПТЫ.
ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ
АКУШЕРСКИЙ АНАМНЕЗ
БЕРЕМЕННОСТЬ
|
Анамнез. Течение болезни.
Заключения.Рекомендации
Лист лечебн. назначений .
Действующие назначения.
Лаб. и рентген-контроль
ЛИСТ АНАЛИЗОВ
Важнейшие лабор. данные
ПОЛНАЯ история болезни
Выписка из ист. болезни
ТЕКУЩИЙ ЭТАП
ДНЕВНИКИ
|
ЛЕЧАЩИЕ ВРАЧИ
Клинический минимум
Задачи госпитализации
КОНТРОЛЬНЫЙ СРОК
Клин.разбор.К санаторию
БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ
Переводы внутри б-цы
ИСХОД ЛЕЧЕНИЯ
УБЫТИЕ из больницы
Алгоритм действ.врача
|
Замечания предыд. этапу
Замечания врачу
Замечания медсестре
Задержка консультации
Отсутствие медикамента
Прочие орг. трудности
Внутриболнич. инфекция
Занос инфекции
Социальная дезадаптация
Печать экстр. Извещений
ДОПОЛНИТ. процедуры
|
Бытовые условия
Образование
Профессия
Инвалидность
Особые контингенты
|
Неработающий
Учащийся
Место работы
Профвредности
|
Настоящий вид этого экрана
представлен на сайте www.kirov.ru/~vmtavr (Содержание – Иллюстрации
– Первый экран истории болезни).
Тем не менее, экран
нагружен, поле зрения занято предельно. Это необходимо. Первое условие
быстрого и эффективного ввода – хорошая
ориентировка в разделах информации. Сразу, с первого экрана, который
сам напоминает врачу, что можно делать, что надо сделать, о чём не забыть. С
другой стороны, здесь не должно быть ничего лишнего – всё знакомое и
понятное, никаких специальных рамок и боксов, никаких украшений, никаких английских слов, никакого информационного шума.
На
этот экран врач попадает сразу, как только в списке больных выберет щелчком
или клавишей ENTER нужную фамилию. Точно так, всегда так – щелчком или ENTER – он попадает в следующее окно, на следующий экран,
который будет фокусировать его внимание уже только на выбранном предмете,
убирая всё лишнее для данного момента. Кроме этого предмета, кроме того, что
имеет к нему отношение, здесь уместны лишь подсказки, скромные напоминания о
способе работы для начинающих. Одно из таких напоминаний гласит, что шаг
обратно делается с помощью клавиши ESC или щелчка в верхнем правом углу. Собственно, к этому
сводится вся навигация: ENTER – вперёд, ESC – назад. Или щелчки мышью..
Я так
подробно говорю о простых вещах потому, что история болезни должна быть
рассчитана на множество людей, вообще не знакомых с компьютером. Работа с нею
должна быть предельно простой, операции стереотипны, интуитивно понятны.
Возможные случаи растерянности, непонимания должны быть заранее подстрахованы
подсказками. Пользователь должен быстро усвоить, что в каждом экране есть
всё, что нужно в данный момент, надо только посмотреть и прочесть. Ему надо
усвоить одно-единственное правило: «Читай
по-русски».
О
требованиях к экранам и к перемещениям между ними сказано. Дальше надо
позаботиться о технике самого ввода.
По
технике ввода всю информацию можно разделить на 6 групп. Для каждой из них
разработчик должен предусмотреть помощь врачу средствами программирования.
1) Ввод цифр в числовые поля прост. Пользование цифровой частью
клавиатуры не представляет трудностей ни для кого. От разработчика здесь требуется
лишь пара ухищрений: программный запрет на недопустимые символы и
недопустимые значения. Не может сегодняшний пациент родиться 200 лет назад,
не может дата регистрируемого факта быть больше сегодняшней даты и т.п. Дружественный
интерфейс должен отвергать такие значения и показывать врачу его ошибку.
2) Буквы - иное дело. Помимо того, что новичку их труднее
находить, возникает проблема смены кириллицы латиницей и обратно. Частично это
преодолевается простым программистским приёмом. В русской программе фамилия
пациента всегда – кириллица. Первый символ кода диагноза по МКБ-10 – всегда
латинская буква. Во всех аналогичных случаях программа должна это «понимать»
и вводить в историю тот символ, который действительно нужен, вне зависимости
от установленной раскладки в момент нажатия клавиши.
Принятый в Windows способ переключения с кириллицы на латиницу (двумя
клавишами) – не лучший, особенно для начинающих. Могу смело рекомендовать вместо
этого переключение одной клавишей с помощью утилиты Punto Switcher (http://www.punto.ru/switcher). Например, правый Shift - кириллица,
левый – латиница, правый Ctrl –
переключатель. Эта полезная утилита позволяет ещё весьма удобно использовать
функцию автозамены для ввода слов и целых текстов.
Вообще же, пользование буквенной
клавиатурой разработчик должен максимально сократить. Это удаётся на добрых
90 процентов. Обычный ввод слов и фраз можно оставить только для фамилии,
имени и отчества пациента, а также для строки комментария к диагнозу. Вот,
пожалуй, и всё. Остальное сделают за врача шаблоны и справочники.
3) Бинарная информация (по принципу «да/нет») не должна вводиться с буквенной
клавиатуры. В парах «мужчина – женщина», «работает – не работает», «городской
– сельский» и т.п. первый вариант должен быть в истории изначально, а смена
производится нажатием клавиши ПРОБЕЛ.
4) Шаблоны текстов.
Средства текстового редактора. Слово
«шаблон» вовсе не означает ни трафаретного описания, ни шаблонного ведения больного.
И без автоматизации врач всегда пользуется своими стереотипами, которых у
него совсем не много – 2-3 для анамнеза и статуса, столько же для дневников.
В истории болезни можно и нужно иметь в несколько раз больше. Автоматизация
это легко обеспечивает. Эти дифференцированные варианты описания,
предложенные хорошими специалистами на разные случаи жизни, - скорее не
шаблоны, а лекала, с помощью которых легко обрисовать конкретную картину. Они
не только облегчают описание – они напоминают врачу, что именно надо
выяснить, выспросить, обследовать. Они – элемент
программирования действий врача.
Именно этим, вложенными в них мыслями опытных врачей шаблоны
отличаются от предложений описывать больного, вводя текст по слову. Например,
сначала ввести слово «Кожа», а потом к нему подобрать определение из списка
«сухая, влажная, розовая, бледна желтушная…». Такие приёмы напоминают мне
учёных, которых видел Гулливер, попавший в Лапуту. Те изобрели машину со
всеми на свете словами, машина их перемешивала, а писцы записывали возникающие сочетания.
Так мудрецы пытались написать все прошлые и будущие книги.
Перечень
шаблонов предлагается тогда, когда врач входит в разделы «Анамнез»,
«Дневники», «Рекомендации» или «Операции». Выбранный шаблон щелчком вводится
в историю и здесь редактируется. На этом этапе врачу предоставляются основные
средства текстового редактора, включая манипуляции с блоками. Шаблоны должны
быть составлены так, чтобы требовалась лишь минимальная правка: ввод
конкретных данных (например, цифры артериального давления и пульса), стирание
лишних вариантов и т.п. Надо заранее позаботиться, чтобы текст не требовал
правки падежных и родовых окончаний, а места, где обязательно нужно выбрать
один вариант из нескольких, бросались в глаза.
Разумеется,
при вводе шаблона текст должен автоматически сопровождаться сегодняшней датой
и фамилией работающего врача.
Особо
следует сказать о дневниках. Вчерашний дневник (сделанный из шаблона) можно
использовать для дневника сегодняшнего. Достаточно взять его в блок и
скопировать под сегодняшней датой, а потом внести только ту правку, которая
отражает динамику за прошедшее время.
Опыт
показывает, что не так-то просто отучить врачей от теперь уже ненужных
записей. Приходится повторно объяснять, что то, что вводится в другие, формализованные
разделы истории, не надо писать ни в анамнезе, ни в дневниках, ни в
протоколах операций. Не нужны в «Анамнезе и статусе» ни фамилия больного, ни
само слово «больной», ни диагноз, ни «План», ни ссылки на анализы. Фамилия
уже есть, для диагнозов предназначено специальное место, план обследования и
лечения вытекает из сделанных назначений. Всё это отразится в основном
выходном документе – «Полной истории болезни», так что незачем тратиться на
повторы, да ещё с буквенной клавиатуры.
Подчеркну,
в чём вред таких записей. Они не только отнимают время, но и создают у врача ложное
ощущение сделанной работы. Теперь вводить то же самое в специально предназначенные
разделы вроде и не нужно – «Я ведь уже всё записал!». Надо терпеливо
разъяснять, что только из этих специальных разделов берутся данные для помещения на нужном месте в распечатке
истории, для автоматических сигналов самому врачу, медсестре, лаборантам,
руководителям, медстатистику, для сводок и отчётов. В оборот идёт только формализованная информация, а
привычные произвольные описания – это лишь дополнение, рисунок, отображение
индивидуальных черт, важных для полноты представления о пациенте, но прямой
связи с принятием решений не имеющих. Для всего, что имеет такую связь, есть
формализованные поля.
Даже
когда это объяснишь, нередко информацию вводят и туда, и сюда, совсем уж
напрасно расходуя время и создавая условия для разночтений. Это мы только
говорим, что писанина замучила. От неё, бывает, за уши не оттянешь.
5) Ввод дат вообще-то не сложен, но требуется очень часто. Постановка
и отмена диагноза, назначение и отмена лекарства, назначение и получение
консультаций и анализов, операция, смена лечащего врача, - всё привязано к
датам. Поэтому рационализация здесь уместна. В моих программах она состоит в
следующем.
При
входе в поля, где фиксируется врачебное назначение или заключение,
автоматически устанавливается сегодняшняя дата. Её можно исправить на другую
обычным образом, а можно и всего двумя щелчками мыши: первый щелчок откроет
контейнер дат, прилегающих к сегодняшней с обеих сторон, вторым щелчком
избранная дата вводится в историю болезни.
В
любое поле сегодняшнюю дату можно вставить клавишей «+» или щелчком по
соответствующей подсказке. Удалить ошибочно введенную дату можно клавишей «-»
или таким же щелчком. Удаление даты означает автоматическое удаление строки с
её содержимым – диагнозом, операцией, тем или иным врачебным назначением. Всё
это позволяет почти совсем не пользоваться для дат цифровой клавиатурой.
6) Ввод с
помощью справочников. Это основной способ.
Девять десятых всех сведений можно ввести именно с его помощью, были бы
справочники. А они должны быть на
всё, о существовании чего известно заранее: на факторы риска и виды
анализов, на консультации и их цели, на диагнозы и операции, на лекарства, их
дозы, частоту их приёма, на диеты, физиопроцедуры, фонды медицинского
страхования, фамилии врачей больницы и т.д. Справочники нужны и для ввода, и
для последующей обработки данных, к их видам и особенностям использования, к
правилам их составления и поддержки ещё придётся возвращаться. Пока же
посмотрим на них только как на средство ввода.
На
вводе справочник нужен для того, чтобы не только посмотреть, но и щелчком
ввести нужный текст в историю болезни. Вводится, разумеется, не текст, а код
соответствующей строки, но на экран и на печать будет выведен именно текст,
всё благодаря тому же справочнику. Пользование справочниками избавляет
историю от разночтений и ошибок, резко повышая культуру медицинских
документов. Ошибка теперь может зависеть только от составителя, причём она
проявится сразу во многих местах и потому будет быстро исправлена.
Главное
же достоинство справочника – быстрота ввода. Чтобы оно было реализовано,
необходимо предлагать врачу справочник в упорядоченном виде и снабжать его
удобными средствами поиска.
Большая
часть справочников упорядочивается по алфавиту. Однако, этот принцип не
подходит ни к диагнозам МКБ-10, ни к операциям, ни к лабораторным анализам,
ни к перечню шаблонов. Здесь приходится располагать материал по содержанию:
по областям тела, по видам лабораторий, по медицинским специальностям.
Соответственно, меняются и средства поиска нужной строчки. Рассмотрим эти
средства специально.
Как открывать справочник
Начнём с открытия справочника. В разных ситуациях оно организовывается по-разному.
Автоматическое открытие. Когда врач
собирается выбрать историю болезни, ему сразу, без его просьб предлагается
справочник врачей больницы, чтобы он выбрал себя, представился. Теперь в
историю болезни будет вноситься его код. Тот же справочник трижды
автоматически предлагается, когда регистрируют хирургическое вмешательство:
для ввода фамилий хирурга, ассистента и анестезиолога (а при некоторых
операциях – даже четвёртый раз, для перфузиолога). В большинстве же случаев
справочник открывается по желанию врача.
Открытие по первым буквам. Когда справочник упорядочен по алфавиту, для быстрого
попадания в нужную зону обширного справочника сначала предлагается ввести
первые 2-4 буквы искомого наименования, а потом нажать ENTER.
Открытие через указатель (оглавление). Есть обширные
справочники, которые надо упорядочивать по содержанию, по разделам. Таковы
«Диагнозы», «Операции», «Лабораторные и рентген-исследования», таков и
справочник средств лечения (его, впрочем, и по алфавиту надо упорядочивать
тоже). Когда нужны такие справочники, врачу сначала предлагается оглавление -
перечень разделов (группы диагнозов, анатомические области, разделы терапии,
наименования лабораторий).
Открытие по пробелу. В большинстве случаев, врач может открыть справочник
нажатием клавиши ПРОБЕЛ.
Выход из
справочников должен быть стереотипным: выход с выбором информации – ENTER или щелчок,
выход без выбора – ESC. Выход без выбора в большинстве
случаев означает, что, если в соответствующем месте истории болезни была
информация, она удаляется.
Ничего этого врач не должен запоминать – способ открытия должен быть ясен по содержанию экрана.
Это должен знать и сделать программист.
Как искать информацию в справочниках
Все справочники
снабжаются стандартными средствами поиска – полосой прокрутки и передвижением с помощью клавиш курсора, включая PgUp/PgDn, Home, End,
а также сочетание двух последних клавиш с нажатием Ctrl.
В
справочниках, упорядоченных по алфавиту (фамилии врачей, фамилии больных),
передвижение возможно последовательным набором
букв, начинающих наименование. Каждая очередная буква перемещает курсор
по направлению к цели. Обычно достаточно набрать не больше 3-4 букв.
Поиск
диагноза или операции может осуществляться разными способами. О поисках с помощью указателя (оглавления) уже
было сказано.
Поиск по коду. Если для часто используемого признака врач помнит код, он
может набрать его и сразу ввести нужный диагноз или операцию, минуя открытие
справочника. Если код будет набран частично, справочник автоматически
откроется в соответствующей области.
Коды,
однако, никто помнить не обязан, поэтому для поиска диагнозов, операций,
осложнений и лабораторных анализов используется поиск по слову. Клавишей F8
открывается окошко, куда можно ввести слово, входящее в искомое наименование,
или комбинацию слов. После этого предлагаются все строки справочника с этим
словом, и нужная строка вводится в историю болезни нажатием ENTER.
Ввод
средств лечения из справочника можно осуществлять двумя способами. Один – с
помощью набора букв русского наименования медикамента. Двух-трёх букв
достаточно, чтобы сразу попасть на необходимый препарат или рядом ним. Второй
способ - через указатель (оглавление). Им удобно вводить диету, лечебный
режим, физиотерапевтические процедуры. Этот же способ хорош, когда нужно
перебрать препараты определённой группы (например, гепатопротекторы,
цефалоспорины, диуретики и т.п).
Справочник
медикаментов имеет ещё две особенности. При движении по нему всегда
высвечивается название фармакологической группы, к которой относится
препарат, а для большинства средств внизу экрана появляются краткие
комментарии о показаниях, противопоказаниях и дозировке. Вторая особенность –
сопряжение со справочником «Сигнатура». При выборе препарата этот последний
справочник предлагает врачу все варианты уместных для него назначений. Например, при таблетках – «По 1
таблетке 3 раз а в день», «по 2 таблетки 2 раза в день» и т.п. Выбранный
вариант вводится в историю болезни. Заметьте, что при этом создаются условия
для точного подсчёта принятых препаратов.
Из
сказанного ясно, что оснащение справочниками – это вовсе не подключение к
программе уже готового справочника Видаль или МКБ-10, что, к сожалению,
практикуется в некоторых разработках.
|
Общая картина ввода
Лёгкость использования
и внешняя простота достигаются лишь тогда, когда за ними - тщательно
разработанные механизмы. Подробное описание этих механизмов может создавать
ложное впечатление сложности в работе. Поэтому имеет смысл описать саму
работу ещё раз, а о механизмах не думать. Вот заполнение истории болезни глазами
пользователя, а не разработчика.
Паспортная часть. Фамилия, имя, отчество, дата рождения пациента, время
поступления – с клавиатуры. «Мужчина – местный – городской – работает» - или
уже написано, или нажатием ПРОБЕЛА заменить на противоположное значение. Всё
прочее – улица, давность болезни, направившее учреждение, врач приёмного
покоя, страховая организация – через справочники. Щелчок – справочник
открылся, ещё щелчок – выбранный текст помещён в историю. Номер дома,
квартиры и полиса – с клавиатуры.
Анамнез, статус. Щелчок – вход в текстовое поле. Щелчок – перечень
шаблонов. Щелчок – нужный шаблон введен в историю. Теперь стереть лишнее и
вставить конкретные цифры (пульс, давление, даты и т.п.).
Всё остальное – диагнозы, факторы риска, диагностические и лечебные
назначения, лечащий врач, контрольный срок, социально-бытовые характеристики
– только через справочники. В каждом случае открывается поле ввода, состоящее
из даты начала, даты окончания (отмены) и текстовой строки. Дата начала
(сегодняшняя) уже поставлена, дата окончания – дело будущего. Щелчок –
открылся справочник, ещё щелчок – выбранный текст вставлен в текстовую
строку.
Важно,
что обследование и лечение может вводиться не по одному элементу, а сразу
комплексом. Для этого заведующий отделением должен заранее такие комплексы
составить. Когда мы доберёмся до управления отделением, об этой функции будет
рассказано подробно. А пока заметим, что одним нажатием клавиши можно
назначить все первоначальные анализы и консультации, а ещё одним – всё
первоначальное лечение.
Чтобы
завести историю болезни в стационаре, врач тратит 7-10 минут, а если
паспортная часть заполняется в программе «Приёмный покой», то на треть
меньше. На дальнейшие записи, назначения и их отмену тратится совсем немного,
тем более, что есть ещё средства, позволяющие быстро подряд делать однотипные
процедуры с несколькими историями болезни: написать все сегодняшние дневники,
отметить все сегодняшние консультации и т.п.
|
Как история болезни
помогает врачу получать информацию
Введенная
в историю болезни информация доступна всем, для разных целей, для любых
запросов. Она однотипно и рационально упорядочена, снабжена датой выдачи и
сведениями об учреждении, - об этом врачу не нужно заботиться. Получение этой
информации – это всегда выигрыш
времени в сравнении с рукописной историей, оставленной в прошлом.
Каждый выходной
документ может быть выведен тремя
способами: на экран, на принтер и в файл. В файле документ можно
дополнительно редактировать, дополнять. А потом печатать. Так как после
просмотра на экране у врача может появиться желание распечатать документ или
записать его в файл, то такие возможности должны предлагаться тут же.
Основные выходные
документы. Для полного и быстрого ознакомления
со всем, что сделано и делается, служит «Полная
история болезни». Другой вариант - «Выписка из истории болезни» - отличается только тем, что
в него не включаются организационные моменты: сведения об организационных
трудностях, замечания врачу, автоматические напоминания об огрехах. В полной
истории всё это выводится: и для самоконтроля врачу, и для контроля
руководителю, и для понимания особенностей момента, когда приходится
анализировать причины ошибок и задержек.
«Выписка»,
которую посылают другим врачам или дают на руки пациентам, не всегда должна
содержать всю информацию о диагнозах. В одних случаях диагноз не принято
доводить до сведения пациента, в других просто нужно указать только основное
заболевание (например, при оформлении инвалидности). Поэтому в момент вывода
программа спрашивает, как выводить каждый диагноз: полностью, только в виде
кода МКБ или не выводить вовсе. Сходным образом включается в выписку и
информация об осложнениях. Так документ модифицируется на ходу.
Эту
модификацию можно продолжить. По желанию врача одновременно с «Полной историей» или «Выпиской» могут
выдаваться дневники, лист лабораторных анализов, протоколы операций,
статкарта. Каждый из этих компонентов можно вывести и сам по себе. Отдельно
выводятся также «Анамнез и статус» и «Рекомендации и заключения».
Когда
больной выписывается из стационара, выписка автоматически дополняется
подсчётом принятых медикаментов.
Таким
образом, каждому, кто хочет и вправе ознакомиться с положением дел,
предоставлена полная свобода. Для каждой цели можно выбрать подходящее
сочетание элементов главного медицинского документа.
Потому-то
и нет необходимости заглядывать отдельно в разделы «Диагнозы», «Лабораторный
контроль» или «Терапия». Это имеет смысл лишь тогда, когда надо что-то добавить
или отменить. Кстати, вот ещё одна услуга. Когда врач объявляет о переводе
больного в другое отделение или о выписке из больницы, только что упомянутые
экраны открываются автоматически. Это сделано для того, чтобы перед передачей
дел в другие руки врач не забыл сделать последние пометки и поправки.
Вторичные документы. Без всяких новых усилий выдаётся ряд других выходных
документов: направление на экспертные комиссии, на консультации, в
лаборатории и кабинеты, рецепты для аптеки, экстренные извещения для СЭС,
тубдиспансера и онкодиспансера, подсчёт принятых медикаментов, выполненных
консультаций и анализов. Так же выдаются и подключённые к истории графические
файлы – рентгенограммы, УЗИ, ЭКГ и проч.
Для
медсестры стационара выдаются список диагностических назначений врача и лист
лечебных назначений. Последний сформирован так, чтобы в нём можно было
отмечать выполнение назначений и их отмену, - в нём есть графы с уже
проставленными датами на 7-10 дней вперёд. Для отделения реанимации
назначения можно вывести в виде суточного плана-графика, в котором
предусмотрены почасовые отметки о выполнении, а также ведение почасового
графика наблюдения (температура, пульс, АД, дыхание, водный баланс)
Для
всего этого врач уже всё приготовил, никакого нового ввода уже не требуется
(исключение – рецепт). На всё тратятся считанные секунды. И всё это не обязательно должен выводить сам врач.
Ему достаточно подписать документ, печатать его может любой помощник. Вот где
возрастает роль медсестры.
О новизне в роли
медицинской сестры.. Впрочем, главная
роль сестры опять не в том, чтобы непременно освободить врача теперь уже от
вывода информации (о помощи на вводе я уже ядовито отзывался в прошлый раз).
Конечно, на приёме в поликлинике сестра выведет на экран историю болезни
очередного пациента, пока врач моет руки, и даже отметит сегодняшней датой
саму явку. Конечно, она распечатает направления, рецепты, памятки. Конечно, в
стационаре медсестра может сама распечатать листы назначений и попросить
врачей их подписать. Но прежде всего она пользуется теми выходными
документами, которые нужны ей самой. Кроме листов назначений, это порционное
требование для пищеблока, списки с номерами диет, списки на лабораторные
анализы, форма 7 ежедневного учёта в стационаре, план работы медсестры участка
на дому и проч. Сестра легко обнаруживает в этих документах, что врач не
отменил того, что уже пора отменить, не отметил получение анализа и
консультации, забыл назначить диету, а то и вообще не завёл ещё историю
болезни на вновь поступившего. В таких случаях она непременно обратит на это
внимание врача или заведующего отделением, и информация будет тут же
исправлена. В условиях автоматизации медсестра – первый участник обмена
информации о больном, участник заинтересованный и требовательный. С этого начинается
шлифовка информации, пущенной врачом в оборот, забота о её полноте,
своевременности и достоверности.
Всё
это – и особенности работы медсестёр, и обеспечение качества данных –
отдельные темы. До них надо ещё кое-что обсудить применительно к врачу. В
конце концов, экономия времени – важная, но не единственная задача
автоматизации. Компьютер – инструмент умный, он должен быть использован для
усиления ума, как рентген, УЗИ и микроскоп – в подмогу зрению, а фонокардиограф
– чтобы услышать неслышимое. Компьютер должен делать то, для чего он прежде
всего придуман, - усиливать интеллектуальную работу врача, брать на себя
часть интеллектуальных функций. К этому и приступим в следующий раз.
|
Зарисовки с натуры
Этюд двадцать первый. «УвТовТав»
- Почему врачи сопротивляются автоматизации?
- Боятся.
- Чего же?
- Что написанное ими можно будет прочесть.
Все выходные документы действительно легко читать. И не только
потому, что исчезает всегдашняя проблема врачебного почерка. Повышается общая культура текста. Он - последовательный
и толковый, в нём нет досадных пробелов и несуразиц. Его грамотность
обеспечена заранее составленными и выверенными шаблонами и справочниками, так
что выходные документы почти не грешат ни орфографическими ошибками, ни
вульгаризмами. В них почти нет сокращённых слов.
Ох, уж эти аббревиатуры и сокращения: б-й, б-нь, б-ца, п-ка, вр.,
м/с, л/у (лимфатические узлы), м.пуз и т.д. и т.п. Они всегда меня то
раздражали, то смешили. Как-то на лекции я получил записку с таким
обращением: «УвТовТав!». Это было похоже на с детства любимое имя
Рики-Тики-Тави, так что я взял его на вооружение. Для истории болезни стиль
УвТовТав, конечно, не годится. Когда-то очень давно я довольно зло подшутил
над своим ординатором.
- Послушайте, Исаак Борисович, Ваши сокращения в историях совсем
уж нетерпимы, - сказал я в ординаторской.
- А что? – робко спросил Изя, хороший врач и добрый товарищ,
которого мы все любили.
- Вы написали, что больной «жалуется на боли в ж-е». Это где? В
животе, в желудке или всё-таки…?
- Неужели! У кого? В какой истории?
- Вот уж не помню.
С трудом сдерживаясь, мы выметались из ординаторской, а бедный
Изя судорожно листал свои истории болезни в поисках несуществующей записи. Но
с тех пор сокращений у него стало намного меньше.
При автоматизации так уже не
позабавишься. Стиль УвТовТав здесь преодолён.
Меня всё же попросили расшифровать «УвТовТав» - это, конечно,
«Уважаемый товарищ Тавровский»
|