ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 10.

14 декабря 2004 г.

 

Ответ на реплики

 

Благодарю за полезные и доброжелательные замечания Михаила Прокошина (о ссылках на свои программы) и Сергея Шубина (о роли медсестры). Они сказались уже на этом выпуске и будут мною учитываться в дальнейшем.

«Слишком много в одной рассылке, - написала мне самая взыскательная читательница, дочь. – «Не всякий дочитает до конца». Наверное, это справедливо. Но не хочется рвать тему, и вот этот выпуск получился ещё больше. Что делать? Попробую основные темы отобразить в виде гипрессылок. Выбирайте, читатель, и знакомьтесь только с тем, что вам интересно. Хоть с конца, хоть с середины.

 

    За счёт чего выигрывается время. Ориентировка и  навигация. Ввод цифр и букв. Шаблоны. Ввод дат. Роль справочников. Открытие справочников. Поиск в справочнике. Краткая картина ввода. Три способа вывода информации. Полная история болезни. Вторичные документы. О роли медсестры. Зарисовки с натуры.

 

 Рассуждение девятое

 

КАК ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ СБЕРЕГАЕТ ВРЕМЯ ВРАЧЕЙ                                                                                                                     

 

Как всё успеть? Как с толком тратить время – единственный не возобновляемый ресурс? Не обернутся ли новшества потерями этого ресурса? Такова постоянная и законная тревога врачей.

Чтобы электронная история болезни приводила к лучшему использованию времени, должны постараться трое:  разработчик, главный врач и лечащий врач. Первый должен поставить все возможности программирования на службу врачебному делу, второй – ввести электронную историю как единственный документ, который ведёт врач и из которого без участия врача формируются любые вторичные документы. Наконец, лечащий врач должен отказаться от старых привычек и приобрести новые.

Предположим, что так оно  и есть. Разработчик не рвётся в облака, руководитель не пятится назад, а врач не тянет в старую, привычную воду. За счёт чего получится выигрыш времени?

 

Необходимые оговорки

 

Описывая в этой рассылке должное, излагая возможности автоматизации, я не теоретизирую вообще, а опираюсь на опыт. Под ним понимается и создание программ, и участие в их эксплуатации во многих медицинских учреждениях, и наблюдение за работой этих учреждений на протяжении ряда лет. Следовательно, это опыт не только мой личный, но и множества врачей. Мне, кроме разработки, принадлежит лишь обобщение, осмысление и изложение этого коллективного опыта.

Естественно, что, говоря о должном, я ссылаюсь на свои программы, а, значит, могу получить упрёк в саморекламе. Слово неприятное, но что такое вообще публичное выступление, если не обнародование своих мыслей и своих дел? Так что бог с ними, с такими упрёками. А вот на окончательную истину не претендую. Можно иначе и лучше – пожалуйста. Нельзя меньше и хуже.

Моя задача – показать заинтересованным людям то, что уже получено и проверено. Именно поэтому вверху – адрес  сайта, где желающие могут увидеть точное отображение описываемых здесь систем, узнать кое-что об их внедрении и эксплуатации и получить демо-версии, чтобы проверить справедливость высказываемых здесь утверждений.

 

За счёт чего выигрывается время

 

Выигрыш получается несколькими путями.

1) Врачу не надо составлять ни одного вторичного документа: ни справок, ни направлений, ни листа назначений, ни выписки из истории, ни подсчёта принятых препаратов, ни списков, ни отчётов, ни экстренных извещений, ничего.

2) Полная история болезни выдаётся всегда в стереотипном виде, информация в ней располагается в одном и том же порядке, она абсолютно читабельна, в ней легко и быстро ориентируется не только сам врач, но и руководитель, и консультант, и контролёр, и медстатистик. Она доступна им всем – значит, они могут получать необходимые сведения, не трогая врача.

3) Все сведения о тяжело больных, сложных больных, о нагрузке, о тех или иных нехватках и задержках передаются руководителям без участия врача. Он не тратит ни времени, ни эмоций на то, чтобы довести до старших свои проблемы.

4) Руководители могут зафиксировать свои рекомендации в истории болезни, они будут на виду у врача, соответственно не надо тратить времени на напоминания и недоразумения.

5) Есть и ещё механизмы экономии времени – быстрая ориентировка в медицинских справочниках, встроенных в программу, автоматические расчёты (например, сравнение массы тела с должной, оценка рисков) и проч.

6) Наконец, средства ввода данных в историю болезни. Парадоксальным образом именно в них, в самой работе с компьютером часто стараются найти не выигрыш, а потери. В том-то и дело, что в правильно сделанной программе экономия времени как раз со ввода и начинается. И достигается она отнюдь не за счёт обеднения информации и не за счёт перекладывания работы с компьютером на медсестру – подобные варианты предлагают, но, на мой взгляд, они недопустимы.

Конечно, программист должен основательно поработать над вводом. И не рассчитывать на хорошую постановку задачи со стороны врача. Дело в том, что врач – абсолютно нетребовательный пользователь. Он покорно принимает всё, что дают.

 Помимо психологии здесь играет роль неосведомлённость о возможностях программиста.  «А нельзя ли…?», - робко спрашивает главный врач областной больницы о пустячном сервисе, обеспечить который – дело одного вечера. Ответ тут один: можно всё. Надо только сказать, что пользователю требуется. Но не говорят. Недоделки программиста принимаются как должное, их терпят. А иной программист работает по принципу «дитя не плачет – мать не разумеет». Не заплачет дитя. Мучаться будет, плакать нет.

Тем важнее, чтобы строже всех к программе отнёсся сам разработчик. Он должен влезть в шкуру врача и сам сформулировать требования к программе с позиций неподготовленного пользователя, сам сделать так, чтобы врач без специального обучения увидел в автоматизации не новую диковинную функцию вдобавок к его нелёгкой жизни, не что-то дополнительное, а просто хороший инструмент для повседневной работы. Самое первое и самое главное для этого – максимальная рационализация ввода данных.

Посмотрим, что тут должен получить врач, какими приёмами должен воспользоваться программист.

 

 

 

Как [электронная] история болезни помогает врачу вводить информацию

 

Я специально взял слово «электронная» в скобки. Пора договориться, что никакой другой истории нет. На бумаге есть только распечатки из компьютера. Исключим лишнее слово из употребления.

Когда история только заводится, в ней заполняются и паспортная часть, и социально-бытовые характеристики. Потом они не меняются или меняются очень редко. С собственно медицинской информацией, разнообразной и обширной, врач имеет дело постоянно. Пойдём за ним следом, но сначала одна просьба.

Попробуйте описать, как вы получаете и читаете эту рассылку, какие экраны сменяют друг друга, что надо щёлкнуть, какой кнопкой, какую клавишу нажимать, что за этим последует. Описание выйдет непомерно длинным, нудным и у неподготовленного человека создаст впечатление громоздкости. Это – ложное впечатление, рассказать – не показать. Когда вы будете читать моё описание, не поддавайтесь ложному впечатлению.

Для лучшего восприятия приведу снова макет первого экрана истории болезни, который уже демонстрировался в прошлом выпуске. Кстати, если вы его читали, обратите внимание: сегодня этот экран уже знаком, не пугает, вы уже в нём не заблудитесь. Так бывает и с тем, кто осваивает реальную историю, – со второго-третьего раза страхи проходят.

 

Ф.                                            Имя                                  Отч.                                 Пол                               Дата рожд.

Ул.                                          Д.        кв.       тел.                 плановый  первичный  городской местный работает

Направившее учреждение                                              Давность болезни при поступлении

Диагноз направившего учреждения

Принят                                 в       час.       мин.                 Фонд медицинского страхования

Врач приёмного покоя                                                      Страховой полис серия                    

Палата                                                         Учреждение убытия                                                     Дата выписки

Родственники:

Дополнения

 ДИАГНОЗЫ

 ФАКТОРЫ РИСКА

 Ухудшение в ходе лечения

 ОСЛОЖНЕНИЯ

 ЛАБОРАТОРНЫЙ КОНТРОЛЬ

 ВВОД результ. лабор. исслед.

 КОНСУЛЬТАЦИИ. ВТЭК. ВКК.

 Т ЕРАПИЯ. РЕЦЕПТЫ.

 ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕДУРЫ

 АКУШЕРСКИЙ АНАМНЕЗ

 БЕРЕМЕННОСТЬ

 Анамнез. Течение болезни.

 Заключения.Рекомендации

 Лист лечебн. назначений .

 Действующие назначения.

 Лаб. и рентген-контроль

 ЛИСТ АНАЛИЗОВ

 Важнейшие лабор. данные

 ПОЛНАЯ история болезни

 Выписка из ист. болезни

 ТЕКУЩИЙ ЭТАП

 ДНЕВНИКИ

 ЛЕЧАЩИЕ ВРАЧИ

 Клинический минимум

 Задачи госпитализации

 КОНТРОЛЬНЫЙ СРОК

 Клин.разбор.К санаторию

 БОЛЬНИЧНЫЙ ЛИСТ

 Переводы внутри б-цы

 ИСХОД ЛЕЧЕНИЯ

 УБЫТИЕ из больницы

 Алгоритм действ.врача

 Замечания предыд. этапу

 Замечания врачу

 Замечания медсестре

 Задержка консультации

 Отсутствие медикамента

 Прочие орг. трудности

 Внутриболнич. инфекция

 Занос инфекции

 Социальная дезадаптация

 Печать экстр. Извещений

 ДОПОЛНИТ. процедуры

    Бытовые условия

    Образование

    Профессия

    Инвалидность

    Особые контингенты

    Неработающий

    Учащийся

    Место работы

    Профвредности

Настоящий вид этого экрана представлен на сайте www.kirov.ru/~vmtavr (Содержание – Иллюстрации – Первый экран истории болезни).

 

Тем не менее, экран нагружен, поле зрения занято предельно. Это необходимо. Первое условие быстрого и эффективного ввода – хорошая ориентировка в разделах информации. Сразу, с первого экрана, который сам напоминает врачу, что можно делать, что надо сделать, о чём не забыть. С другой стороны, здесь не должно быть ничего лишнего – всё знакомое и понятное, никаких специальных рамок и боксов, никаких  украшений, никаких английских слов, никакого информационного шума.

На этот экран врач попадает сразу, как только в списке больных выберет щелчком или клавишей ENTER нужную фамилию. Точно так, всегда так – щелчком или ENTER – он попадает в следующее окно, на следующий экран, который будет фокусировать его внимание уже только на выбранном предмете, убирая всё лишнее для данного момента. Кроме этого предмета, кроме того, что имеет к нему отношение, здесь уместны лишь подсказки, скромные напоминания о способе работы для начинающих. Одно из таких напоминаний гласит, что шаг обратно делается с помощью клавиши ESC или щелчка в верхнем правом углу. Собственно, к этому сводится вся навигация: ENTER – вперёд, ESC – назад. Или щелчки мышью..

Я так подробно говорю о простых вещах потому, что история болезни должна быть рассчитана на множество людей, вообще не знакомых с компьютером. Работа с нею должна быть предельно простой, операции стереотипны, интуитивно понятны. Возможные случаи растерянности, непонимания должны быть заранее подстрахованы подсказками. Пользователь должен быстро усвоить, что в каждом экране есть всё, что нужно в данный момент, надо только посмотреть и прочесть. Ему надо усвоить одно-единственное правило: «Читай по-русски».

О требованиях к экранам и к перемещениям между ними сказано. Дальше надо позаботиться о технике самого ввода.

По технике ввода всю информацию можно разделить на 6 групп. Для каждой из них разработчик должен предусмотреть помощь врачу средствами программирования.

1) Ввод цифр в числовые поля прост. Пользование цифровой частью клавиатуры не представляет трудностей ни для кого. От разработчика здесь требуется лишь пара ухищрений: программный запрет на недопустимые символы и недопустимые значения. Не может сегодняшний пациент родиться 200 лет назад, не может дата регистрируемого факта быть больше сегодняшней даты и т.п. Дружественный интерфейс должен отвергать такие значения и показывать врачу его ошибку.

2) Буквы - иное дело. Помимо того, что новичку их труднее находить, возникает проблема смены кириллицы латиницей и обратно. Частично это преодолевается простым программистским приёмом. В русской программе фамилия пациента всегда – кириллица. Первый символ кода диагноза по МКБ-10 – всегда латинская буква. Во всех аналогичных случаях программа должна это «понимать» и вводить в историю тот символ, который действительно нужен, вне зависимости от установленной раскладки в момент нажатия клавиши.

    Принятый в Windows способ переключения с кириллицы на латиницу (двумя клавишами) – не лучший, особенно для начинающих. Могу смело рекомендовать вместо этого переключение одной клавишей с помощью утилиты Punto Switcher (http://www.punto.ru/switcher). Например, правый Shift  - кириллица, левый – латиница, правый Ctrl – переключатель. Эта полезная утилита позволяет ещё весьма удобно использовать функцию автозамены для ввода слов и целых текстов.

    Вообще же, пользование буквенной клавиатурой разработчик должен максимально сократить. Это удаётся на добрых 90 процентов. Обычный ввод слов и фраз можно оставить только для фамилии, имени и отчества пациента, а также для строки комментария к диагнозу. Вот, пожалуй, и всё. Остальное сделают за врача шаблоны и справочники.

3) Бинарная информация (по принципу «да/нет») не должна вводиться с буквенной клавиатуры. В парах «мужчина – женщина», «работает – не работает», «городской – сельский» и т.п. первый вариант должен быть в истории изначально, а смена производится нажатием клавиши ПРОБЕЛ.

4) Шаблоны текстов. Средства текстового редактора. Слово «шаблон» вовсе не означает ни трафаретного описания, ни шаблонного ведения больного. И без автоматизации врач всегда пользуется своими стереотипами, которых у него совсем не много – 2-3 для анамнеза и статуса, столько же для дневников. В истории болезни можно и нужно иметь в несколько раз больше. Автоматизация это легко обеспечивает. Эти дифференцированные варианты описания, предложенные хорошими специалистами на разные случаи жизни, - скорее не шаблоны, а лекала, с помощью которых легко обрисовать конкретную картину. Они не только облегчают описание – они напоминают врачу, что именно надо выяснить, выспросить, обследовать. Они – элемент программирования действий врача.

Именно этим, вложенными в них мыслями опытных врачей шаблоны отличаются от предложений описывать больного, вводя текст по слову. Например, сначала ввести слово «Кожа», а потом к нему подобрать определение из списка «сухая, влажная, розовая, бледна желтушная…». Такие приёмы напоминают мне учёных, которых видел Гулливер, попавший в Лапуту. Те изобрели машину со всеми на свете словами, машина их перемешивала,  а писцы записывали возникающие сочетания. Так мудрецы пытались написать все прошлые и будущие книги.

Перечень шаблонов предлагается тогда, когда врач входит в разделы «Анамнез», «Дневники», «Рекомендации» или «Операции». Выбранный шаблон щелчком вводится в историю и здесь редактируется. На этом этапе врачу предоставляются основные средства текстового редактора, включая манипуляции с блоками. Шаблоны должны быть составлены так, чтобы требовалась лишь минимальная правка: ввод конкретных данных (например, цифры артериального давления и пульса), стирание лишних вариантов и т.п. Надо заранее позаботиться, чтобы текст не требовал правки падежных и родовых окончаний, а места, где обязательно нужно выбрать один вариант из нескольких, бросались в глаза.

Разумеется, при вводе шаблона текст должен автоматически сопровождаться сегодняшней датой и фамилией работающего врача.

Особо следует сказать о дневниках. Вчерашний дневник (сделанный из шаблона) можно использовать для дневника сегодняшнего. Достаточно взять его в блок и скопировать под сегодняшней датой, а потом внести только ту правку, которая отражает динамику за прошедшее время.

Опыт показывает, что не так-то просто отучить врачей от теперь уже ненужных записей. Приходится повторно объяснять, что то, что вводится в другие, формализованные разделы истории, не надо писать ни в анамнезе, ни в дневниках, ни в протоколах операций. Не нужны в «Анамнезе и статусе» ни фамилия больного, ни само слово «больной», ни диагноз, ни «План», ни ссылки на анализы. Фамилия уже есть, для диагнозов предназначено специальное место, план обследования и лечения вытекает из сделанных назначений. Всё это отразится в основном выходном документе – «Полной истории болезни», так что незачем тратиться на повторы, да ещё с буквенной клавиатуры. 

Подчеркну, в чём вред таких записей. Они не только отнимают время, но и создают у врача ложное ощущение сделанной работы. Теперь вводить то же самое в специально предназначенные разделы вроде и не нужно – «Я ведь уже всё записал!». Надо терпеливо разъяснять, что только из этих специальных разделов берутся данные  для помещения на нужном месте в распечатке истории, для автоматических сигналов самому врачу, медсестре, лаборантам, руководителям, медстатистику, для сводок и отчётов. В оборот идёт только формализованная информация, а привычные произвольные описания – это лишь дополнение, рисунок, отображение индивидуальных черт, важных для полноты представления о пациенте, но прямой связи с принятием решений не имеющих. Для всего, что имеет такую связь, есть формализованные поля.

Даже когда это объяснишь, нередко информацию вводят и туда, и сюда, совсем уж напрасно расходуя время и создавая условия для разночтений. Это мы только говорим, что писанина замучила. От неё, бывает, за уши не оттянешь.

5) Ввод дат вообще-то не сложен, но требуется очень часто. Постановка и отмена диагноза, назначение и отмена лекарства, назначение и получение консультаций и анализов, операция, смена лечащего врача, - всё привязано к датам. Поэтому рационализация здесь уместна. В моих программах она состоит в следующем.

При входе в поля, где фиксируется врачебное назначение или заключение, автоматически устанавливается сегодняшняя дата. Её можно исправить на другую обычным образом, а можно и всего двумя щелчками мыши: первый щелчок откроет контейнер дат, прилегающих к сегодняшней с обеих сторон, вторым щелчком избранная дата вводится в историю болезни.

В любое поле сегодняшнюю дату можно вставить клавишей «+» или щелчком по соответствующей подсказке. Удалить ошибочно введенную дату можно клавишей «-» или таким же щелчком. Удаление даты означает автоматическое удаление строки с её содержимым – диагнозом, операцией, тем или иным врачебным назначением. Всё это позволяет почти совсем не пользоваться для дат цифровой клавиатурой.

6) Ввод с помощью справочников. Это основной способ. Девять десятых всех сведений можно ввести именно с его помощью, были бы справочники. А они должны быть на всё, о существовании чего известно заранее: на факторы риска и виды анализов, на консультации и их цели, на диагнозы и операции, на лекарства, их дозы, частоту их приёма, на диеты, физиопроцедуры, фонды медицинского страхования, фамилии врачей больницы и т.д. Справочники нужны и для ввода, и для последующей обработки данных, к их видам и особенностям использования, к правилам их составления и поддержки ещё придётся возвращаться. Пока же посмотрим на них только как на средство ввода.

На вводе справочник нужен для того, чтобы не только посмотреть, но и щелчком ввести нужный текст в историю болезни. Вводится, разумеется, не текст, а код соответствующей строки, но на экран и на печать будет выведен именно текст, всё благодаря тому же справочнику. Пользование справочниками избавляет историю от разночтений и ошибок, резко повышая культуру медицинских документов. Ошибка теперь может зависеть только от составителя, причём она проявится сразу во многих местах и потому будет быстро исправлена.

Главное же достоинство справочника – быстрота ввода. Чтобы оно было реализовано, необходимо предлагать врачу справочник в упорядоченном виде и снабжать его удобными средствами поиска.

Большая часть справочников упорядочивается по алфавиту. Однако, этот принцип не подходит ни к диагнозам МКБ-10, ни к операциям, ни к лабораторным анализам, ни к перечню шаблонов. Здесь приходится располагать материал по содержанию: по областям тела, по видам лабораторий, по медицинским специальностям. Соответственно, меняются и средства поиска нужной строчки. Рассмотрим эти средства специально.

 

Как открывать справочник

 

Начнём с открытия справочника. В разных ситуациях оно организовывается по-разному.

Автоматическое открытие. Когда врач собирается выбрать историю болезни, ему сразу, без его просьб предлагается справочник врачей больницы, чтобы он выбрал себя, представился. Теперь в историю болезни будет вноситься его код. Тот же справочник трижды автоматически предлагается, когда регистрируют хирургическое вмешательство: для ввода фамилий хирурга, ассистента и анестезиолога (а при некоторых операциях – даже четвёртый раз, для перфузиолога). В большинстве же случаев справочник открывается по желанию врача.

Открытие по первым буквам.  Когда справочник упорядочен по алфавиту, для быстрого попадания в нужную зону обширного справочника сначала предлагается ввести первые 2-4 буквы искомого наименования, а потом нажать ENTER.

Открытие через указатель (оглавление). Есть обширные справочники, которые надо упорядочивать по содержанию, по разделам. Таковы «Диагнозы», «Операции», «Лабораторные и рентген-исследования», таков и справочник средств лечения (его, впрочем, и по алфавиту надо упорядочивать тоже). Когда нужны такие справочники, врачу сначала предлагается оглавление - перечень разделов (группы диагнозов, анатомические области, разделы терапии, наименования лабораторий).

Открытие по пробелу. В большинстве случаев, врач может открыть справочник нажатием клавиши ПРОБЕЛ.

Выход из справочников должен быть стереотипным: выход с выбором информации – ENTER или щелчок, выход без выбора – ESC. Выход без выбора в большинстве случаев означает, что, если в соответствующем месте истории болезни была информация, она удаляется.

Ничего этого врач не должен запоминать – способ открытия должен быть ясен по содержанию экрана. Это должен знать и сделать программист.

 

Как искать информацию в справочниках

 

Все справочники снабжаются стандартными средствами поиска – полосой прокрутки и передвижением с помощью клавиш курсора, включая PgUp/PgDn, Home, End, а также сочетание двух последних клавиш с нажатием Ctrl.

В справочниках, упорядоченных по алфавиту (фамилии врачей, фамилии больных), передвижение возможно последовательным набором букв, начинающих наименование. Каждая очередная буква перемещает курсор по направлению к цели. Обычно достаточно набрать не больше 3-4 букв.

Поиск диагноза или операции может осуществляться разными способами. О поисках с помощью указателя (оглавления) уже было сказано.

Поиск по коду. Если для часто используемого признака врач помнит код, он может набрать его и сразу ввести нужный диагноз или операцию, минуя открытие справочника. Если код будет набран частично, справочник автоматически откроется в соответствующей области.

Коды, однако, никто помнить не обязан, поэтому для поиска диагнозов, операций, осложнений и лабораторных анализов используется поиск по слову. Клавишей F8 открывается окошко, куда можно ввести слово, входящее в искомое наименование, или комбинацию слов. После этого предлагаются все строки справочника с этим словом, и нужная строка вводится в историю болезни нажатием ENTER.

Ввод средств лечения из справочника можно осуществлять двумя способами. Один – с помощью набора букв русского наименования медикамента. Двух-трёх букв достаточно, чтобы сразу попасть на необходимый препарат или рядом ним. Второй способ - через указатель (оглавление). Им удобно вводить диету, лечебный режим, физиотерапевтические процедуры. Этот же способ хорош, когда нужно перебрать препараты определённой группы (например, гепатопротекторы, цефалоспорины, диуретики и т.п).

Справочник медикаментов имеет ещё две особенности. При движении по нему всегда высвечивается название фармакологической группы, к которой относится препарат, а для большинства средств внизу экрана появляются краткие комментарии о показаниях, противопоказаниях и дозировке. Вторая особенность – сопряжение со справочником «Сигнатура». При выборе препарата этот последний справочник предлагает врачу все варианты уместных для него  назначений. Например, при таблетках – «По 1 таблетке 3 раз а в день», «по 2 таблетки 2 раза в день» и т.п. Выбранный вариант вводится в историю болезни. Заметьте, что при этом создаются условия для точного подсчёта принятых препаратов.

Из сказанного ясно, что оснащение справочниками – это вовсе не подключение к программе уже готового справочника Видаль или МКБ-10, что, к сожалению, практикуется в некоторых разработках.

 

Общая картина ввода

 

Лёгкость использования и внешняя простота достигаются лишь тогда, когда за ними - тщательно разработанные механизмы. Подробное описание этих механизмов может создавать ложное впечатление сложности в работе. Поэтому имеет смысл описать саму работу ещё раз, а о механизмах не думать. Вот   заполнение истории болезни глазами пользователя, а не разработчика.

Паспортная часть. Фамилия, имя, отчество, дата рождения пациента, время поступления – с клавиатуры. «Мужчина – местный – городской – работает» - или уже написано, или нажатием ПРОБЕЛА заменить на противоположное значение. Всё прочее – улица, давность болезни, направившее учреждение, врач приёмного покоя, страховая организация – через справочники. Щелчок – справочник открылся, ещё щелчок – выбранный текст помещён в историю. Номер дома, квартиры и полиса – с клавиатуры.

Анамнез, статус. Щелчок – вход в текстовое поле. Щелчок – перечень шаблонов. Щелчок – нужный шаблон введен в историю. Теперь стереть лишнее и вставить конкретные цифры (пульс, давление, даты и т.п.).

Всё остальное – диагнозы, факторы риска, диагностические и лечебные назначения, лечащий врач, контрольный срок, социально-бытовые характеристики – только через справочники. В каждом случае открывается поле ввода, состоящее из даты начала, даты окончания (отмены) и текстовой строки. Дата начала (сегодняшняя) уже поставлена, дата окончания – дело будущего. Щелчок – открылся справочник, ещё щелчок – выбранный текст вставлен в текстовую строку.

Важно, что обследование и лечение может вводиться не по одному элементу, а сразу комплексом. Для этого заведующий отделением должен заранее такие комплексы составить. Когда мы доберёмся до управления отделением, об этой функции будет рассказано подробно. А пока заметим, что одним нажатием клавиши можно назначить все первоначальные анализы и консультации, а ещё одним – всё первоначальное лечение.

Чтобы завести историю болезни в стационаре, врач тратит 7-10 минут, а если паспортная часть заполняется в программе «Приёмный покой», то на треть меньше. На дальнейшие записи, назначения и их отмену тратится совсем немного, тем более, что есть ещё средства, позволяющие быстро подряд делать однотипные процедуры с несколькими историями болезни: написать все сегодняшние дневники, отметить все сегодняшние консультации и т.п.

 

Как  история болезни помогает врачу получать информацию

 

Введенная в историю болезни информация доступна всем, для разных целей, для любых запросов. Она однотипно и рационально упорядочена, снабжена датой выдачи и сведениями об учреждении, - об этом врачу не нужно заботиться. Получение этой информации – это всегда выигрыш времени в сравнении с рукописной историей, оставленной в прошлом.

Каждый выходной документ может быть выведен тремя способами: на экран, на принтер и в файл. В файле документ можно дополнительно редактировать, дополнять. А потом печатать. Так как после просмотра на экране у врача может появиться желание распечатать документ или записать его в файл, то такие возможности должны предлагаться тут же.

Основные выходные документы. Для полного и быстрого ознакомления со всем, что сделано и делается, служит «Полная история болезни». Другой вариант - «Выписка из истории болезни» - отличается только тем, что в него не включаются организационные моменты: сведения об организационных трудностях, замечания врачу, автоматические напоминания об огрехах. В полной истории всё это выводится: и для самоконтроля врачу, и для контроля руководителю, и для понимания особенностей момента, когда приходится анализировать причины ошибок и задержек.

«Выписка», которую посылают другим врачам или дают на руки пациентам, не всегда должна содержать всю информацию о диагнозах. В одних случаях диагноз не принято доводить до сведения пациента, в других просто нужно указать только основное заболевание (например, при оформлении инвалидности). Поэтому в момент вывода программа спрашивает, как выводить каждый диагноз: полностью, только в виде кода МКБ или не выводить вовсе. Сходным образом включается в выписку и информация об осложнениях. Так документ модифицируется на ходу.

Эту модификацию можно продолжить. По желанию врача одновременно с  «Полной историей» или «Выпиской» могут выдаваться дневники, лист лабораторных анализов, протоколы операций, статкарта. Каждый из этих компонентов можно вывести и сам по себе. Отдельно выводятся также «Анамнез и статус» и «Рекомендации и заключения».

Когда больной выписывается из стационара, выписка автоматически дополняется подсчётом принятых медикаментов.

Таким образом, каждому, кто хочет и вправе ознакомиться с положением дел, предоставлена полная свобода. Для каждой цели можно выбрать подходящее сочетание элементов главного медицинского документа.

Потому-то и нет необходимости заглядывать отдельно в разделы «Диагнозы», «Лабораторный контроль» или «Терапия». Это имеет смысл лишь тогда, когда надо что-то добавить или отменить. Кстати, вот ещё одна услуга. Когда врач объявляет о переводе больного в другое отделение или о выписке из больницы, только что упомянутые экраны открываются автоматически. Это сделано для того, чтобы перед передачей дел в другие руки врач не забыл сделать последние пометки и поправки.

Вторичные документы. Без всяких новых усилий выдаётся ряд других выходных документов: направление на экспертные комиссии, на консультации, в лаборатории и кабинеты, рецепты для аптеки, экстренные извещения для СЭС, тубдиспансера и онкодиспансера, подсчёт принятых медикаментов, выполненных консультаций и анализов. Так же выдаются и подключённые к истории графические файлы – рентгенограммы, УЗИ, ЭКГ и проч.

Для медсестры стационара выдаются список  диагностических назначений врача и лист лечебных назначений. Последний сформирован так, чтобы в нём можно было отмечать выполнение назначений и их отмену, - в нём есть графы с уже проставленными датами на 7-10 дней вперёд. Для отделения реанимации назначения можно вывести в виде суточного плана-графика, в котором предусмотрены почасовые отметки о выполнении, а также ведение почасового графика наблюдения (температура, пульс, АД, дыхание, водный баланс)

Для всего этого врач уже всё приготовил, никакого нового ввода уже не требуется (исключение – рецепт). На всё тратятся считанные секунды. И всё это не обязательно должен выводить сам врач. Ему достаточно подписать документ, печатать его может любой помощник. Вот где возрастает роль медсестры.

О новизне в роли медицинской сестры.. Впрочем, главная роль сестры опять не в том, чтобы непременно освободить врача теперь уже от вывода информации (о помощи на вводе я уже ядовито отзывался в прошлый раз). Конечно, на приёме в поликлинике сестра выведет на экран историю болезни очередного пациента, пока врач моет руки, и даже отметит сегодняшней датой саму явку. Конечно, она распечатает направления, рецепты, памятки. Конечно, в стационаре медсестра может сама распечатать листы назначений и попросить врачей их подписать. Но прежде всего она пользуется теми выходными документами, которые нужны ей самой. Кроме листов назначений, это порционное требование для пищеблока, списки с номерами диет, списки на лабораторные анализы, форма 7 ежедневного учёта в стационаре, план работы медсестры участка на дому и проч. Сестра легко обнаруживает в этих документах, что врач не отменил того, что уже пора отменить, не отметил получение анализа и консультации, забыл назначить диету, а то и вообще не завёл ещё историю болезни на вновь поступившего. В таких случаях она непременно обратит на это внимание врача или заведующего отделением, и информация будет тут же исправлена. В условиях автоматизации медсестра – первый участник обмена информации о больном, участник заинтересованный и требовательный. С этого начинается шлифовка информации, пущенной врачом в оборот, забота о её полноте, своевременности и достоверности.

Всё это – и особенности работы медсестёр, и обеспечение качества данных – отдельные темы. До них надо ещё кое-что обсудить применительно к врачу. В конце концов, экономия времени – важная, но не единственная задача автоматизации. Компьютер – инструмент умный, он должен быть использован для усиления ума, как рентген, УЗИ и микроскоп – в подмогу зрению, а фонокардиограф – чтобы услышать неслышимое. Компьютер должен делать то, для чего он прежде всего придуман, - усиливать интеллектуальную работу врача, брать на себя часть интеллектуальных функций. К этому и приступим в следующий раз.

 

Зарисовки с натуры

 

Этюд двадцать первый. «УвТовТав»

- Почему врачи сопротивляются автоматизации?

- Боятся.

- Чего же?

- Что написанное ими можно будет прочесть.

Все выходные документы действительно легко читать. И не только потому, что исчезает всегдашняя проблема врачебного почерка.  Повышается общая культура текста. Он - последовательный и толковый, в нём нет досадных пробелов и несуразиц. Его грамотность обеспечена заранее составленными и выверенными шаблонами и справочниками, так что выходные документы почти не грешат ни орфографическими ошибками, ни вульгаризмами. В них почти нет сокращённых слов.

Ох, уж эти аббревиатуры и сокращения: б-й, б-нь, б-ца, п-ка, вр., м/с, л/у (лимфатические узлы), м.пуз и т.д. и т.п. Они всегда меня то раздражали, то смешили. Как-то на лекции я получил записку с таким обращением: «УвТовТав!». Это было похоже на с детства любимое имя Рики-Тики-Тави, так что я взял его на вооружение. Для истории болезни стиль УвТовТав, конечно, не годится. Когда-то очень давно я довольно зло подшутил над своим ординатором.

- Послушайте, Исаак Борисович, Ваши сокращения в историях совсем уж нетерпимы, - сказал я в ординаторской.

- А что? – робко спросил Изя, хороший врач и добрый товарищ, которого мы все любили.

- Вы написали, что больной «жалуется на боли в ж-е». Это где? В животе, в желудке или всё-таки…?

- Неужели! У кого? В какой истории?

- Вот уж не помню.

С трудом сдерживаясь, мы выметались из ординаторской, а бедный Изя судорожно листал свои истории болезни в поисках несуществующей записи. Но с тех пор сокращений у него стало намного меньше.

При автоматизации так уже не позабавишься. Стиль УвТовТав здесь преодолён.

           Меня всё же попросили расшифровать «УвТовТав» - это, конечно, «Уважаемый товарищ Тавровский»

Hosted by uCoz