ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

2 января 2007 г.

Советы непрофессионала

УПРОЩАЙТЕ ВНЕШНИЙ ВИД ПРОГРАММЫ.

Вариант совета для пользователя: требуйте простоты и понятности.

Ведение историй болезни, составление списков, сводок и отчётов, взаимодействие врача с другими врачами, медсёстрами, медстатистиками, лабораториями и кабинетами, контрольные функции руководителей, - всё это многообразие функций обеспечивается АРМом врача. Разработчику очень хочется с самого начала заявить о всех возможностях своего детища: расположить на первом же, а то и на каждом экране множество кнопок, всплывающих подсказок, несколько одновременно открытых окон. Показать, что всё можно сохранять, отменять, печатать, удалять, что можно вызвать календарь, получить ту или иную выходную форму, заглянуть в соседние разделы и проч.

Не стоит ничего этого делать.

Лечебно-диагностический процесс - деятельность целенаправленная. И врач - не турист, оглядывающий достопримечательности, а целеустремлённый деятель. Ему надо своё дело сделать, а не любоваться богатством возможностей. Богатство пусть будет, но не напоказ, а чтобы автоматически брать из него каждый раз только то, что необходимо и достаточно.

В каждый момент у врача только одна конкретная задача и один путь к цели. Для каждого шага на этом пути ему надо подать соответствующий инструмент. Только этот инструмент, ничего более. И только на том месте, куда устремлён взгляд, в центре поля зрения.

Лишь в самом начале, когда намерения пользователя ещё не известны программе, волей-неволей приходится заполнить выставкой весь экран. Это необходимо в двух случаях: при входе в АРМ и при открытии истории болезни. Количество и разнообразие функций АРМа и множество действий, которые приходится совершать при работе с историей болезни, так велики, что для начального выбора простым вертикальным меню ни там, ни там не обойтись. Но вот первый шаг сделан. Теперь всё дальнейшее можно и нужно организовать предельно просто.

В самом деле, за исключением редактирования текстов и ввода результатов лабораторных анализов с клавиатуры, работа пользователя с информацией фактически сводится к ответам "ДА" и "НЕТ" на последовательные предложения, которые делает программа либо в форме простого вопроса, либо в виде списка, в котором надо указать нужную строку. Открыть ли справочник лекарств? Назначить ли определённое лекарство? Пригласить ли консультанта? Ввести ли шаблонный текст для последующего редактирования? Поставить ли дату выполнения? Какую дату взять из предложенного календаря? Сохранить ли изменения в тексте дневника? Для ответов тут вполне достаточно стрелок курсора, клавиш ENTER и ESC и соответствующих им щелчков мыши.

Заметим: обоснованность любого подобного вопроса всегда вытекает из логики предыдущего шага. Эта логика должна быть известна программе. Заходили в текст дневников - надо проверить, были ли изменения, и спросить, сохранять ли их. И задать вопрос, не напечатать ли текст. Закончили работу с одной историей болезни - логично спросить, нужна ли следующая. И т.д., и т.п. Только тогда, к месту и надо задавать эти вопросы, а не постоянно держать на виду кнопки для соответствующих функций. Пусть пространство экрана остаётся свободным от всего, что не нужно врачу в эту минуту для решаемой задачи. Тем заметнее, выразительнее будет то, что действительно уместно и своевременно.

ENTER или щелчок по выбранной строчке меню - это вперёд. ESC или щелчок в стороне от меню - это назад, в предыдущий экран. Вот и весь стереотип, который надо усвоить пользователю, чтобы забыть о компьютере и сосредоточиться на своём деле. И меню должны выглядеть стереотипно, и поля, в которые надо вводить данные, должны располагаться, как правило, в одном и том же месте экрана, и советы и предупреждения появляться только тогда, когда это вызвано необходимостью. Врач не должен обозревать экран в поисках способа для очередного действия. Пусть программа сама выдаёт его, как это делает операционная сестра, вкладывая нужный инструмент в раскрытую ладонь хирурга.

Убрать с экрана всё лишнее надо из уважения к труду врача, внимание которого должно быть сосредоточено на пациенте, а не на компьютере. Не нужны многочисленные кнопки, условные обозначения, пиктограммы, широкие рамки, лишние слова, специальные "компьютерные" термины, не имеющие отношения к медицине. Тем более, ни к чему "оживляющие" картинки. Не нужно держать на виду сразу несколько окон, уподобляясь неряшливому работнику, завалившему стол бумагами.

На новоязе это - "интуитивно понятный интерфейс". По-русски - рабочая обстановка. Строгий порядок, чистота и ясность.

А богатство программы пусть проявляется в том, что после первого выбранного шага она сама с помощью ветвящейся последовательности простых вопросов и ответов приведёт врача к наилучшему выполнению его информационной задачи, сделает это с учётом всех деталей, всех особенностей конкретной ситуации, смоделирует эту ситуацию. Алгоритм программы должен отражать собою реальный алгоритм лечебно-диагностического процесса, имитировать его, быть его имитационной моделью. Впрочем, об этом - следующий совет.

Hosted by uCoz