ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 106

16 января 2007 г.

Советы непрофессионала

ЗАДЕЙСТВУЙТЕ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ НАВИГАЦИИ

Автоматизация лечебно-диагностического процесса по определению должна быть рассчитана на широкого пользователя. Как правило, неподготовленного, а иной раз и очень "продвинутого". Удовлетворить надо всех. Прежде всего это относится к способам движения по программе. Тут стоит учесть несколько соображений.

Первое - это выбор между клавиатурой и мышкой. Его надо полностью предоставить пользователю: чем хочет, тем пусть и пользуется. Есть, правда, исключения. Например, когда надо подстраховаться от случайных нежелательных действий, пользователя обычно просят подтвердить своё желание. Такое подтверждение лучше связывать не со щелчком, а с нажатием сравнительно редко употребляемой клавиши, например клавиши пробела. Это побуждает на секунду задуматься и позволяет программе при любом рефлекторном действии, кроме нажатия такой клавиши, сохранить прежнее состояние.

Навигация с помощью клавиатуры должна быть возможна везде и всегда. Неподготовленному пользователю гораздо проще пользоваться именно клавишами, а не мышью. Кроме того, стоит принять во внимание, что работа в АРМе врача - это не прогулка по Интернету. При прогулке осматриваются, перебирают то одно, то другое, разглядывают, возвращаются, раздумывают. Движения мышки вполне соответствуют и способствуют этому процессу. Но в АРМе врач работает не для прогулок. В огромном большинстве случаев он движется к определённой цели, стереотипно, проторёнными путями, не оглядываясь по сторонам. Такое движение заметно быстрее осуществляется нажатием клавиш. Надо только, чтобы это были почти всегда одни и те же клавиши: ENTER - для движения вперёд, ESC - для возврата. Во всяком случае, при обучении новичков имеет смысл рекомендовать именно клавиатуру. Показать своё владение мышью они всегда успеют.

Я сказал о пошаговом движении вперёд и назад, но не в сторону и не прыжком. Возможность из одного участка программы попадать в другие, минуя строгую последовательность экранов, не даёт полезных результатов. Можно, конечно, сделать кнопки, позволяющие одним махом уйти из программы вообще, или, не покидая истории болезни, зайти в какие-нибудь отчёты. Но это лишь утяжеляет картину на экране и затрудняет ориентировку. Древовидная схема, когда для перехода в другую область надо вернуться к уже пройденной развилке, проще и быстрее. Исключение стоит делать только для функциональных клавиш и только по ограниченным поводам (например, использование клавиши F1 для получения справки).

Выбор из предлагаемых меню надо обеспечивать всеми возможными способами: и передвижением с помощью клавиш курсора с последующим нажатием ENTER, и щелчком мыши, и "горячими клавишами". Последний приём - самый быстрый, его надо настоятельно рекомендовать пользователю, но только если в качестве "горячих" используются не буквы, а цифры, знак равенства и символы "/","*","+" и "-": соответствующие клавиши легко находить.

В медицинских системах необходимы разнообразные и нередко очень обширные справочники и списки. Движение по ним надо обеспечивать тоже всеми способами: стрелками курсора, листанием, набором букв, линейкой прокрутки. Некоторые справочники отличаются неопределённостью структуры входящих в них элементов. Ключевое слово там может находиться не в начале, а в середине строки. Таковы справочники диагнозов, операций, осложнений, медикаментов. Для них целесообразно предусмотреть поиск по ключевому слову или комбинации слов. Кроме того, следует в зависимости от ситуации разными способами упорядочивать один и тот же справочник: то по кодам, то по алфавиту. Некоторые справочники надо, сверх того, упорядочивать и по определённым группам, по содержанию: медикаменты - по клинико-фармакологическим группам, операции - по анатомическим областям, осложнения - по анатомическим и клиническим характеристикам.

Очень важно для быстрого поиска соблюдать во всех меню принцип полного множества, то есть предлагать все возможные варианты, включая те, которые невозможно предусмотреть. На этот случай в большинстве справочников нужна строка "Прочие" или её аналог. Справочник врачей, например, должен содержать строку "Врач другого учреждения", справочник улиц - строку "Нет в словаре". Использование таких строк можно программно обрабатывать, предлагая ввести отсутствующий в справочнике текст с клавиатуры. Затем эти случаи можно выявлять и пополнять справочники содержательными записями.

Наконец, для двух самых обширных меню - начального в АРМе и начального в истории болезни - имеет смысл использовать строку "Вспомогательные процедуры" или "Дополнительные процедуры", выбор которых открывает следующее обширное меню. Пользователь должен быть уверен, что для него всё предусмотрено, что на экране непременно есть то, что может ему потребоваться, а если этого нет, значит надо заглянуть в "Дополнительные процедуры". К такому правилу плюс призыв "Читайте по-русски" и должна сводиться вся инструкция по навигации.

Пользователю должно быть просто. Разработчику надо потрудиться.

Hosted by uCoz