ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 107

23 января 2007 г.

Советы непрофессионала

О ДРУЖЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ

Общение программы с пользователем состоит в том, что ему предлагается для дальнейших разумных действий что-нибудь нажать или где-нибудь щёлкнуть, а он непредсказуемым образом делает что-то совсем несообразное и потом недоумевает. Программисты это знают, злятся и придумывают всяческие ухищрения, которые называют для внешнего употребления красиво и важно - дружественным интерфейсом, а между собой - защитой от дурака: надо же дать выход раздражению, пока не разобрались, кто виноват. А виноват, разумеется, разработчик - клиент всегда прав.

Нередко говорят, что прежде чем вводить автоматизацию, надо обучить врачей обращению с компьютером. Не согласен. Раз уж программа предназначена для широкого использования, пусть она предполагает в пользователе лишь одно умение - читать по-русски. Поначалу, не понимая этого, я терпеливо (или не очень) объяснял, что не надо нажимать ENTER вместо ESC или клавишу F1 вместо единицы. Потом понял, что человеку свойственно ошибаться, а компьютер для того и нужен, чтобы уберечься от ошибок.

Пусть программа действительно заботливо и по-дружески сопровождает, поддерживает и оберегает пользователя, поясняя к месту, что и как надо или не надо делать: сделал шаг к необратимым последствиям - предупредит и предложит отступление, нажал не относящуюся к делу клавишу - не отреагирует или, "догадавшись" о намерениях пользователя, выполнит их, несмотря на ошибочный сигнал. Например, при вводе фамилии, имени и отчества понятно, что имеется в виду кириллица - значит, нажатие клавиш программа сама должна интерпретировать именно так, хотя бы клавиатура была настроена на латинский алфавит. Наоборот, при вводе кода диагноза по МКБ надо "понимать", что код начинается с латинской буквы, и вставлять именно её вне зависимости от раскладки клавиатуры в данный момент. В обоих этих примерах следует позаботиться и о том, чтобы первым символом вводимой информации была заглавная буква, даже если клавиатура находится в нижнем регистре.

Такая заботливость должна распространяться и на содержание информации, которую врач вводит в историю болезни. Напоминать о вводе обязательных сведений, а то и категорически требовать их ввода (не выпускать из кадра), следить за логичностью дат, в частности, за тем, чтобы не вводились даты из будущего или далёкого прошлого там, где они неуместны, предложить проверку на факторы риска, когда для этого есть основания, вовремя выдать информацию о риске, в положенный день направить больного на КЭК или на контроль к узкому специалисту, - всё это можно делать автоматически. Не только соблюдение правил оформления истории болезни, но и многие правила работы с пациентом можно вложить в АРМ врача. Здесь понятие о дружественной программе смыкается с представлением об интеллектуальной поддержке врача, о поддержке принятия решений.

Принцип "дружественности" стоит распространить и на более широкую сферу. АРМ должен удовлетворить желание врача видеть обобщение своей работы и её оценку за тот или иной отрезок времени, сравнить себя с другими. Как внимательный и строгий друг, АРМ указывает на допущенные огрехи раньше, чем эта информация будет передана заведующему отделением или главному врачу. Но, конечно, не позволяет ничего скрыть: дружба - ценность, но истина дороже.

В принципе, всё, что можно сформулировать в виде чёткого правила, надо автоматизировать. Пусть компьютер берёт на себя соблюдение правил везде, где можно. А там, где нельзя, пусть вовремя сообщает об их нарушении. И нечего не требует взамен. Разве только читать по-русски.

Hosted by uCoz