ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 118

10 апреля 2007 г.

Галерея и комментарии.

ОТКРОЕМ ИСТОРИЮ БОЛЕЗНИ.

Похоже, понятие "история болезни" в умах разработчиков автоматизированных систем непроизвольно искажается. Те, кто предполагает в будущем единую для всех базу данных, понимают под историей совокупность всех сведений о пациенте от рождения до смерти. Это не соответствует представлениям лечащего врача. Для него история - документ, отражающий определённый этап событий и их специфический аспект, тот, который важен для принятия решений. Потому-то на каждую госпитализацию нужна отдельная история болезни, в поликлинике - своя история, в санатории - своя. История болезни ребёнка (она же - история развития) не может быть точно такой, как история болезни взрослого. В женской консультации нужен не такой документ, как в тубдиспансере.

Различия - в акцентах. То, что в одной обстановке требует тщательной детализации, в другой надо подать обобщённо. Иначе врач не сможет успешно использовать нарастающую информацию. Этот выработанный практикой специализированной медицины принцип документирования автоматизация должна сохранить, а не разрушить. Здесь нет противоречия правилу однократного ввода информации. Обобщённая информация - вовсе не простое повторение того, что уже вводилось. Это новая мысль, новый взгляд на прошлые события, новая информация. Она нужна ничуть не меньше, чем породившие её детали.

Я начинаю с истории болезни стационара. В поликлинике она и во многом та же, и имеет особые разделы. Специфику отражать необходимо, однако важно и другое: всё, что по содержанию одинаково, надо сделать одинаковым и по форме. Так, результаты лечения констатируются по-разному: в стационаре указывается исход, в поликлинике - переход из одной диспансерной группы в другую. Но обследование, диагнозы, лечение, операции, дневники, - работа со всей этой информацией должна быть организована соверщенно единообразно. Форма - тоже информация, она должна правильно и быстро ориентировать.

После этих замечаний можно перейти к показу. Иллюстрации вызываются из текста гиперссылкой.

Вход в историю болезни из первого экрана АРМа врача стационара (рис. 6).

Этот экран знаком читателям по предыдущему выпуску. Курсор изначально стоит на том пункте меню, который используется чаще всего. Чтобы выбрать его, достаточно нажать ENTER (или "серую" клавишу со звёздочкой, или щёлкнуть строчку). Результат - переход в справочник "Врачи".

Врач должен представиться (рис. 7).

В справочнике "Врачи" курсор сразу устанавливается на фамилию врача, если он уже представлялся раньше. Поэтому достаточно опять нажать ENTER (или щёлкнуть). Если нужна другая фамилия, надо щёлкнуть её. Если она - вне экрана, её находят набором первых 2-3 букв. При этом не надо заботиться ни о регистре, ни о раскладке клавиатуры: "BDF" программа воспримет как "Ива" (взгляните на вашу клавиатуру).

Итак, вторым щелчком указан врач, и программа предлагает открыть список пациентов, находящихся в отделении.

Выsов списка пациентов (рис. 8).

Открыть список можно четырьмя способами: по алфавиту, по лечащим врачам, по палатам, наконец, сразу представить тех, кого лечит работающий за компьютером врач. Достаточно щёлкнуть соответствующую кнопку.

Наиболее употребителен выбор путём набора двух-трёх начальных букв фамилии - упорядоченный по алфавиту список откроется в соответствующем месте. На рисунке показано, что для открытия истории болезни Девушкиной (или Девлетиной, или Деверовой) набраны символы "дев". Здесь тоже не надо заботиться о регистре и раскладке - с одинаковым успехом можно набрать "LTD".

Выбор пациента из списка (рис. 9).

Надо нажать ENTER (или щёлкнуть). Если нужна другая фамилия, её находят листанием или набором по буквам.

Итак, чтобы приступить к работе с историей болезни, начиная с исходного экрана АРМа, надо потратить 2-3 секунды на несколько щелчков или нажатий ENTER.

Работа с историей болезни (рис. 10).

Исходный экран истории болезни обнажает её структуру. Это - меню. Оно содержит всё, что понадобится врачу, а если чего-то необходимого в нём нет, значит оно всё равно есть - в "Дополнительных процедурах" (последний пункт четвёртого столбца в верхнем ряду). Исходое меню должно быть обширным по определению: врачу надо видеть все свои инструменты для работы.

Лишь при первом взгляде кажется, что здесь трудно ориентироваться. Чуть дальше я покажу, что это не так. Пока же подчеркну: почти все пункты этого меню предназначены именно для работы с историей, для ввода в неё информации, а не для вывода. Чтобы вывести на экран или на печать всю историю болезни, служит пункт "Полная история болезни" (во второй колонке верхнего ряда). Бегло познакомимся с ним, а потом вернёмся к структуре истории.

Полная история болезни

При щелчке по этому пункту предлагается указать вариант вывода. Можно вывести не весь период госпитализации, а только данные за заданный последний отрезок времени. На другие предложения можно ответить клавишей ESC - тогда в выходную форму будет включено всё. Но можно отказаться от дневников или протоколов операций, или листа анализов и т.п. Специальное меню для выбора вариантов будет показано в следующий раз.

История болезни обширна. Даже самые главные её части занимают немало места. Придётся посвятить им следующий выпуск, а пока ограничиться двумя фрагментами. Один - начальный: паспортная часть, анамнез, статус (рис. 12).. Расчёт возраста в годах и индекса массы тела, оценка индекса и клинический вывод из неё делаются автоматически. Программа сама напоминает, что не определена группа крови. Жалобы, анамнез и статус описаны с применением шаблонов. Понятно, что в описании жалоб и анамнеза жизни шаблоны направляют врача лишь самым общим образом. Зато изложение анамнеза болезни и описание статуса программируются ими детально, так что остаётся только убирать лишнее и вставлять числовые характеристики. Это ещё будет показано в специальном выпуске о шаблонах.

Другой фрагмент - из середины истории (рис. 13).Здесь - перечень диагнозов, задачи госпитализации, сделанные и заказанные консультации и исследования. Результаты анализов выводятся в разделе "Лист анализов", который на рисунке не уместился, как и лечебные назначения, операции, осложнения, консультации, сведения о больничном листе.

При всей неполноте этих примеров они дают представление о том, что распечатка истории болезни, во-первых, имеет привычный для врача вид. а, во-вторых, строго упорядочена, что очень важно для быстрой ориентировки. На этом прервём предварительное знакомство с выходном документом, отложив главное на следующий раз. Верннёмся к структуре электронной истории болезни.

Структура истории болезни (рис. 10).

Паспортная часть не требует комментариев, кроме того, что такие сведения, как улица, направляющее учреждение, его диагноз, давность болезни, страховая организация, фамилия врача приёмного покоя, вид документа, удостоверяющего личность, вводятся не набором с клавиатуры, а щелчком из соответствующих справочников.

Структура медицинского содержания истории болезни представлена в виде 6 разделов: 4 из них - в верхнем ряду и 2 - в нижнем. Для вывода данных здесь используются только 4-5 пунктов, всё остальное - только для ввода. Чтобы сориентироваться в этом обилии, достаточно один раз в него вглядеться.

Первая колонка - для сугубо медицинских сведений. За исключением результатов лабораторных исследований всё здесь вводится из справочников, щелчком мыши. Для анализов предлагаются соответствующие формы, но если используется комплекс "Лаборатория", то этим пунктом вообще не приходится пользоваться: анализы поступают в историю болезни автоматически.

Вторая колонка - для ввода текстовых записей (с использованием шаблонов), а также для вывода полной истории болезни и её компонентов.

Третья колонка - для информации организационного характера. Четвёртая - для сигналов о дефектах и проблемах. Последним пунктом в этой колонке открывается меню "Дополнительные процедуры", о нём речь впереди. Пятая и шестаая колонки - для социально-бытовых характеристик.

Придирчивые критики почему-то непременно обращают внимание на последние 2 пункта первой колонки. Им интересно, что будет, если пациент - мужчина. Спешу ответить: тогда этих пунктов не будет. Не будет их в детской поликлинике у девочек до 12 лет. И в выходных формах будут учтены родовые окончания глаголов и эпитетов. Вообще, гибкость системы предполагает учёт взаимозависимостей сведений. В истории болезни ребёнка до 2 лет делается запрос о весе при рождении, при выборе медикаментов на экран не будут выведены средства, противопоказанные по возрасту, при отсутствии данных о больничном листе у работающего пациента об этом последует напоминание и т.д.

На исходном экране истории болезни не только паспортная часть содержит конкретную информацию о пациенте. Внизу выводится основной диагноз, а также социально-бытовые характеристики, если они введены. Большинство пунктов четырёх верхних колонок снабжается звёздочками: они означают, что раздел заслуживает особого внимания. Звёздочка рядом с "Диагнозами" означает, что диагноз ещё не поставлен, рядом с "Факторами риска" - что есть особый риск, рядом с "Лабораторным контролем" - что назначенные исследования ещё не выполнены, рядом с "Дневниками" - что уже несколько дней не пишутся дневники. И т.д., и т.п. Это - знаки тревоги, напоминающие, что надо войти в соответствующий раздел и действовать.

Выбор пункта делается щелчком (это единственный экран, где у мыши явное преимущество) или клавишами курсора и нажатием ENTER. После этого в каждом пункте предлагается свой способ ввода данных. Обратное движение обеспечивает клавиша ESC, возвращая пользователя в исходный экран.

*

Структурированность электронной истории болезни - первая из её трёх важнейших характиристик (вторая - используемые ею справочники, третья - шаблоны текстов). Чем детальнее разработана история, чем больше в ней разложено по полочкам, тем большее количество сведений может быть формализовано, обеспечено средствами удобного и быстрого ввода, доступно при обработке данных. Тем больше гибкость всей системы и способность её к развитию. Это полезно иметь в виду и разработчикам, и потенциальным пользователям.

Hosted by uCoz