ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 12

28 декабря 2004 г.

Кандидат мед. наук Александр Ефремович Михелашвили, директор компании "Биомедицинское обеспечение и консалтинг", пишет:

«Труд проделан Вашим коллективом громадный. Но насколько это нужно  доктору, который сидит за столом и должен описать больного, провести дифференциальную диагностику, подумать и т.д. А мы ему даем какие-то статотчеты или еще какие-то формы. Они нужны? Да, чиновникам, медстатистикам. Но не способствуют интенсификации умственного труда врача.

Наш коллектив (группа врачей и специалисты из одного академических институтов) занимается формализацией медицинских знаний, разработкой партнерских систем по принятию решений в области кардиологии, пульмонологии, нефрологии, функциональной диагностики. Из этой задачи мы сейчас выделаем отдельно "Помощник врача". Высылаю вам файл с аннотациями».

Уважаемый Александр Ефремович!  Отвечаю по обоим пунктам.

Сначала о «каких-то формах». Я вовсе не поручаю отчёты врачу. Врачу надо дать то, что нужно ему. Но из того же источника надо, минуя врача, дать информацию всем участникам процесса. Вот и всё. И исчезнет эмоциональное, но бессмысленное противопоставление запросов врача запросам уровней управления. Кстати, врач при желании тоже может посмотреть, в какие отчёты выливается его работа. Но есть ещё формы, необходимые ему самому, в том числе и те, что помогают думать. Это обобщение сделанного и достигнутого за период, удобные списки по темам, план работы участкового врача на неделю, план посещений на дому, экстренные извещения, направления на КЭК, кое-что ещё. Всё это нужно, полезно и должно выдаваться легко и просто. Не для чиновников и статистиков – самому врачу и его заведующему. А заодно и чиновникам.

За аннотации спасибо, ознакомился. Тут мы идём разными путями. Ваш "Помощник врача" сродни книге, руководству, схеме со всеми удобствами, которые можно извлечь из автоматизации. Но чтобы им воспользоваться, надо этого захотеть. Часто ли мы обращаемся к различным пособиям в повседневной работе? Тем реже, чем банальнее ситуация и чем больше уверенность в себе. Обычно , когда уже возникли неприятности. Вот где собака зарыта! Подсказку надо выдать ДО затруднений, активно, прямо по ходу ведения истории болезни. Вообще, у врача не должно быть новых функций, специальных обращений к помощникам – только ведение истории болезни, только то, что у него было испокон веку. Поддержку принятия решений надо встроить именно в работу с историей болезни, а не поместить её рядом. Это возможно. О радикальных решениях я расскажу в обозримом будущем, об отдельных приёмах – сегодня.

В ЧЁМ СОСТОИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ВРАЧА

Контроль на вводе. Напоминания. Автоматические решения. Диалоговые процедуры.

Профосмотр. Подсчёты. Уточнение клинических понятий. Ответственность.

Точка роста.

Уже говорилось, что подавляющее большинство врачебных ошибок, неточностей, несвоевременных, неполных или преждевременных действий связано с неаккуратностью, с проблемами памяти, с несовершенством способов обмена информацией и с нелогичностью суждений. Ещё до частных алгоритмов действий врача, описание которых я всё откладываю и откладываю, автоматизация может улучшить здесь  многое. Опираясь на введенные сведения или на отсутствие тех или иных данных, история болезни может сама контролировать, ориентировать, напоминать, подсказывать, предложить выбор, помочь в рассуждениях, автоматически сделать некоторые назначения.

Контроль информации на вводе

История болезни впустит не всякую информацию. Это только бумага всё терпит – программный ввод оснащён средствами контроля. Немыслимые даты невозможны. Запись без привязки к фамилии врача невозможна. Исправить задним числом или вообще стереть то, что было записано больше 3 дней назад, не удастся. Зафиксировать операцию и не указать вид обезболивания или фамилию анестезиолога не удастся. Принять больного в поликлинике и не назначить примерную дату следующей встречи не получится. И так далее, и тому подобное. Всё это можно сделать, всё это должно быть. Во всех этих случаях врачу надо на по-русски сказать, где он ошибся.

Особую роль в добротности вводимой информации играют справочники. Они не только гарантируют от орфографических ошибок – они удерживают рассуждения врача в рамках общепринятых терминов, классификаций, понятий. Лучший пример - справочник "Диагнозы", благодаря которому диагноз может быть поставлен только в соответствии с Международной классификацией болезней и причин смерти, причем врачу предоставля­ется все богатство этой классификации, а также сделанные к ней официальные российские дополнения.

То же надо сказать и о шаб­лонах текстов. Несколько десятков этих шаблонов, составленных с участием специалистов, - это, по сути, программы квалифицированного обследо­вания и толкового описания его результатов.

Наконец, во многих случаях на экран выводятся подсказки, обеспечивающие правильное и единообразное толкование терминов (определение групп диспансерного учета, понятий "основной" и "сопутствующий" диагноз, различий меж­ду "контрольным осмотром специалиста" и его "консультацией"и т.п.).

Автоматические напоминания.

Память подводит. Зная это, врач кладёт в карман халата записки с фамилиями больных, стараясь выделить неотложные дела и заботы. Одна из первых задач при автоматизации – освободиться от этой привычки. Обо всём важном история болезни напомнит с экрана сама.

Если эти напоминания не приведут к должным действиям, она передаст информацию об отклонениях от должного в ежедневную сводку для заведующего отделением. Сводка, впрочем, служит не только заведующему – ещё раньше она может послужить лечащему врачу для самоконтроля, для упреждения вмешательств руководителя. Так в стационаре. В поликлинике информация поступит в недельный план работы врача и в недельную сводку для руководителей.

О чём и как напоминает история болезни? Если нет диагноза, на первом экране истории болезни рядом со строкой «Диагнозы» будет стоять красная звёздочка – сигнал тревоги. В нижней строке каждого кадра будет написано «Нет диагноза». То же будет выводиться в «Полной истории болезни». Примерно то же будет, если нет лечения, не определены задачи госпитализации, не указан лечащий врач, не собран за первые 3 дня клинический минимум, пропущен намеченный срок контроля. В поликлинике то же самое будет, если пропущен намеченный срок явки на приём, а если он пропущен основательно, то в списке пациентов участка фамилия больного будет выделена цветом.

Тот же принцип использован для выделения больных с факторами риска, с назначенным, но ещё не выполненным обследованием, с операцией и т.п. С той разницей, что здесь основанием для сигнала тревоги служит не отсутствие, а наличие информации. Так же выделяются нерешённые организационные проблемы: нехватка медикамента, задержка консультации, рекомендация и замечание врачу, на которые тот ещё не отреагировал.

У беременных в каждом кадре высвечивается автоматически рассчитанный срок беременности, у экстренно госпитализированных – день болезни (с учётом давности болезни при поступлении), у оперированных – день послеоперационного периода.

В момент постановки некоторых диагнозов (например, диабет, пиелонефрит, пневмония) в специальном окне выводятся два списка: один – с чем надо дифференцировать этот диагноз, другой – какие осложнения не пропустить.

Эти примеры можно множить, но и приведенные показывают их разнообразие и пользу. Память врача можно основательно разгрузить, передав часть забот компьютеру.

Автоматические заключения и назначения

Компьютерной программе можно поручить все те решения, которые основаны на введенной информации и принимаются по строгим правилам.

В поликлинике при ряде хронических заболеваний (хронический бронхит, ишемическая болезнь сердца, хронический гастрит и проч.) полагается раз в полгода-год делать контрольные обследования и консультации «узких» специалистов. Это простое правило легко программируется: по истечении заданного срока в историю болезни автоматически вводится очередная порция назначений, которые будут переданы медицинской сестре, консультантам и лабораториям.

Аналогичную функцию можно поручить автоматике в отношении обследования беременной Если отмечена беременность, то программа следит за её сроком и сама назначит в заданные сроки так называемые 1-й и 2-й акушерские минимумы, установленные официальной инструкцией. .

Если определённые сочетания факторов (пол, возраст, акушерский анамнез, заболевания вен и проч.) всегда оцениваются как повышенная опасность тромбоэмболических осложнений, программа способна сама на это указать, занести этот вывод в раздел «Факторы риска», а при графика операций напомнить о нём. Более того, после операции она должна автоматически назначить профилактические мероприятия. Так как они нужно не при всех операциях, она должна «понимать» и это. Так как профилактика осуществляется при разных обстоятельствах по-разному, она должна учитывать и эти обстоятельства.

Можно сколько угодно твердить, что врач должен и сам всё помнить, - это не защитит от упущений. Совсем другое дело - автоматическая передача необходимых назначений медицинской сестре или включение их в автоматически составляемый график операционного дня.

Приведенные примеры – только часть того, что уже сейчас делает история болезни. Её вполне можно пополнять и новыми деталями. Были бы сформулированы правила.

Эти правила не обязательно должны быть всеобщими, они могут быть «местными», важными только для данного учреждения на данном этапе его деятельности. Можно и это обеспечить: предоставить руководителям учреждения самим настраивать автоматические назначения, показания к ним и их содержание. Но об этом – позднее, когда доберёмся до автоматизированного управления поликлиникой и стационаром.

Встроенные диалоговые процедуры и анкеты

Иной раз достаточно задать пациенту несколько простых вопросов, чтобы заподозрить у него серьёзное заболевание, на которое он сам не жалуется. Педанты настаивают, что для выявления гипертрофии предстательной железы это следует делать у каждого мужчины старше 40, а для ранней диагностики ишемии сердца опрашивать специальным образом мужчин после 30, а женщин после 40 лет. Конечно, это - советы впустую, Не вспомнит об этом врач, внимание которого сосредоточено на том, что он уже обнаружил. Зато самой истории болезни вполне можно поручить такие опросы:  в стационаре – раз за госпитализацию, в поликлинике – раз в год. И не только опрос, но и вывод о подозрениях, и назначения анализов и консультаций для их подтверждения. Разумеется, надо знать меру и сделать так, чтобы кардиологу не навязывался автоматический опрос об ощущениях в области сердца, а урологу – об особенностях мочеиспускания.

В то же время, надо предоставить возможность проводить такие опросы по желанию врача у любого пациента, при любых обстоятельствах. Соответственно, «Дополнительные процедуры» в истории болезни включают в себя пункт «Определение риска некоторых заболеваний». Здесь программа задаёт вопросы, анализирует ответы, сообщает о риске уже упомянутых заболеваний, а также о риске заболеть туберкулёзом, о вероятности смерти от сердечной патологии и проч. Протокол диалога можно записать в историю, в раздел «Рекомендации и заключения» или в «Дневники».

Ещё один аспект применения диалоговых процедур – проверка обоснованности некоторых диагнозов. Российские психиатры сделали обширные официальные дополнения к МКБ-10, причём снабдили их такими инструкциями, которые подчас совершенно невозможно держать в уме. Например, для некоторых диагнозов необходимо, чтобы имелись симптомы трёх группы, причем из одной – не меньше 3 симптомов, из другой – не меньше 4 и т.д. Если условие не соблюдено, то это уже другой диагноз. Таково положение с соматоформными, фобическими, тревожными и обсессивно-компульсивными расстройствами. Автоматизация позволяет с помощью рационального опроса о симптомах, отвергнуть первоначальную формулировку и предложить более подходящую. Такой опрос предлагается автоматически – стоит только поставить диагноз, относящийся к этим группам.

«Специалист подобен флюсу, ибо полнота его одностороння», - говорил Козьма Прутков. Естественно, что врач ищет у пациента прежде всего то, что относится к его специальности. Нередко только это. Мало того, и пациент, зная, что имеет дело со специалистом, сообщает врачу лишь то, что, как ему кажется, стоит сообщать этому специалисту. О других своих проблемах со здоровьем он часто умалчивает. Наивно рассчитывать, что это естественное поведение можно изменить призывами. А с помощью автоматизации можно.

В «Дополнительных процедурах» истории болезни есть функция «Профосмотр». Она позволяет напечатать для пациента анкету из полусотни вопросов. Ему надо пометить только то, на что он отвечает утвердительно. В заполненную анкету медсестра впишет главные результаты основных анализов и всё это введёт в такую же анкету на экране. Теперь программа учтёт не только эти данные, но и уже поставленные диагнозы, и пол и возраст пациента, и обстановку (стационар или поликлиника). Результатом будет перечень тех специалистов, которым надо показать больного. С вероятностью около 70 процентов эти специалисты обнаружат у пациента что-то своё.

Автоматические расчёты

Что-что, а уж арифметические процедуры надо полностью отдать компьютеру. Кроме уже упомянутых давности острого заболевания к сегодняшнему дню, срока беременности, дня послеоперационного периода, надо автоматически считать возраст пациента на данный момент. Иной раз важно вовремя оценить переход пациента из одной возрастной группы в другую: у детей младшего возраста, у тех, кто вот-вот войдёт в пенсионный возраст, в некоторых других случаях. Автоматически рассчитанный возраст должен выводиться рядом с датой рождения.

Если введены рост и вес пациента (а для этого в «Дополнительных процедурах» есть функция «Антропометрия»), то автоматически должен рассчитываться и выводиться индекс массы тела. Если при этом есть правила оценки этого индекса, то выводить надо не только его, но и заключение о недостаточном весе и его возможных причинах, о степени ожирения и связанном с ожирением риске гипертонии, ИБС, диабета. При этом программа должна «понимать», что увеличение веса у беременной или у почечного больного – вовсе не следствие ожирения.

Некоторые важные клинические заключения основываются на балльных оценок. Это должно быть встроено в историю болезни. В моём варианте «Дополнительные процедуры» содержат расчёт максимального потребления кислорода по Дьюку, определение степени хронической сердечной недостаточности, оценку качества жизни у больного аритмией сердца. Достаточно в представленных анкетах пометить те вопросы, на которые дан положительный ответ, чтобы программа выдала то самое заключение, которое предусмотрели авторы соответствующих методик, известных, опубликованных, полезных, но в обычной практике почти не находящих применения.

Уточнение некоторых клинических понятий

Во врачебной практике широко используются термины, за которыми стоят не очень чёткие понятия. Я могу понимать под ними одно, вы – другое, они – нечто третье. Что такое задачи госпитализации? Обычно врач стационара пишет: «поступил для обследования и лечения». В чём смысл такой констатации? Для чего ещё может поступить пациент? Если есть задачи госпитализации, то должны быть и задачи наблюдения в поликлинике? Каковы они? Что такое клинический обход, клинический разбор, рекомендация врачу, замечание врачу? Что такое «тяжелый больной»? Что стоит за «факторами риска»?

Всё перечисленное – понятия клинико-организационные. Они связывают клиническое состояние больного с организацией работы в его пользу. Тем важнее их строго определить. Но как? Проповедями тут не поможешь. Иное дело – автоматизация.

История болезни сама напоминает «сигналом тревоги», что задачи госпитализации должны быть указаны. При входе в соответствующее поле открывается справочник, а там – и лечение острого заболевания, и лечение обострения у хроника, и профилактический курс, и обследование для определения инвалидности, определение операбельности, хирургическое лечение, уход за родственником и ещё кое-что. Сходным образом обстоит дело и с задачами диспансерного наблюдения. Каждая из этих задач требует своих сроков и своих ресурсов, решение каждой определяется достижением своего определённого результата. Для планирования, организации и оценки результатов врачебных действий это немаловажно. И для правильного умонастроения врача тоже.

Такой же справочник открывается для констатации факторов риска. А в нём – и тромбоопасность, и угроза кровотечения, и подозрение на онкологию, и тяжёлая форма сопутствующего заболевания. Это не диагнозы, это может быть при любом выставленном диагнозе. Но именно эти характеристики должны приковывать к больному внимание не только врача, но и заведующего отделением, и дежурного врача. А чтобы на самом деле приковывали, история болезни передаёт фамилии таких больных в ежедневную сводку отделения. Поместите эту сводку у всех на виду – о больных с повышенным риском будут помнить все.

«Тяжело больной» - такой, который требует неусыпного наблюдения. Такая потребность может возникнуть и при тяжёлой фазе болезни, и всего на сутки после некоторых инвазивных исследований, - не важно. Важна степень угрозы, которую надо вовремя отразить. Днём больного должны посмотреть и лечащий врач, и заведующий, вечером - дежурный врач (и, конечно, записать дневник).

Вот посмотрите, как быстро в условиях автоматизации такое понимание «тяжести» будет усвоено врачами. Фамилии тяжело больных появляются и в сводке отделения, и в сводке у главного врача. Не пометить тяжело больного – значит при первом же эксцессе напроситься на справедливый упрёк руководителя. С другой стороны, автоматический анализ работы врача учитывает, как часто ему приходилось сталкиваться с тяжестью состояния и с факторами риска. Кому же хочется занижать степень сложности своей работы в сравнении с коллегами? Наконец, если понятием «тяжесть» злоупотреблять, это тут же увидит заведующий отделением, да и дежурные врачи возмутятся: им вовсе не хочется писать ненужные дневники. Да и слишком долгое пребывание пациента в «тяжёлом состоянии» можно истолковать как недостаточные действия врача. Всё это волей-неволей побуждает к правильному использованию понятия «тяжело больной».

О клиническом разборе, обходе, рекомендациях и замечаниях врачу речь пойдёт позднее, при анализе роли заведующего отделением в автоматизированном лечебно-диагностическом процессе. Там будет показано, что и эти понятия могут обрести строгие очертания.

Некоторые следствия интеллектуальной поддержки

Автоматизация ведения истории болезни – не только помощь врачу. Вместе с этой помощью возрастает и его ответственность. Она повышается уже потому, что историю болезни легко прочесть. Огрехи в ведении больного здесь на виду у всех, прежде всего на виду у самого врача. Если он их пропустил, не исправил, не упредил справедливое замечание руководителя, то его можно упрекнуть в небрежности.

Заметьте, упрекать врача в незнании или в том, что он что-то вовремя не вспомнил, это совсем не то, что упрекать в небрежности, в неряшливости. От замечаний первого рода у врача всегда есть психологическая защита: кто же всё знает и всё помнит? И руководитель понимает, что всё знать и помнить нельзя, сам грешен. Оттого и тон замечаний обычно мягкий, оттого все мы так снисходительны друг к другу в большинстве случаев неточных врачебных действий. Иное дело – небрежность.

Замечательное свойство автоматической интеллектуальной поддержки состоит в том, что она проблемы памяти и знаний переводит в проблему аккуратного, внимательного обращения с информацией. А уж требовать от врача внимания к тому, что связано с его пациентом, можно со всей строгостью.

В самом деле, если уже предлагалось провести опрос на предмет ишемической болезни, а врач от него уклонился, то, когда ИБС проявится в грозной форме, ошибка врача будет непростительной. Если при постановке диагноза сахарного диабета на экран выводится напоминание об ангиопатиях, а больной на этот предмет не обследуется, то в последующей сосудистой катастрофе вполне законно винить врачебную небрежность.

Отсюда и интересный обратный вывод. Когда в автоматизированной системе обсуждают различные осложнения, надо выяснить, есть ли в истории болезни предупреждения или рекомендации, позволяющие их избежать. Если они есть, можно и нужно упрекать врача, потому что с тем, что выдаётся прямо перед глазами, нельзя не считаться. Если же в истории таких средств нет, точка приложения сил другая. Надо не врача винить, а ставить задачу перед разработчиком, надо показать ему, при каком сочетании данных следует так поддержать врача, чтобы предупредить и эти возможные неприятности. При таком подходе электронная история болезни будет впитывать горький врачебный опыт и передавать его всем, кто работает в условиях автоматизации. Здесь – одна из точек роста, развития электронной истории болезни.

Вот мы и перекинули мостик от истории болезни, от работы врача с пациентом к вопросам организации. В дальнейшем к работе врача ещё не раз придётся возвращаться, но теперь надо посмотреть, как перемены в этой работе сказываются на всём лечебно-диагностическом процессе, на всех, кто связан с врачом.

Hosted by uCoz