ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 122

8 мая 2007 г.

Галерея и комментарии.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ - СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Сегодня в обычной истории болезни социально-бытовым характеристикам уделяется мало внимания. Часто их просто нет, а то, что есть, излагается произвольно и тонет, теряется в тексте анамнеза жизни. Между тем, сведения такого рода могли бы послужить и для диагностики, и для прогноза, и для важных обобщений. Электронная история может всё это хорошо обеспечить. Надо только вычленить соответствующие сведения, перенести их из "Анамнеза жизни" в специальные разделы, там их классифицировать и предлагать для ввода в виде справочников.

Разделы социально-бытовой характеристики (рис. 39) .

В общей сложности - это 9 пунктов, которые на исходном экране истории болезни помещены в двух меню нижнего ряда. Пожалуй, только один пункт - "Инвалидность" - не нуждается в комментариях: перечень вариантов здесь общеизвестен: 3 группы инвалидности, отдельно - инвалиды армии и, наконец, инвалид с детства. Необходимость регистрации соответствующей информации не вызовет сомнений ни у кого. С остальными характеристиками не так всё просто и однозначно. Единого отношения к ним нет.

В поликлинике к социально-бытовым факторам присматриваются внимательнее, чем в стационаре. Педиатры, фтизиатры, психиатры, инфекционисты интересуются ими больше, чем врачи других специальностей. Медико-санитарные части крупных предприятий держат их в поле зрения, чего не скажешь об учреждениях общей сети. Не удивительно, что одного и того же больного разные врачи опишут по-разному, - общей программы нет.

Электронная история болезни искомую программу предлагает с таким расчётом, чтобы любой врач мог регистрировать социально-бытовые особенности пациента не хуже, чем это делают упомянутые фтизиатр, психиатр, инфекционист и педиатр.

Бытовые условия (рис. 40).

Из меню "Бытовые условия" (в верхнем левом углу рисунка) путь лежит в четыре других меню. Там-то и выбирается вариант существующей проблемы: нажатием клавиши "+" вставляется сегодняшняя дата в графу "Начало". Графа "Окончание" используется только в поликлинике и только там, где она имеет смысл (просто здесь использован формат, единый для множества полей ввода).

Заметьте: каждый кадр попутно напоминает, что идёт 2-й день болезни (у экстренного больного), а также о том, что надо измерить рост и вес.

Образование (рис. 41).

Справочник для ввода сведений об образовании содержит все те варианты, которые могут потребоваться как для составления некоторых списков, так и для медико-социологических исследований.

Особые контингенты (рис. 42).

Понятие "Особые контингенты" страдает неопределённостью. Справочник устраняет её, подробно перечисляя всё то, что может наложить печать на пациента в пору тяжёлых социальных потрясений и что необходимо учитывать при ряде медико-социальных мероприятий. Два предпоследних пункта этого справочника ведут в следующие меню. В одном предельно детализируются не только степени облучения, но приводятся понятия "ликвидатор 1-й категории", "ликвидатор 2-й категории" и т.д., а также "потомок ликвидатора 1-й категории", "2-й категори" и т.д.

Второе вложенное меню - это "Психо-социальные особенности" (рис. 43). Оно отражает практику психиатров, но небезынтересно всем другим врачам. Это как раз пример того, как полезный опыт, накопленный одной специальностью, может стать достоянием всех.

Неработающие (рис. 44).

Этот справочник (если вы попытаетесь сначала его себе представить и только потом взглянуть на рисунок) лишний раз показывает, что память не так уж прочно удерживает даже сравнительно небольшой перечень вариантов. И не нужно её нагружать тем, что легко и просто отразить в нужный момент на экране и использовать для описания пациента.

Учащийся (рис. 45).

То же можно сказать о вариантах, характеризующих учащуюся публику. Информация имеет значение для тех медиков, которые имеют дело с пациентами подросткового и юношеского возраста.

Профессиональные вредности (рис. 46).

Официальный перечень профессиональных вредностей должен предоставляться врачу в полном виде. Важность этой информации для диагностики, профилактики, лечения, определения трудоспособности, оформления пенсии дополняется ещё и её ценностью для социально-гигиенических исследований.

Заключительная картинка (рис. 47).

Когда информация о социально-бытовых проблемах введена, это видно на основном экране истории болезни. Выведенная на экран или напечатанная "Полная история болезни" или "Выписка" содержат эту информацию в составе "паспортной" части. Пустоты означают, что проблем нет. Конечно, они могут быть и результатом невнимания врача к социально-бытовым характеристикам пациента, но это уже относится к области установок, действующих в учреждении, к организационному обеспечению лечебно-диагностического процесса.

*

Чёткая структуризация социально-бытовых характеристик и лёгкость их ввода в историю болезни - один из примеров того, как автоматизация способствует полноте и точности сведений о пациенте, как она может уточнять понятия и расширять кругозор врача. Таких примеров немало и в узко-медицинских разделах. О них речь впереди.

Hosted by uCoz