ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 125

29 мая 2007 г.

Галерея и комментарии.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ - ВВОД АНАЛИЗОВ

Я уже говорил, что пока лаборатории не включены в общую автоматизированную систему, ввод результатов обследования может осуществляться прямо в АРМе врача. На поверку это вовсе не двойная и не бессмысленная работа. Смысл её - в предельной полноте электронной истории, а также в том, что все исследования выводятся в хорошо упорядоченном "Листе анализов", где повторяющиеся анализы сведены в удобные таблицы. Во многих клиниках такие таблицы составляют вручную, переписывая туда данные из полученных бланков. Тогда речь идёт только о замене одной ручной функции на другую, более эффективную и менее трудоёмкую. Впрочем, можно ничего этого и не делать.

Конечно, приведенное рассуждение предполагает, что "Лист анализов" организован рационально: однократный анализ выдаётся экономно - в строчку, многократные - в виде демонстративных таблиц, пустые строчки в этих таблицах не выводятся, даты упорядочены, а сам лист можно выдавать и целиком, и за заданный отрезок времени. Но всё это элементарно и должно подразумеваться.

С другой стороны, и процедура ввода должна быть удобной и учитывать разнообразие форм, в которых отображаются результаты диагностических процедур. А разнообразие это велико: число только строго форматированных анализов превышает, по моему опыту, полторы сотни. А ещё есть множество разнообразных текстов, для которых следует сделать шаблоны. Всё это большое хозяйство должно быть удобным в эксплуатации.

Особенности меню для ввода результатов.

Ввод результатов начинается с одноимённого пункта на исходном экране истории болезни (рис. 67). Чтобы и врач, и медсестра, и лаборант легко ориентировались, выбирая нужную форму для ввода, исползуется двухступенчатое меню. На первой ступени (рис. 68). выбор прост, поскольку основывается либо на объекте исследования (кровь, моча, ликвор и проч.), либо на чётко очерченном методе (рентген, ЭКГ), либо на их комбинации. Впрочем на рисунке видно, что с самого начала можно воспользоваться "Поиском по слову", который уже был показан применительно к диагнозам и назначению обследования.

Каждый пункт первого меню (кроме "Поиска по слову") ведёт к перечню уже конкретных методов лабораторного, рентгенологического или функционального обследования. Пример такого перечня - на (рис. 69). Как видите, здесь учитываются и житейские реальности: некоторые анализы могут быть выражены в разных форматах в зависимости от того, сделаны они обычным образом или автоанализатором.

Формы для ввода результатов.

По форме результат результату рознь. Самая значительная группа исследований - форматированные анализы, те, которые в обычных условиях пишутся на специальных бланках. Пример ввода такого анализа показан на (рис. 70). Эти формы могут содержать и одну единственную строчку, и больше трёх десятков элементов. В любом случае, пользователю надо вводить только цифры или знаки "+" и "-". Лишь иногда это не цифры, а буквенные символы (например, в анализе мочи для обозначения цвета или прозрачности). Кроме того, в некоторых анализах надо предусмотреть строчку для текстового комментария.

Есть, однако, и более сложные формы. Пример - результаты бактериологических исследований, когда необходимо указать ещё и вид возбудителя, и его чувствительность или устойчивость к определённым антибиотикам. (рис. 71). Такой ввод оснащён двумя справочниками: перечнем микроорганизмов и перечнем антибактериальных препаратов. Соответствующая информация вводится не с клавиатуры, а именно из этих справочников - они вызываются клавишей F2 (рис. 72). В то же время, поскольку оба перечня никогда не могут быть исчерпывающими, оставлена и возможность текстовой записи.

Тексты и шаблоны.

Наконец, большая группа исследований завершается текстовыми описаниями и заключениями. Для таких произвольных текстов предоставляется специальное поле (рис. 73). Чаще всего эти тексты не совсем произвольные: в какой-то степени их структура и содержание регламентированы либо специальными бланками, либо просто традицией. Это позволяет обеспечить врача заранее заготовленными текстовыми шаблонами. Перечень шаблонов вызывается нажатием клавиши F10 (рис. 74). Выбранный шаблон вставляется в текстовое поле. Остаётся лишь слегка его отредактировать: ввести фактические величины, заменить "имеется" на "не имеется" или наоборот и т.п. Количество шаблонов может быть каким угодно большим. Составленные с участием хороших специалистов, они обеспечивают не только лёгкость, но и полноту, и культуру описания.

*

Результаты обследования выражаются не только с помощью описаний. Есть ещё графические материалы - ЭКГ, рентгенограммы и т.п. Если они записаны в виде файлов, то их можно "прикрепить" к электронной истории болезни. В "Дополнительных процедурах" есть и эта функция, и возможность просматривать и печатать такие графические файлы. Но это уже тема для отдельной демонстрации.

В нынешних условиях ввод анализа сопряжён с ещё одной заботой: врачу предлагается указать, учтена ли оплата анализа в способе финансирования, или пациент платит за него сам. Соответствующая пометка сохраняется в истории для последующих подсчётов. Если же анализ вводится в лаборатории и передаётся в историю болезни по сети, то вопрос об оплате задаётся лечащему врачу при знакомстве с анализом.

Hosted by uCoz