ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 133

24 июля 2007 г.

Как оценивать автоматизацию.

УСВАИВАЕТ ЛИ СИСТЕМА СВЕДЕНИЯ О СРЕДЕ ОБИТАНИЯ?

От многого зависит судьба пациента, от многого и многих. От того, кто его лечит и наблюдает в поликлинике и в стационаре, от организации работы в лечебном учреждении, от территории проживания, от производства, где он трудится. В традиционной системе всё это - банальность, общее место, ни уму, ни сердцу. Банальна и та истина, что в медицинской помощи пациенту прямо или косвенно всегда участвуют несколько врачей, несколько медицинских подразделений и даже не одно медицинское учреждение и что между ними должна быть согласованность и преемственность. Банальна и так же бесполезна.

Не удаётся в обычных условиях ни управлять преемственностью, ни вычленить роль каждого внешнего фактора, каждого участника в общем результате. Нет инструмента, чтобы вглядываться в детали и связи, чтобы их накапливать и обобщать, чтобы за их воздействием внимательно следить. Вот и получается, что нельзя ни понять причины успехов и неудач, ни повлиять на них. Привычным образом вся ответственность за результаты лечения связывается с лечащим врачом, а в неблагоприятных случаях перекладывается на безликие "сложности" и "обстоятельства".

Автоматизация радикально изменяет ситуацию. С её помощью можно обеспечивать своевременной информацией согласованность и преемственность действий, учитывать возникающие в этой области проблемы и анализировать накопленные наблюдения. Тогда руководитель будет знать и понимать, в чём состоят систематические различия между врачами, чьими действиями или бездействием чаще всего тормозится ход обследования и лечения, откуда берутся запущенные заболевания, где неразумно тратятся медицинские ресурсы.

Чтобы решать подобные задачи, автоматизированная система должна уметь сориентироваться на местности: узнать структуру учреждения, врачей, территорию, с которой в учреждение поступают пациенты. Это - первый шаг к тому, чтобы осуществлять коммуникацию между участниками лечебно-диагностического процесса и анализировать их работу, выявлять внешние факторы эффективности (и неэффективности) медицинской помощи. Стало быть, систему надо снабдить средствами настройки на местные условия функционирования и специальными вместилищами для базовой местной информации.

Процедура настройки нужна, чтобы запомнить и потом использовать наименование учреждения и ряд других коордиант: в АРМе врача стационара это отделение и фамилия заведующего отделением, в АРМе врача поликлиники - отделение, номер участка, фамилия постоянно работающего врача, в "Приёмном покое" - установленное время сдачи-приёма дежурства и фамилия ответственного дежурного врача, в программах для медстатистиков и руководителей - их специфические права на ввод и коррекцию нормативно-справочной информации. Потенциальному пользователю стоит убедиться, что автоматизированная система умеет настраиваться на такие элементы конкретной обстановки.

В наибольшей же мере способность системы вписываться в среду обитания характеризуется местными справочниками. Это те справочники, которые заполняет сам пользователь (обычно - медицинский статистик) и которые действуют в пределах данного учреждения. Некоторые из них имеет смысл делать едиными для целой административной территории (например, справочник улиц или медицинских учреждений). В качестве примера на рис. 104 привожу свой перечень таких справочников.

Функция составления и последующей коррекции местных справочников в учреждении, естественно, закрепляется лишь за строго определёнными должностями. Прежде всего это медицинский статистик, но не исключено и участие экономиста (ввод цен) и кадровика (справочник "Врачи"). Им должен предлагаться простой и удобный вход в соответствующие компоненты программного комплекса с правом вносить изменения и добавления. Всем остальным это должно быть запрещёно программно.

Нетрудно понять, что отсутствие почти любого из приведенных на рис. 104 справочников - серьёзный пробел в системе. Он означает, что сведения того или иного рода либо вообще не будут вводиться в историю болезни, либо их придётся вводить с клавиатуры, то есть они окажутся неформализованными и недоступными для автоматического анализа.

Без учёта местных факторов анализ останется на прежнем уровне, то есть лишь в том виде, который запрашивается "сверху". Это будут давно знакомые годовые и полугодовые таблицы, не привязанные ни к конкретным деятелям, ни к подразделениям, ни к таким отрезкам времени, которые позволяют своевременно реагировать на информацию. Для высших эшелонов управления это и не нужно, а для медицинского учреждения важно. Без таких сведений нового качества управления не получить.

Новое качество может основываться только на оперативной и многосторонней обработке баз данных со сравнительным анализом во времени и пространстве. И состоит оно в том, что результаты чётко связываются с деятельностью лиц, принимающих решения. Именно информация местных справочников создаёт возможность за представительные, но короткие периоды соотносить события, отражённые в историях болезни, с множеством обстоятельств: с медицинским учреждениями, с их подразделениями, врачами и организаторами, с территорией обслуживания, с организациями, где работают или учатся пациенты.

Тогда и при анализе отдельной истории болезни, и при обработке их совокупности автоматизация ведёт к обоснованному распределению ответственности между лечащими врачами, руководителями отделений, главным врачом, диагностическими службами, смежными медицинскими учреждениями. Соответственно выявляются истинные причины недостатков медицинской помощи и нерационального расходования ресурсов и становится возможным воздействовать на них.

Можно возразить, что дело не только в справочниках, но и в том, как они задействованы в системе. Это так. Иметь набор справочников - только первый шаг. Но если набор изначально не полон, то и говорить дальше не о чем. Если же справочник есть, то ведь разработчик делал его лишь потому, что его требовала логика программы, значит задействован он непременно. Наконец, если справочник уже есть, но используется не везде, где это полезно, то расширить сферу его применения - хитрость для разработчика не большая.

В отличие от системных, размеры местных справочников не могут быть критерием для оценки системы. Их размеры определяются только калибром больницы или поликлиники, их структурой и размерами территории обслуживания. Зато здесь важна другая черта - внутренняя структура. Некоторые справочники должны быть специально приспособлены для тех или иных обобщений и выборок, иметь отдельные поля для дополнительной информации об объекте. Так, каждое отделение стационара надо характеризовать профилем службы, к которой относится отделение, профилем коек, дополнительными профилями коек, если они включены в отделение, числом штатных коек, плановой годовой нагрузкой койки, тарифом и некоторыми другими признаками. Для страховых организаций надо иметь возможность указывать их реквизиты и типы страхования (добровольное, обязательное). В справочнике медицинских учреждений необходимо различать стационары, поликлинические учреждения, станции скорой помощи.

Наконец, очень важное "местное" обстоятельство - цены на те услуги, перечни которых содержатся в системных справочниках. Имеются в виду медикаменты, лабораторные и прочие исследования, операции, процедуры, лечебные столы. Пользователю надо иметь возможность вводить и при необходимости менять цены. Есть это в системе - значит будет и возможность экономического анализа деятельности учреждения, его подразделений и отдельных врачей.

Таким образом, способность автоматизированной системы включаться в конкретные условия, учитывать их и анализировать их роль в результатах деятельности медицинского учреждения можно охарактеризовать числом предусмотренных в ней местных справочником (в моём варианте их 14), структурой некоторых справочников (отделения, страховые организации), а также возможностью вводить цены в ряд системных справочников. Чтобы с этим познакомиться, пользователю не нужно ни тратить много времени, ни владеть какими-то специальными знаниями. Достаточно задать простые вопросы.

Hosted by uCoz