ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 134

31 июля 2007 г.

Как оценивать автоматизацию.

ВЫДАЮТСЯ ЛИ ВСЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТЧЁТЫ?

С помощью автоматизации надо радикально изменить способ получения тех официальных учётных и отчётных форм, которые основаы на данных о пациентах. Все они должны составляться автоматически. За статистиками остаётся лишь контроль правильности и своевременности ведения историй болезни, причём и этот контроль тоже должен быть автоматизирован.

Автоматизация предполагает возможность почти любого обобщения и по учреждению в целом, и по отделению, и по работе отдельного врача. Прежде всего такая возможность должна быть реализована в отношении официальных форм. Несмотря на то, что в большинстве своём они годовые, их надо получать за любой заданный отрезок времени, благо это не представляет труда. Тогда за накоплением информации и за её добротностью можно следить ежемесячно. Тем самым изживается ажиотаж отчётных кампаний: всё можно исправить заранее, годовой отчёт становится обычной ежемесячной процедурой, только выполненной по истечении декабря. Если всё это не так, система ущербна.

Казалось бы, о чём тут рассуждать? Возможны ли на этот счёт разночтения? Оказывается, возможны. Они - в вопросе о том, кому следует позаботиться о создании самих вместилищ, которые потом будут наполняться данными. Иные разработчики склонны поручать это самому пользователю, предоставляя ему тот или иной "конструктор форм": мол, воспользуйтесь таким конструктором и сами сооружайте всё, что вам требуется. Обосновывается подобный приём тем, что официальные формы подвержены непредсказуемым спонтанным изменениям. Ещё один аргумент - тоже непредсказуемые запросы на информацию уже не от министерства и Госкомстата, а от местных органов управления или научно-исследовательских институтов. Всё это так, тем не менее, предложенный выход из проблемной ситуации - плохое, мнимое решение.

Большинство официальных форм отличается сложностью: исключения, примечания, требования учитывать такие признаки, над поиском которых надо очень и очень поработать. Как, например, выделить операции с использование высоких технологий или органосохраняющие операции при язвенной болезни, или поступивших в стационар с инфарктом в первые сутки от начала заболевания, или пациентов с умственной отсталостью, или временную нетрудоспособность из-за карантина?

Конечно, всё это можно сделать, если такая информация содержится в историях болезни в формализованном виде (а для этого она должна вводиться из справочников). Но ведь не будут врачи заниматься конструированием. И некоторые навыки для этого нужны, и знание принципов, и доля фантазии в направлении, вовсе не привычном для лекаря. Так что поручат всё делать вручную медсёстрам или медстатистикам (те и подавно не будут пользоваться "конструктором") - и дело с концом. Вот уж точно ложка дёгтя в бочку мёда... Грешно взваливать на пользователя то, что может сделать программист, да ещё преподносить это как достинство - "гибкость", "адаптивность", "свободу действий" для врача.

Официальные формы, конечно, меняются непредсказуемым образом, но не чаще раза в год и далеко не каждый год. Соответственно подправлять их автоматическое формирование - это функция разработчика, составная часть поддержки с его стороны. А поддержка должна предусматриваться непременно, без этого система будет отставать от развивающейся медицины.

Что же касается множества других потребностей в обобщении и анализе историй болезни, то их в подавляющем большинстве можно предусмотреть. Они сводятся к выборкам по возрасту и полу, по диагнозам и срокам, по типичным дефектам, по территории проживания и по лечащим врачам. Соответствующие списки и таблицы можно и нужно запрограммировать заранее.

Итак, автоматизированная медицинская система должна составлять все официальные документы, предусмотренные на данный момент Министерством и Госкомстатом, если такие документы основываются на историях болезни. Их немало. Для стационара это и ежедневная и месячная учетные формы (форма 7 и форма 16), и "Состав больных, сроки, исходы", и "Коечный фонд и его использование", "Хирургическая работа", "Экстренная хирургическая помощь", "Временная нетрудоспособность" и ещё множество таблиц по частным вопросам (о больных туберкулёзом, злокачественными опухолями, пневмонией, о позднем прерывании беременности и др.)

Ещё больше их в поликлинике. Здесь и состав больных по нозологическим формам, и заболеваемость, и структура диспнсерных контингентов, и временная нетрудоспособность, и выход на инвалидность, и вакцинопрофилактика, и флюороосмотры, и отчёты о заболеваемости гриппом, ОРЗ и кишечными инфекциями, и специальные разделы для педиатров, акушеров-гинекологов и фтизиатров, и проч. и проч. От составления всего этого вручную автоматизация должна избавлять.

Так что имеет смысл взять у медстатистиков перечень всех необходимых учреждению официальных форм и поинтересоваться, составляет ли их автоматизированная система, а если не составляет, то можно ли в короткие сроки устранить такой недостаток. Рационально построенная система позволяет разработчику запрограммировать любую форму за пару дней, была бы в руках инструкция по её заполнению. Ещё меньше времени требуется на модификацию уже имеющихся форм. В том-то и фокус, чтобы при автоматизации достаточно было дать разработчику чёткую инструкцию и избавиться от необходимости в совещаниях и занятиях с медстатистиками по поводу тех или иных отчётных новшеств.

Hosted by uCoz