ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 139

4 сентября 2007 г.

Как оценивать автоматизацию.

ЧТО ЕСТЬ В СИСТЕМЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛЕНИЕМ?

Судить, что такое лечащий врач, и как улучшить его жизнь, готов каждый, был бы повод. О заведущем отделением не рассуждает никто. Между тем, он - ключевая фигура лечебно-диагностического процесса. Как правило, заведующий - не только формальный, но и фактический лидер небольшого целеустремлённого коллектива. Он - хороший врач и уже потому авторитетен. Он обладает организаторскими способностями и умеет брать на себя ответственность за всё, что делается в отделении. От него зависит ритм работы коллектива, взаимодействие с другими структурами больницы, отношение персонала к пациенту, - весь стиль деятельности. Наконец, он - связующее звено между лечащими врачами с их пациентами и главным врачом.

Достойное выполнение своих функций даётся заведующему нелегко. Мало знать больных - надо знать врачей. Мало иметь о них представление - это представление должно быть объективным, опираться на факты их деятельности, на факты вчерашние и сегодняшние. В обычных условиях факты доступны не всегда и не в полном объёме. Приходится заменять их сложившимся мнением и последними впечатлениями, а это неизбежно снижает оперативность и точность управления. В условиях автоматизации отношение заведующего к врачам, как, впрочем. и ко всем проблемам жизни отделения, должно быть поставлено на строгую фактическую основу.

Обеспечение заведующего отделением (а заодно и двух его непременных помощниц - старшей медсестры и сестры-хозяйки) полной, достоверной и своевременной информацией - важная задача автоматизации лечебно-диагностического процесса. Она вовсе не решается тем, что, мол, руководителю всё доступно, пусть выбирает всё, что хочет. Информацию надо обрабатывать специально под функции заведующего отделением.

Понятно, что в качестве лечащего врача заведующий получает из АРМа всё то, что и его ординаторы: ему доступна любая история болезни. Однако для контроля, для своевременной помощи ордианторам, для коррекции их действий этого недостаточно. Заведующему нужны, во-первых, специально для него предусмотренные способы оперативного контроля и управления текущими делами в отделении, а во-вторых, средства ретроспективного анализа, позволяющие делать важные обобщения, отыскивать пути прогресса для отделения.

Первое, что необходимо из инструментов оперативного контроля, - сводка к регулярному рапорту, то есть полноценная информация о положении дел на данный момент. В поликлинике это сводный план работы участков на предстоящую неделю, отчёт о выполнении предыдущего плана, накопившиеся долги по диспансерному наблюдению, заботы о госпитализации и направлении в санаторий. В стационаре - заполнение коек, список тяжело больных, ожидаемые консультанты, возникшие у врачей проблемы, задержки, нехватки.

Об этих предметах заведующий ни у кого не должен спрашивать, всё животрепещущее должно быть на виду. Сверх того, работу врачей надо видеть в сравнении, события и факты - в динамике. Как и врачей, заведующего надо избавить от необходимости (и привычки) делать памятные заметки на бумаге.

Желательна возможность регистрировать в истории болезни рекомендации и замечания заведующего, потом проследить за их выполнением и, наконец, подсчитать их, оценив тем самым экспертную работу руководителя. То же относится к такой непременной функции заведующего, как проведение клинического разбора: обычно разбор завершается важными рекомендациями, их надо запоминать, их выполнение надо контролировать, число разборов подсчитывать. В стационаре, сверх упомянутого, заведующему полезен специальный способ подготовки к клиническому обходу с тем, чтобы ключевую, ориентирующую информацию о каждом больном он держал перед глазами до того, как лечащий врач начнёт свой устный доклад.

Все эти приёмы - не что иное, как информационное обеспечение классических форм управления отделением: рапорта, обхода, разбора. Если автоматизированная система подобного обеспечения не предоставляет, это существенное упущение.

Вполне понятно, что именно нужно заведующему вылавливать из обширной массы дел с больными, что заслуживает его внимания. Это дефекты ведения историй болезни, отклонения от сроков намеченных врачебных действий, списки подготовленных к операции или клиническому разбору и т.п. Система должна бы уметь делать такие выборки автоматически. Руководителю хирургического отделения хорошо бы, кроме того, облегчить составление графика операционного дня.

Очень важно дать заведующему специальный канад связи, по которому однажды им сделанные отметки о проблемах отделения ежедневно передавались бы главному врачу, пока они не будут решены. Имеется в виду то, что бесспорно, но заведующему не подвластно: хозяйственные заботы, проблемы оборудования, нехватка медикаментов, не удовлятворяющая заведующего работа лабораторий, консультантов, других отделений, приёмного покоя. Часть информации по этому каналу (хозяйственные проблемы, проблемы оборудования) могут передавать "вверх" старшая медицинская сестра и сестра хозяйка. Такой приём избавляет заведующего от необходимости напоминать о проблемах отделения, а главному врачу не позволяет о них забыть.

Пока всё изложенное - о делах сегодняшних. Но у заведующего есть и заботы о будущем, о развитии отделения. Прежде всего, это квалификация его врачей. Он - первый, кто заботится о её повышении. Он больше, чем кто-нибудь, может судить о ней компетентно и с фактами в руках. Надо обеспечить ему целенаправленную обработку фактов: за любые отрезки времени характеризовать количественно и качественно работу каждого врача, связанные с нею затраты ресурсов, полученные результаты. Надо давать заведующему сравнительную характеристику его врачей, средства слежения за происходящими изменениями, возможность выявлять, что именно следует корректировать в работе того или иного врача, предоставлять для коррекции конкретные факты.

Наконец, заведующего всегда занимают конечные результаты деятельности его коллектива, их изменения не только от года к году, но и за каждый квартал и даже за каждый месяц. Официальные отчётные формы для этого не пригодны ни в какой мере. Нужны самые разнообразные выборки из нарастающей базы данных отделения: по диагнозам, возрастно-половому составу, видам проведенного лечения, по использованию тех или иных способов обследования. В стационаре полезны выборки по направившим учреждениям, в поликлинике - по стационарам, куда поликлиника направляла своих пациентов. И проч., и проч.

В разных ситуациях нужна разная обработка данных, и заведующему надо всегда иметь под рукой набор инструментов, позволяющий на основе собственного иатериала проверить любое логичное предположение о причинах и обстоятельствах успехов и неудач. Разумеется, заранее предусмотреть всё разработчик не может, но хотя бы что-то для подобных целей в системе должно быть. Тогда, по мере накопления опыта, инструментарий для анализа можно будет пополнять.

Повторюсь: заведующий отделеним - фигура ключевая. Именно от него зависят организация дела, решение сложных и трудных медицинских задач, предупреждение и своевременное исправление огрехов, от которых никто не застрахован, разумное использование медицинских ресурсов, рост квалификации врачей. По сути, всем этим и обеспечивается качество медицинской помощи. Тут и должны помогать ему современные средства работы с информацией. Степень реализации такой задачи, степень ориентированности на заведующего отделением - это очень существенный критерий для оценки автоматизированной медицинской системы.

Hosted by uCoz