ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 142

25 сентября 2007 г.

Как оценивать автоматизацию.

ЧТО АВТОМАТИЗАЦИЯ МОЖЕТ ДАТЬ
НАУЧНОМУ РАБОТНИКУ И ПРЕПОДАВАТЕЛЮ?

Возможность использовать автоматизированную систему для обучения врачей и для научной работы - дополнительные достоинства программного продукта. Они особенно ценны в тех лечебных учреждениях, которые служат клиническими базами вуза или научно-исследовательского института. И для преподавания, и для науки полезна уже та дисциплинирующая роль, та строгость в пользовании информацией, которая всегда присуща автоматизации. Но система может быть оснащена и специальными средствами, ориентированными на эти два рода деятельности.

Что касается обучения, то, на мой взгляд, электронная история болезни и всё, с нею связанное, - хороший объект для занятий с курсантами циклов усовершенствования врачей, но не со студентами. Впрочем, готов признать субъективность суждения - мне со студентами заниматься не приходилось.

Подобрать к теме занятия подходящие истории болезни как из актуального раздела базы данных, так и из архива - самая первая и самая простая услуга преподавателю. Для этого достаточно иметь средства выборки по диагнозам и способы быстрого просмотра того, что выбрано. Предполагается, конечно, что электронная история - это единственный (а потому полный, исчерпывающий) первичный документ о пациенте. Это уже не мало, тем более, что поиск можно делать по всей больнице, а не по одному отделению. Однако автоматизация позволяет преподнести слушателям и нечто такое, чего без неё не покажешь.

Например, с помощью АРМа врача преподаватель может легко демонстрировать все детали ежедневной работы поликлинического участка или госпитального отделения: нагрузку и заботы врачей, структуру диагнозов, планы обследования и лечения, структуру исходов и т.п. Без труда выбираются и могут быть напечатаны в качестве образцов примерные истории болезни. Полезна и распечатка шаблонных текстов для описания анамнеза и статуса при разных диагнозах и клинических состояниях, поскольку эти тексты - программа первоначального знакомства с пациентом. Преподаватель может заранее приготовить подобные материалы, а потом использовать их как учебное пособия и отдавать курсантам в качестве памяток. Несомненное достоинство таких материалов - их полное соответствие реальной медицинской практике.

С помощью упорядоченных справочников системы можно наглядно представить широту выбора медикаментов, физиотерапевтических процедур, видов лабораторного обследования, обсуждать показания к ним, обосновывать предпочтения при конкретных осбтоятельствах. Не менее демонстративно можно преподносить и обсуждать факторы риска, если в системе есть соответствующий справочник. Особый интерес для занятий представляет наглядная статистическая обработка архива электронных историй болезни - за секунды, по любым отрезкам времени, по многим параметрам.

Совсем хорошо, если автоматизированная система допускает установку учебных ("игровых") АРМов врача, которые изолированы от реальных рабочих мест, но могут наполняться реальными базами данных. В этом случае можно использовать элементы программировнного обучения.

Например, можно предложить слушателям назначить обследование или лечение при определённом состоянии, а потом сверить их назначения с реально используемыми диагностическими и лечебными комплексами. Можно предложить найти дефекты в истории болезни, а потом посмотреть, что в той же истории болезни выловит автоматическая система контроля.

Можно разыграть этапное ведение больного, когда в процессе занятия "день за днём" курсант делает свои назначения, а преподаватель берёт на себя роль судьбы - объявляет, что принесли усилия врача. Затем надо делать новые назначения, преподаватель опять сообщает об их результатах и т.д. Другой вариант - заготовить заранее на отдельных карточках сведения о состоянии пациента и - в качестве ответа на задачу - должные действия врача. Слушатель делает свои назначения, печатает их, получает карточку с ответом, сопоставляет с ним свои действия, - теперь можно рассуждать, перебирать варианты, осознавать ошибки, отстаивать позиции.

Для научного работника система тем ценнее. чем больше набор разнообразных аналитических таблиц, отражающих структуру изучаемой группы пациентов. Вот тут найдёт себе применение тот самый "конструктор форм", который создают некоторые разработчики и против которого я возражал, когда речь шла об инструментарии для заведующего отделением и главного врача. Научный работник найдёт время, чтобы с помощью такого конструктора сделать себе то или иное особое средство обобщения.

Сродни упомянутому "конструктору" функция "Произвольные выборки", когда пользователь заказывает набор признаков и получает список пациентов с этими признаками и возможность просмотреть их истории болезни. Для запланированных заранее, проспективных клинических исследований произвольные выборки можно обогатить, если в системе есть способ делать специальные пометки. Дело в том, что исследователя могут интересовать такие признаки, которые в истории болезни не формализованы или которые он хочет группировать по-своему: например, особенности ЭКГ или рентгенограммы, наследственность, отнесение к основной или контрольной группе наблюдения и проч., и проч. Если по ходу работы с пациентом такие пометки делаются, то потом по ним можно делать выборки.

Не только научному работнику, но ему особенно, полезно иметь возможность получать для каждой таблицы, основанной на историях болезни, ещё и точно соответствующий ей список пациентов. Помимо того, что этим укрепляется уверенность в точности обработки, исследователь может немедленно выяснять возникающие у него новые вопросы, углубляющие анализ.

Автоматизация лечебно-диагностического процесса может существенно улучшить планирование и осуществление научных исследований. Во-первых, регулярный анализ работы учреждения, необходимый руководителям, выявляет те сферы, где научное исследование обещает дать важный для практики результат, клинический или экономический. Иными словами, на основе регулярного анализа можно формулировать темы научных исследований. Во-вторых, автоматизация позволяет исследователю-клиницисту не ограничиваться только теми пациентами, которых он ведёт лично со всей тщательностью, необходимой для последующей научной обработки. Если автоматизированная система позволяет вести разнообразный поиск по всей актуальной базе данных, то "тематических" пациентов и обнаружить не сложно, и проследить за их ведением - не проблема. Соответственно, научное исследование выполняется на более обширном, но по-прежнему одинаково тщательно собираемом материале.

Hosted by uCoz