ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 15

18 января 2005 г.

М.В.Прокошин, один из самых активных моих читателей,прислал очень важные замечания по поводу 13-го выпуска, где речь впервые зашла об АРМе врача. Занятно, что с этими замечаниями я согласен и в то же время готов настаивать на своём. Такое бывает лишь тогда, когда один и тот же предмет рассматривается в разном свете, в разных обстоятельствах. При ближайшем рассмотрении спор оказывается мнимым, понимание ситуации углубляется, противоречия побуждают не подавлять друг друга, а взаимно дополнять. Это достаточно интересно и важно, чтобы опять прервать последовательное изложение для ещё одного разговора в антракте.

О системном подходе. О техническом прогрессе. О программистах. О сети.

О единой истории болезни. О страховке информации.

РАЗГОВОР В АНТРАКТЕ.

О ТЕХНИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

М.В.Прокошин. «Вы коснулись тех скользких технических мест, за которые Ваша система будет (и справедливо) критиковаться программистами-профессионалами. То, что касается систем и принципов управления, у Вас отлично написано. Выглядит просто как краткая выдержка из лекции по системному анализу - есть такой предмет, где изучают то, что Вы годами вырабатывали на основе опыта. Подозреваю, что у Вас таких предметов в свое время не было, но с подобными материалами по проектированию и функционированию систем Вы явно знакомы (это комплимент, потому что даже далеко не все те, кто учился этому, понимают и применяют принципы подобных вещей)».

Я. Не совсем так. Я был зрелым врачом и исследователем, когда – в середине семидесятых – в научном обиходе появились такие термины, как системный подход, системный анализ, объект управления, управляющий блок, аналитический блок, обратная связь, алгоритм. Активно участвовал в ряде конференций на эту тему, общался с интересными математиками, читал кое-что и, конечно, старался применять узнанное в своей работе. Публиковал статьи о системном анализе в медицине. В 1997 написал книгу, первая глава которой называется «Системный анализ лечебно-диагностического процесса», в 1996-1998 гг. читал курс лекций на эту тему врачам-курсантам Тюменской медицинской академии.

Давно убеждён, что успешная автоматизация медицинской практики возможно только на основе её анализа в качестве сложной, многоуровневой системы управления. Без этого будут получаться нежизнеспособные программные продукты.

М.В.Прокошин.«Теперь о неприятном. Рассуждения о сети и расположении БД являются узкоспециализированными (применимы исключительно к Вашему комплексу). Эти положения спорны и некритичны. Я прекрасно понимаю Вашу точку зрения. Проистекает она из 1) возможно, некоторого отставания от технологического прогресса, не в упрек Вам будет сказано; 2) большого опыта работы в условиях крайней нищеты медицинских учреждений».

Я. Конечно, Вы правы. Но при большой разработке отставание от стремительного прогресса неизбежно. Программисты знают, что после завершения программы хочется сделать её заново с учётом появившихся новшеств. Однако использование всё новых возможностей – не самоцель. Если задача решена и удовлетворяет пользователя, нет необходимости в бесконечных переделках только из-за того, что технический прогресс уже сделал следующий шаг.

Я переходил от бейсика к Foxbase, затем – к Foxpro 2, затем – к Visual Foxpro, от ДОС – к Windows, от советских ДВК2 (слыхали о таких?) - к Роботронам, XT, Pentium. Переходил по мере того, как всё это появлялось, однако не потому, что это появлялось, а потому, что мне всё время не хватало скоростей, оперативной памяти и дисковой памяти. Но вот наступил другая пора. Теперь для решения медицинских задач, для сложных логических заключений, для обработки многолетних баз данных ресурсов хватает с огромным избытком. Внутренний стимул к поиску более совершенных средств отпал. Остался только внешний стимул – выглядеть «на уровне», «как у людей». А вот на это нет ни времени, ни сил. Силы отвлечены на другое, на специфическое для медицины: уже использованные технические возможности открыли такой простор для решения содержательных задач, что дай бог продвинуться как можно дальше на этом пути.

И нищета медицинских учреждений сыграла свою роль. Но если жаловаться на нищету и ждать богатства, жизнь пройдёт в жалобах. Я не могу быть приверженцем принципа «Сначала условия – потом работа». Он претит мне как врачу. Есть или нет условия – врач лечит всегда. Вот и помогать ему надо всегда, используя то, что есть, в предлагаемых обстоятельствах. Не лишне заметить, что те, кто склонен выдвигать максимальные предварительные условия, редко бывают удовлетворены: пока они получат требуемое, прогресс шагнёт дальше, и можно не работать, а опять ставить условия.

Вообще, работа врача – прекрасная модель целеустремлённой деятельности. Невозможно представить себе врача, который ничего не предпринимает, если ему не дали самых современных средств диагностики и лечения. А программистов таких я видел. И они были на хорошем счету: эрудиты и защитники принципов, не применяющие в деле ни этих принципов, ни эрудиции. А потому и вообще ничего не делающие. Но по объективным причинам!

М.В.Прокошин. «В настоящее время системы файл-сервер перестают быть жизнеспособными по нескольким причинам:

1) супернизкая надежность при работе (критичность к техническим проблемам типа поломки железа и т.д.);

2) низкая надежность при разработке (невозможность автоматически поддерживать во всех местах ввода единые правила для связей таблиц и т.д.), что выливается опять же в ненадежность работы программ (хорошо, конечно, что Вы за долгие годы все АРМы отладили, но в условиях современной разработки это уже неприемлемо);

3) плохая масштабируемость (это зависит от технологии разработки программ, но в итоге дает свой печальный результат). Там, где нормально работают 5 пользователей, 50 работать не смогут с приемлемым временем отклика. Это можно не комментировать, я знаком с разными системами, в т.ч. и с собственной и уверяю, что бывают надобности пользователя, которые приводят именно к такому результату. Хорошо, если в Вашей предметной области Вы с этим не столкнулись.

4) что вторично, но весьма актуально в настоящий момент, коммерческая ценность систем, построенных на схеме файл-сервер неуклонно падает и уже весьма близка к нулю.

В настоящий момент даже локальные системы на один компьютер делаются на базе СУБД, таких, как MS-SQL (и его малопользовательская бесплатная редакция MSDE), Oracle (и Personal Oracle), Sybase, Cache. Как минимум, у Access и FoxPro в современных версиях есть понятие единой БД (все хранится в одном файле), в которой автоматически поддерживаются связи, целостность, ограничения, транзакции и т.д., они остаются файл-серверами, но это является компромиссом по надежности работы и скорости и надежности разработки.

Из современных ШИРОКО распространенных систем автоматизации в совершенно разных отраслях уже чрезвычайно мало опирающихся на старую систему работы с dbf и т.д.».

Я. Признаю правоту своего оппонента. Ни один из этих постулатов невозможно опровергнуть. Но руководством к действию они могут быть, только если а) начать автоматизацию лечебно-диагностического процесса с нуля, б) иметь хорошую постановку задач и в) иметь хорошего программиста.

Я с лёгким сердцем откажусь от своих программ, когда на смену им придут такие по-современному выполненные программы, которые будут решать те же содержательные задачи ничуть не хуже, чем это уже удаётся. Я сыграл роль программиста вынужденно, лишь потому, что надо было реализовать, воплотить, проверить на практике, отдать врачам, в работу то, что я узнал и понял о лечебно-диагностическом процессе.

Не программы я считаю своей заслугой, а методическое обеспечение автоматизации, постановку задач и разработку алгоритмов их решения. Программирование потребовалось мне только потому, что иначе я не мог бы никому представить сделанное весомо, грубо, зримо.

Удалось вычертить всё сложное здание, сделать его функциональным, продумать все закоулки, все коммуникации, учесть все штатные и нештатные ситуации жизни медицинских учреждений. Кому понадобился бы этот огромный чертёж с тысячами деталей, если бы само здание не было построено из подручных материалов? Его можно построить из новых, совершенных материалов, повышающих надёжность и функциональность? Не сомневаюсь. Стройте. Чертёж готов. Но в ожидании новых построек старые должны функционировать. Мечта не должна отрицать то, что уже реально существует, она должна его продолжать.

Теперь о хороших программистах. За четверть века я встретил четырёх программистов, у которых кое-чему научился и которым сердечно благодарен. Все остальные встречи мешали работать. Мешали амбиции тех, кто уже сделал что-то своё, мешал максимализм («сначала надо создать условия»), мешали малограмотность и просто глупость, мешала абсолютная неподконтрольность вычислительных центров никому. Мешало и то, что я слишком далеко зашёл сам – включиться в мою работу в качестве соавторов уже никто не мог, это выглядело бы слишком некрасиво. Наверное, мне просто не повезло. Но судите сами.

Зарисовки с натуры

Этюд двадцать первый. «500 или 18»

1989. ВЦ Свердловского областного управления здравоохранением не справляется с обработкой выездных карт станции скорой помощи (там функционировала моя система и программное обеспечение, сделанное моим сотрудником). В Новосибирске, Новокузнецке, Тюмени справляются – здесь нет. Шёл далеко не первый месяц эксплуатации программы, когда случай привёл меня в это учреждение. Удивлённый, я вместе с директором ВЦ зашёл рано утром в операторскую, где данные карт набивались на магнитные носители. Работали несколько девушек-операторов. Одна из них за смену ввела 500 или 600 карт, другая…18. Директору потребовалось нанести такой визит ещё пару раз, и станция скорой помощи стала получать своевременные сводки и анализ работы.

Этюд двадцать второй. «Сначала - условия»

1989. Тот же ВЦ Свердловского областного управления здравоохранением, страдающий от отсутствия задач для эксплуатации. К тому времени в Барнауле функционировал мой «Приёмный покой», сделанный под то, что там имелось – под ДВК-2. Это было странное, но доступное создание, с помощью которого моя программа всё-таки обеспечивала большую больницу скорой помощи о напряжённой работе дежурных врачей. Руководители Свердловского ВЦ просят у меня программы. Демонстрирую.

- Хорошая программа. Но для неё нужны машины.

- У вас есть ДВК-2?

- Конечно. - Это не машины!

- У вас есть другие?

- Других нет.

- Так зачем вы интересуетесь программами?

- А как же! ВЦ должен эксплуатировать какие-то задачи.

Этюд двадцать третий. «Искусственный интеллект»

1989. ВЦ Алтайского краевого отдела здравоохранения взял в эксплуатацию систему «Скорая помощь». Месяц за месяцем ВЦ обрабатывал только одну (центральную) подстанцию, на остальные 7 не хватало сил. Заведующий горздравотделом потребовал объяснений. Причина оказалась совсем уж несуразной. Карты выезда, как обычно, набивались на магнитные носители. При обработке программный контроль выдавал сообщения о дефектах и требовал их исправления с повторной обработкой. Программный контроль занимал секунды, но руководитель решил, что машине надо помочь – до ввода  … поискать ошибки в картах вручную . Для этого создали группу из квалифицированных работников, которые предварительно полдня копались в сотнях карт,  а уж потом давали их набивать на магнитный носитель. Когда группа был ликвидирована, все 8 подстанций стали обрабатываться без проблем. Можете не верить. Можете смеяться. Можете считать, что я преувеличил. Но это – умопомрачительная правда (или правда о помрачённых умах). В кабинете того руководителя висел лозунг: «Искусственный интеллект – к 2000 году».

Этюд двадцать четвёртый. «Похвалили»

1990. Барнаул. По моей постановке некая фирма (очень приятные люди) разрабатывает программу обработки талонов учёта заболеваний (статталон). Постановка простая и ясная, никаких хитростей, кроме контроля информации на вводе с учётом большого числа неподготовленных пользователей: медстатистики десятка поликлиник приходили в оргметодкабинет горздрава и вводили статталоны за прошлые сутки.

Разработка простой программы затянулась непомерно, и я попытался понять, как она реализуется в программах. Вооружился перечнем операторов, тоненькой, но толковой книжицей и листингом соответствующего раздела программы. Удивление моё было двойным. Во-первых, оказалось, что я с горем пополам могу этот листинг прочесть и понять. Но, во-вторых, обнаружились странности: одни и те же операции в разных местах каждый раз программировались сызнова, а я уже узнал, что такое процедура и передача параметров. Нахальным образом я сам переписал листинг, программа стала вдвое короче и вчетверо быстрее. Показал это программистам. Они меня похвалили, сказали, что это очень хорошо. И продолжали работать в прежнем духе. Вот тогда-то я отказался от услуг программистов и стал всё делать сам, лишь иногда прибегая к помощи толковых и добрых людей, да и то, чтобы перенять у них незнакомые мне приёмы.

Могу продолжать – всё будет в том же духе. Из Свердловска мне однажды привезли программу, которая включала в историю болезни фотографию пациента. Кому это может придти в голову? Кто будет требовать у поступающего пациента фотографию или брать для сканирования паспорт? Какую роль играет фотография для оценки состояния больного с диабетом или колитом? Зачем на это кто-то потратил силы ума?  В одном краевом вычислительном центре мне с гордостью показывали дистанционную консультативную помощь: врач из сельской больницы отвечал на вопросы программы о больном, а от неё получал … шансы: 30% за аппендицит, 35% за колит и т.д. Как можно было додуматься до такого способа консультировать врача? Я знаю ВЦ, где каждый делает свою задачу и ничего не знает о соседних задачах, руководитель ничего не знает ни про одну из них. Я видел… Стоп, прекращаю.

Понимаю, что хорошие программисты непременно есть. Но почему они не работают в той области, которая меня занимает? Могу высказать три предположения. Прежде всего, потому, что область эта своеобразна, программы для неё нельзя сделать по какой-либо аналогии. Речь не только о массовом пользователе - речь ещё о высокопрофессиональной деятельности в условиях очень слабой формализации. И не информационная система нужна, а система управления. Нет здесь аналогии ни бухгалтерией, ни с продажей железнодорожных билетов. А значит, нужна профессиональная постановка задачи. Без неё хорошему программисту делать нечего. Далее, кроме постановки задачи, нужен требовательный пользователь, а главные врачи не могут ими быть. Программисты при главном враче – то же, что жрецы при фараоне. Фараон, как известно, живой бог, но только жрецы решают, что делать и чего не делать. Великолепные условия для застоя. Наконец, хорошим программистам надо хорошо платить – вот мы и опять скатимся к жалобам на нищету.

«Пока вы недовольны жизнью, она проходит». Взявшись за программирование в меру собственных сил, я только хотел делом, а не на словах показать, что и при этих силах, и при этой бедности, здесь и сейчас можно вырваться из той отсталости, которая характеризует работу с медицинской информацией. Если на деле показано, что это возможно при таких условиях, то при более благоприятных – тем паче.

М.В.Прокошин.Да, сеть не панацея, но сейчас уже даже при нищете здравоохранения смешно говорить об отсутствии сети. Это уже из серии "кто хочет работать - тот делает, кто не хочет - ищет отговорки". Стоимость прокладки сети и оборудования начального уровня просто смешная. Надежность же работы сети сейчас на витой паре весьма высока (если не говорить о том безобразии, когда зачастую провода лежат поперек коридора, потому как недосуг прибить к потолку, и все подряд о них запинаются. Но после 3-10 инцидентов с вырванными гнездами, обычно этот момент также улаживается)».

Я. >И правда - смешно. Но смехом дело не сдвинешь. С 1993 года моя система работает в крупной больнице нефтяников в Тюмени, а сеть появилась только летом 2004 года. Надо было подождать с внедрением до этого события? В конце 2004 г. систему ввели в одном учреждении Ханты-Мансийска, где сеть – только в одном из двух корпусов. Не стоило вводить? В Кировской областной больнице в 2000 году сеть охватывала 2 корпуса из 6, сейчас - 4 из 6. Отказаться от эксплуатации? Да и так ли это смешно, если в реальной жизни главный врач сталкивается то с отсутствием денег, то с нерасторопностью фирмы, которая берётся проложить сеть, то с некомпетентностью партнёра? Давайте смеяться, но одновременно будем готовы работать и при этих смешных обстоятельствах.

В той же Тюмени с начала 90-х работает с моей системой полтора десятка поликлиник разного калибра, в Барнауле – большущая поликлиника № 9. Нет там сетей. Если делать программы, которые работают только в сети, надо надолго отказаться от  надежд автоматизации всех районных и участковых больниц – пусть ждут светлого будущего.

Я не против сети,  яза то, чтобы программы могли работать и до того, как она появится у пользователя.

М.В.Прокошин.«Приятно, что у Вас в АРМ есть возможность переноса информации через дискеты, более того, десять лет назад она была жизненно необходима, но в современных условиях проще обеспечить бесперебойную работу сети. У нас за десять лет сеть ломалась 3 раза, два из них по причине поломок сервера, которые пользователю можно было вообще не заметить если бы у нас было нормальное клиент-серверное решение, а не FoxPro for DOS. Ликвидация поломок в минимальном варианте занимала от 1. до 8 ч. При НОРМАЛЬНОМ решении с использованием СУБД эти поломки вообще бы не сказались на пользователях или, при экономии на технике за счет надежности, затраты времени были бы порядка 1 ч. Про поломку на уровне сетевого оборудования и проводов я вообще не говорю, т.к. минимальные расходы на длинный кабель-переноску и гарантийное письмо, под которое можно взять дубликат HUBа в любой фирме в течение 1ч., могут обеспечить нормальную работу в самых экстремальных условиях. Беда не в технике, она в головах тех людей, которые в мед. учреждениях отвечают за сеть и автоматизацию. Уж извините, но на те деньги, что в больницах платят, профессионалы не идут, посему и приходится Вам до сих пор воевать с ветряными мельницами. И в любом случае, по возможности, надо настаивать на тендерах. Без них (без участия посторонних фирм, занимающихся делами ПРОФЕССИОНАЛЬНО) видим в учреждениях разруху, так как только этот вариант имеет какие-то гарантии, с дяди Васи же, который лампочки вкручивает, а по совместительству еще и сети тянет - гарантий никаких. Я понимаю, что Вы по мере сил боретесь с непрофессионалами на ВСЕХ этапах мед. процесса, но по идее бороться с этим лучше не минимализмом в работе программ, а налаженным обслуживанием и тех. поддержкой (это опять же, увы, не уровень одиночки, поэтому я Вас совершенно не критикую - Вы делаете то, что можете, я лишь хочу показать существующие сейчас взгляды на автоматизацию)».<

Я. О современных взглядах нужно знать. Поэтому я с удовольствием привожу их здесь в Вашем изложении. Но посмотрите, множество условий выдвинутых Вами сводится к двум пунктам: надо ликвидировать бедность и косность. Борьба с бедностью – дело Президента. Борьба с косностью – и наше дело. Один из способов такой борьбы – сделать «через не могу» и убедить показом.

М.В.Прокошин.Идея единой истории болезни нежизнеспособна лишь при файл-серверной технологии, которой КРАЙНЕ противопоказаны БОЛЬШИЕ ОБЪЕМЫ данных. На больших объемах такие технологии работают вообще медленно, да и обработать информацию, скажем, за последние пять лет по всему стационару по нестандартному запросу весьма проблематично.

Опять же во всем мире сейчас принята на ура концепция хранилища данных именно в таком виде, как Вы его описываете в отрицательном смысле. Т.е. туда сваливается ВСЯ информация, которую только можно собрать, а вот уже для выборок, анализа и обобщений есть спец. инструменты.

И Вы не учитываете одной простой вещи - если история болезни едина, из нее всегда можно поднять любые данные! Неважно, где и как эти данные вносились! Да и я уж не говорю про многократные анализы в разных местах, которые никак не способствуют здоровью и экономии ресурсов. Т.е. если пациент лечится в одном месте - этого можно избежать, но если его посылают в разные места, неоднократно госпитализируют да еще и сам пациент ищет, где наиболее опытные врачи (в платных клиниках и т.д.) - это вообще полный кошмар и неразбериха! И найти что-то в пухлой бумажной истории настолько тяжело (учитывая мед.почерк) ! Так что все-таки светлое будущее либо за централизованным банком данных историй болезни (поликлиник, стационаров, либо даже городском/краевом), либо (скорее всего) за возможностью отдавать пациенту историю на руки, как это делается с бумажной историей (в части не противоречащей законодательству, остальное должно передаваться напрямую между мед. учреждениями по спец.запросам или выдаваться пациенту только в зашифрованном виде с возможностью расшифровки только в надлежащем месте). Иначе Вы частично улучшаете ситуацию, но только, увы, частично».

Я. Это правда. Только правда. Но не вся правда. История болезни – понятие профессиональное. Это не просто протокол, не корабельный журнал, бесстрастно фиксирующий факты. Это ещё освещение собранных фактов мыслью врача, сосредоточенного на этой болезни в этот период общения врача с пациентом. Всё, что было до этого периода, сжимается в «анамнез болезни», всё что к этой болезни не относится, включая другие заболевания, - спрессовывается в «анамнез жизни».

Поэтому истории болезни одного больного, поступившего в больницу дважды по одному и тому же поводу, - разные истории, разные рассказы об одном и том же, с разными акцентами, сокращениями и выводами. А при двух разных заболеваниях – это разные рассказы с одним и тем же центральным героем. Нельзя без ущерба для дела ломать этот стереотип в работе врачей, нельзя прерывать связь времён.

Правильное решение, на мой взгляд, состоит в том, чтобы все истории болезни одного пациента (их копии) хранились в одном месте и были доступны каждому врачу. Тогда за множеством фактов не будут потеряны мысли врачей, их выводы из этих фактов. За такой единый банк данных я обеими руками. Но каждый врач должен вести свою историю болезни.

Что касается выдачи истории болезни пациенту, то это мой АРМ делает и необходимые купюры в тексте тоже осуществляет. Реализована и идея передачи данных на дискете из АРМа поликлиники в АРМ стационара. Эту реализацию, кстати, недолго развить: больному можно выдавать дискету с историей болезни, причем дополнять её обычным текстовым файлом, доступным для чтения на любом компьютере.

Конечно, все мои программистские решения спорны, отстали и проч. Они приходили мне в голову всегда на потребу дня, чтобы, не дожидаясь нормальных условий, манны небесной, использовать то, что есть, для тех, кто есть. Прежде всего, для встретившихся на моём пути способных руководителей, которым надо больше других, которым вообще что-то надо.

На чём могу настаивать, так это на том, что через свои далеко не современные программистские решения я довожу до практиков хорошую медицину, хорошую организацию. И это сказывается на результатах. А до программистов довожу развёрнутую постановку задачи.

М.В.Прокошин.«Проще и дешевле застраховать сервер и сеть, нежели компьютер каждого пользователя. И не должна ни у кого болеть голова о том, что ежедневный архив не сделан - он автоматически должен делаться, а вот ответственным за это должен быть человек, обслуживающий сервер. И не должен внезапный выход из строя сервера или винчестера рассматриваться как нештатная ситуация. Надо просто принять надлежащие меры на случай технических неполадок и поверьте, в сети это сделать проще, т.к. страховать надо одно место, а не сто. Конечно, для страховки сервера надо некоторые вложения (резервный компьютер меньшей мощности, архивное устройство, куда делаются копии и т.д.), но все это приходится делать в любом случае, т.к. в любом учреждении работа, как правило, не ограничивается одним лишь АРМ.

Не стоит конфликтовать с прогрессом, надо брать из него лучшее!».

Я. В Кировской областной больнице, где часть отделений – в сети, делается так. Раз в сутки АРМ автоматически отправляет на сервер копию базы данных. И резервные копии сервера делаются. Так что принцип, о котором Вы говорите, используется. Но, кроме сервера, автоматически застрахован и компьютер каждого пользователя. Конфликтую же я не с прогрессом, а с тем максимализмом, которым так легко оправдать бездеятельность: мол, сделайте нас богатыми, а уж после этого мы и за автоматизацию возьмёмся.

На самом дела, вопрос вовсе не о выборе между последними современными технологиями и устаревающими методами. Вы затронули куда более общий, вечный и всегда глубоко личный вопрос о выборе каждого из нас, о человеческом выборе: смиряться ли с ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье? Быть или не быть – вот в чём вопрос.

Мой выбор – быть. Ваш, догадываюсь, тоже. А наши мнимые расхождения – это просто описание ситуации с разных точек обзора: Вы – о том, что нужно сделать по максимуму, я – о том, как можно действовать здесь и сейчас. Порознь они дают плоские картины, в совокупности – объёмное представление о настоящем и будущем.

Hosted by uCoz