ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 157

29 января 2008 г.

Наблюдения. Заметки. Реплики.

ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Корреспонедент рубрики "Наука, технологии" Агентства Комментариев ( http://www.kommentarii.ru) Екатерина Анатольевна Белкина обратилась ко мне с вопросами об электронной истории болезни. Ответы помещены на сайте этого Агенства (раздел "Наука" - "Софт, программные решения"). Однако вряд ли многие из моих читателей уже стали клиентами этого недавно появившегося ресурса, а заданные вопросы и по форме, и по существу отражают общественный интерес к проблеме. Поэтому мне показалось уместным отвести под тот же самый текст очередной выпуск рассылки.

Вопрос корреспондента. Могут ли сосуществовать два вида ведения карточек пациента - бумажный и электронный?

Ответ. Термин "Карточка" вводит в заблуждение. И в поликлинике, и в стационаре на пациента должен быть единственный первичный источник информации - история болезни. Только в работе станции скорой помощи, где выхватывается лишь один эпизод из жизни пациента, уместен термин "Карта вызова ССМП"

В одном и том же учреждении не могут сосуществовать бумажная и электронная история болезни, если под бумажной понимается не распечатка из компьютера, а привычный, традиционный документ. Только в период внедрения автоматизации в больнице или поликлинике такое сосуществование допустимо, оно вынуждается неизбежной этапностью внедрения.

Вопрос. Подразумевает ли введение электронной документации полный отказ от рукописных форм в будущем?

Ответ. Да, подразумевает. На бумаге должны быть только распечатки из компьютера. Разумеется, ничто не абсолютно. Например, температурный лист и напечатанный из компьютера для медсестры лист назначений, заполненный потом пометками о выполнении, можно прежним манером подколоть к основной распечатке.

Вопрос. Нужно ли делать обязательным переход на электронные носители?

Ответ. Не нужно это делать обязательным для всей планеты, страны, города или района. Но если учреждение вводит автоматизацию, то она обязательна для всех врачей этого учреждения. Немыслимо, чтобы одни сотрудники вели электронную историю, а другие работали старым способом.

Вопрос. Какие проблемы можно сегодня предвидеть в связи с вероятной безбумажной формой учета?

Ответ. Безбумажная форма учёта сама по себе радикально меняет труд (и обязанности) медицинских статистиков. Самое трудное для последних - невозможность самим подправлять цифры, чтобы они были "как надо". Поправлять смогут только врачи в исходных документах, стало быть, придётся делать замечания врачам и требовать от них исправлений. Это сложнее.

Но автоматизация означает, что учитывается не только то, что учитывалось раньше, а ещё другая огромная, детальная информация о состоянии больных, действиях врачей, нагрузках на вспомогательные подразделения, разнообразных проблемах. Эта информация регистрируется и может быть доставлена руководителям своевременно, когда положение ещё можно исправить. Значит, надо её обрабатывать и доставлять. Значит надо на неё реагировать. Повышается ответственность всех, кто принимает решения. Становится возможным различить роль каждого в создании и разрешении той или иной проблемы. Накопленные сведения позволяют сравнивать работу врачей на репрезентативных материалах.

К этому медики не готовы. Здесь - масса проблем. Всё это - проблемы использования новых, необычных возможностей, которые открывает автоматизация лечебно диагностического процесса.

Вопрос. Какими средствами и за какой период можно решить технологические и кадровые проблемы, которые неизбежно возникнут при компьютеризации медицинских баз данных?

Ответ. Речь не о компьютеризации баз данных, а об автоматизации врачебной деятельности, об автоматизации интеллектуальной деятельности врачей и руководителей больницы или поликлиники. Ведь меняется информационная основа этой деятельности - история болезни, способы и глубина обработки информации, меняется информированность лиц, принимающих решения. Базы данных - это только следствие деятельности на основе электронной истории.

Можно выдумывать препятствия и устраивать кампании с участием множества людей, не очень вникших в суть дела: тендеры, конкурсы, предпроектные обследования, технические задания, создание ВЦ и МИАЦ (медицинских информационно-вычислительных центров), изобретать новые специальности вроде ИТ-работников в штате больницы. Слава Богу, знаю, что всё это шелуха.

Для автоматизации лечебно-диагностического процесса надо, прежде всего, иметь программное обеспечение, которое сделано на основе полноценной постановки медицинских задач. По моему опыту, и для создания такой программы, и для её эксплуатации нужны совсем простые по сегодняшним меркам технические средства. Если не считать сети, то все они - умещаются на моём домашнем компьютере. А вот для постановки задач нужно сочетание трёх вещей: надо знать медицинскую практику, теоретически осмыслить закономерности лечебно-диагностического процесса и понимать, что сегодня могут программист и вычислительная техника.

Кроме адекватной программы нужны компьютеры и желательна локальная сеть. Из необычностей отмечу ещё необходимость поддерживать связь с разработчиком (или фирмой-разработчиком), потому что система должна будет учитывать новые потребности развивающейся медицины и организации здравоохранении.

Никаких специальных ИТ-работников не требуется, как не нужны специальные ТВ-работники для того, чтобы пользоваться телевизором. Технический надзор со стороны электронщиков, конечно, необходим, как за любыми аппаратами. При сетевом варианте, правда, нужен ещё системный администратор. Да и его функциям можно обучить медицинских статистиков.

Не кадровые и не технологические проблемы возникают при компьютеризации, а психологические и организационные. Надо учиться работать на основе информации, а не по интуиции и привычкам.

По моему личному опыту и опыту тех моих пользователей, которые вводили автоматизацию самостоятельно, нужно отвести 2 недели на запуск (вовлечение всех врачей) и 2-3 месяца на освоение основ. В зависимости от того, насколько энергичен руководитель и как он сам включается в новые условия работы, этот срок может и чуть сократиться, и значительно растягиваться.

Вопрос. Чем чреват "взлом" медицинской базы для пациентов и клиник?

Ответ. Тем же, чем заглядывание в истории болезни сторонних лиц.

Вопрос. Можно ли частично обезопасить электронные истории болезни путем уменьшения количества хранимой личной информации?

Ответ. Нельзя. Информация должна быть как можно более полной. Иначе незачем автоматизацию затевать. Защищать информацию нужно и можно от технических сбоев, от ошибочных действий пользователя, от любопытства случайных прохожих. Что касается злоумышленников, то им можно только создавать затруднения. Полной защиты от них нет. Но так везде. Поэтому средства защиты, которые затрудняют работу нормальным людям, использовать нерационально.

Вопрос. Окажет ли нововведение влияние на количество врачебных ошибок?

Ответ. Обязательно уменьшит это количество. И тем больше, чем лучше и детальнее поставлены медицинские задачи, а также чем полнее и последовательнее будут пользоваться новыми средствами управления руководители.

Вопрос. Можно ли ожидать увеличения ответственности за врачебные ошибки?

Ответ. Можно и нужно. Обычно врачебная ошибка является следствием комбинации нескольких причин и обстоятельств, относящихся к знаниям и умениям врача, к его добросовестности, к обеспечению его деятельности всем необходимым, к реакции руководителя на его вопросы и запросы, к установленным в учреждении порядкам. Автоматизация позволяет выявить роль каждого фактора, а не делать из врача крайнего и не оправдывать всё общими фразами о трудностях жизни.

Вопрос. Как будут передаваться электронные истории болезни от одного медучреждения к другому в случае переезда пациента?

Ответ. Несколькими способами. Если в прежнем и новом учреждениях - одна и та же автоматизированная система, то можно по сети, на дискете или на флешке передать либо всю информацию, либо выжимку из неё (выписку из истории болезни); что именно - это дело организаторов. Для других случаев есть два не исключающих друг друга способа. Одни - старый и универсальный: на бумаге печатается выписка из истории болезни. Второй - тот же текст в виде файла передаётся на дискете, а принимающее учреждение на любом компьютере может его напечатать и подклеить к своей истории болезни.

Hosted by uCoz