ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 159

12 февраля 2008 г.

Наблюдения. Заметки. Реплики.

ТЕРМИНОЛОГИЯ: МИС, КИС И ДРУГИЕ.

Когда в той или иной социальной группе обычным словам придают не свойственные им, не содержащиеся в них, условные значения - это сленг, жаргон. Им пользуются не для ясности суждений, а чтобы показать принадлежность к "своим". В научной и научно-технической литературе сленг не уместен. Заявлять "Я свой!" здесь не нужно. Науке необходимы не условности, а точность, содержательность, осмысленность терминов. К сожалению, в сфере компьютеризации медицины с этим не всё благополучно.

Вглядитесь: "Медицинские информационные системы". По смыслу слов это означает всего лишь хорошо организованную сложную медицинскую информацию. Так можно назвать и медицинскую библиотеку, и упорядоченный архив историй болезни, и Международную классификацию болезней, и справочник лекарств, и 5-групповую систему диспансеризации населения. По своей сложности и внутренним связям все эти объекты - системы, все они - информационные и все - медицинские.

Тем не менее, таким термином стали обозначать определённый класс конструкторских решений для лечащих врачей и других медиков - автоматизацию их работы с информацией о пациентах. Наименование не совпадает с содержанием, однако так негласно условились, так сложилось. Но ведь это - не оправдание. Всякий сленг образуется сам собой, стихийно. Разве это значит, что развитие научного языка надо предоставить стихиям?

На мой взгляд, "Медицинские информационные системы (МИС)" стоило бы забраковать ввиду бессодержательности. Предлагают ещё "КИС" - клинические инофрмационные системы. Этим будто бы уточняется, что речь идёт о лечащем враче и пациенте. Но указаний на автоматизацию нет и здесь, а дополнительные неприятности возникают: "клинические" системы начинают противопоставлять "административным". Между тем, работа врача и "администрирование" со стороны заведующего отделением и главного врача - это неразрывные стороны единого информационного процесса. Одного без другого не бывает, одно перетекает в другое. Автоматизировать их порознь значит запрограммировать ущербность, а то и нежизнеспособность продукта.

Ещё бытует термин "Система поддержки принятия решений (СППР)". В нём важна мысль о том, что передача информации - это способ воздействия одного объекта на другой, способ побудить к определённым решениям и действиям. По сути, именно к этому стремятся все разработчики, вряд ли кто-нибудь сегодня ограничивается задачей освободить врача от "писанины" и арифметики. Но принцип устройства и объект воздействия в термине "СППР" не обозначены: каким способом поддерживаются решения? чьи решения? Есть, правда, вариант "СППВР", где "В" указывает на врача. Но это ведёт к уже указанному недостатку: нельзя ограничиваться решениями лечащего врача. Есть ещё решения заведующего отделением, главного врача, медицинского статистика. Информационный процесс в практической медицине - это взаимодействие нескольких лиц, принимающих решения. Кого-то из них забыть - то же, что слово из песни выкинуть.

Используются термины "Комплексные медицинские системы", "Комплексная автоматизация ЛПУ", "Автоматизированная система управления ЛПУ". Если словами "комплекс" или "ЛПУ" (то есть лечебно-профилактическое учреждение) хотят сказать, что автоматизирована работа не только медиков, но и бухгалтерии, экономического отдела, хозяйственной службы, отдела кадров, то против этого возразить нечего. Однако такие системы всё равно надо подразделять на то, что собственно для медиков, и то, что для остальных. Связи между теми и другими, конечно, есть, но всё-таки речь идёт о принципиально разных процессах: с разными задачами и целями, с разными первичными носителями информации, с разным содержанием и разными правилами обработки данных. Так что для составных частей такой комплексной системы всё равно необходимы собственные содержательные наименования.

А почему бы, как в сказке С.Я.Маршака, не назвать кошку кошкой? Если разработчики ставят на службу медикам компьютер, то это - автоматизация. Если объектом автоматизации является работа врача, заведующего отделением, медстатиститка и главного врача с информацией о пациентах, то этот объект называется лечебно-диагностическим процессом. Стало быть, автоматизация лечебно-диагностического процесса - это и есть предмет усилий разработчиков, это и есть продукт для медиков. "Автоматизация ЛДП", "Автоматизированный ЛДП" - чем не термины?

Между прочим, в них есть важный нюанс - указание на то, что автоматизируется нечто уже существующее, действующее. Не создаётся какая-то совершенно новая система отношений, не рождается что-то воображением разработчика, а преобразуется известный объект с его специфическими целями, внутренними закономерностями и множеством функций. Эти цели надо оставить неизменными, на них ориентироваться. Эти закономерности надо выявить, очистить от всего наносного и использовать максимально. Эти функции надо сохранить, усилить, обогатить за счёт применения современных способов обращения с информацией. Ясно, что для всего этого объект (лечебно-диагностический процесс) надо хорошо изучить, подвергнуть информационному анализу.

Можно сделать и ещё один шаг в этом рассуждении. Всякий технологический процесс целеположен, целеустремлён. Действия участвующих в нём людей диктуются, направляются к цели, управляются потоками информации, прямыми и обратными информационными связями. Это всегда - система управления (в кибернетическом понимании, а не в смысле администрирования). Чем достовернее, полнее и своевременнее циркулирующая в системе информация, тем сильнее её управляющее воздействие (в нашем случае - и на врача, и на главного врача, и на всех других участников общего дела), тем эффективнее взаимодействие между элементами системы, тем вернее движение к цели. Иначе говоря, автоматизация технологического процесса означает автоматизацию управления этим процессом.

Между прочим, на заре компьютерного века это хорошо понимали: первые системы для медицины, где использовалась вычислительная техника, назывались не иначе как АСУ. Почему бы к этому не вернуться? "Автоматизированная система управления лечебно-диагностическим процессом (АСУ ЛДП)" - термин исчерпывающий. Он практически не требует толкования. Можно, конечно, добавлять что-нибудь вроде "на основе электронной истории болезни", но и так ведь ясно, что лечебно-диагностический процесс основывается на истории болезни, а потому без её замены на электронную автоматизация немыслима.

Вот вам и критерий: если термин не надо дополнительно толковать, то он хорош. Его нельзя будет толковать превратно, расширительно или слишком узко. На него можно ориентироваться.

Hosted by uCoz