ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 161

26 февраля 2008 г.

Наблюдения. Заметки. Реплики.

СИСТЕМНЫЙ СБОЙ

За 3 года существования рассылки человек двадцать или чуть более обратились ко мне с совершенно предметным интересом: спрашивали о приобретении программ, некоторые попутно делились своим опытом самостоятельных разработок. 20 за 3 года не много, но всё-таки...

Нет, не подумайте, что из этого что-нибудь вышло. Новых внедрений за эти годы было только два: в Уральском НИИ Фтизиопульмонологии и в Московской психиатрической больнице №10. В обоих случаях в контакт вступили первые руководители учреждений. И там, и там это были мои давние единомышленники и соратники по делам 20-летней давности.

Остальные корреспонденты были вовсе не первые руководители. Писали мне либо энергичные заведующие отделениями, либо - реже - не менее активные рядовые врачи. Рассказывали, как я их заинтересовал и убедил. Спрашивали, что нужно для внедрения применительно к их условиям. Я подробно объяснял. Допытывались о стоимости программ. Я отвечал, что это не принципиально, что о стоимости всегда договоримся, что мне важно отдать систему в хорошие руки, понимающим людям, способным ставить себе амбициозные задачи.

Затем мои собеседники извещали, что обо всём доложили главному врачу, и либо сразу исчезали, либо сначала извинялись за консерватизм или немощи своего начальства.

Почему всё спотыкается о главных врачей? Почему им не подходит то, что увлекает хотя бы отдельных лечащих врачей или заведующих отделениями? Неужто в главные врачи идут исключительно консерваторы?

В рассылке я не раз делился размышлениями на смежную тему. Те главные врачи, которые автоматизированную систему уже ввели, сделали это не для совершенствования своей деятельности, а только для лечащих врачей. Лечащие врачи и пользуются ею вовсю. А новые эффективные способы управления, специально предназначенные для руководителей, остаются без должного применения. Между тем, именно эти способы позволяют и существенно улучшать клинические результаты, и уменьшать затраты медицинских ресурсов. Я объяснял этот парадокс прежде всего психологическими причинами: слишком много нового, слишком сильны старые привычки. Но есть и другой мощный фактор - это отсутствие удовлетворительного ответа на вопрос "Зачем?".

В самом деле, зачем главному врачу инструменты автоматизированного управления? Кто оценит результат? Посмотрите на официальные статистические формы, по которым отчитываются больницы и поликлиники. Найдёте вы там то, на что нацелены описываемые мною программы?

Что требуют от поликлиники? Побольше приёмов и посещений больных на дому и поменьше жалоб. Никто не оценит ни полноту охвата населения диспансерным наблюдением, ни благоприятное движение диспансерных контингентов, ни своевременность выявления сердечных, онкологических и эндокринологических заболеваний, ни частоту и структуру выхода на инвалидность, ни динамику смертности.

Чего ждут верхи от стационара? Чтобы были заполнены койки и чтобы эксперты фондов медстрахования делали поменьше замечаний о шифровке диагнозов и дневниковых записях. К чему толкает рынок? Заработать на больных и угодить не очень компетентным контролёрам. Никто не оценит улучшение структуры госпитальных исходов, увеличение пропускной способности стационара, экономию ресурсов.

А теперь подумайте, много ли в вертикально организованной структуре здравоохранения найдётся героев, готовых трудиться над тем, что вышерасположенному уровеню управления не интересно, чего тот не заметит? А будешь сам похваляться - не понравится. В лучшем случае прослывёшь чудаком.

У меня зазвонил телефон. Междугородний. Звонит старый друг и единомышленник.

- Послушайте, ведь есть закономерность: всё у нас работает успешно и здорово, а когда доходит до главного врача, включаются какие-то тормоза.

- Да, согласен. Именно так. Закономерность.

- Так, может быть, где-то у нас системный сбой?

Ещё бы! Конечно, системный сбой. Только не в нашей системе, а выше. Больше четверти века назад мою систему в Новосибирском Академгородке опекал по поручению президента СО АН СССР Г.И.Марчука один из его ближайших помощников И.Д.Погожев. Однажды этот умный и добрый человек сказал мне следующее.

- У Вас во главе угла не забота сразу об общем благе, а достижение общего эффекта через правильную помощь каждому в отдельности. Хороший принцип, но вступает в противоречие с системой более высокого порядка.

- Это Вы о какой системе, Иван Дмитриевич?

- О Солнечной, конечно, о Солнечной. А Вы что подумали?

Думал я, понятно, о том же, о чём говорю сейчас. О том, что конечный результат системе более высокого порядка не интересен. Вот где сбой.

Но, может быть, что-то сдвинулось? За полтора месяца этого года ко мне обратилось пятеро, причем трое из них - руководители. Нет-нет, завершилось всё так же. Заглохло. Но ведь это чаще, чем вчера. Хотя и заглохло. И потом - руководители. И компьютеры у них уже есть. Хотя и умолкли. "Те, 20 лкт назад, был о-очень активные! Но давно."

И ведь что любопытно: в течение многих недель второй президент России и его очевидный преемник повторяют, что здравоохранением надо управлять по конечным результатам. Я попал в хорошую компанию. Правда, они об этом не знают. Значит натолкнутся на тот же системный сбой. Только я упёрся в него снизу и без надежд, а они упрутся сверху и с упованием на чиновников.

Поглядеть бы...

Hosted by uCoz