ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 165

25 марта 2008 г.

>Наблюдения. Заметки. Реплики.

ТЕРМИНОЛОГИЯ: справочники

Я сделал новый программный комплекс - изолированный справочник "Средства лечения". Это - фрагмент, вырванный из системы для стационара и поликлиники. О нём попросили врачи-интерны, познакомившиеся с системой во время обучения в Кировской областной клинической больнице. Справочник можно поместить на любом компьютере без установки базового комплекс системы.

Три с половиной тысячи наименований, комментарии к большинству из них, легкий поиск, формирование листа назначений, возможность заранее составить любое количество стереотипных лечебных комплексов, которые потом вводятся в лист назначений одним движением, - это удалось сохранить. Разумеется, вне электронной истории болезни другие функции этого справочника, например, подсчёт количества принятых лекарств и их стоимости, сохранение архива и проч., неосуществимы. Речь всего лишь о малой частности, о маленьком шаге навстречу врачам, которые стремятся хоть как-то использовать стоящий на столе компьютер. Надеюсь, те, кто подал такую идею, будут довольны.

Вам же, уважаемые читатели, я рассказываю об этом не только из желания продемонстрировать предметный интерес врачей к автоматизации, а ещё и потому, что появился повод не просто снова затронуть тему справочников, но и предоставить вам возможность самим кое-что посмотреть на конкретном, пусть и отрывочном, примере. Желающему достаточно скачать комплекс "Средства лечения" с сайта http://vmtavr2.narod.ru , установить его на любом компьютере и щёлкнуть появившуюся на Рабочем столе иконку "Apteka".

Итак, снова подчеркиваю: термин "Справочник" не должен вводить в заблуждение. Применительно к автоматизации лечебно-диагностического процесса он означает средство, с помощью которого осуществляется несколько важных функций, из которых получение справки самая малозначитеьная. Если справочник диагнозов встроен в систему только для того, чтобы найти код диагноза по МКБ-10, а справочник Видаль позволят лишь почитать о медикаменте или, в лучшем случае, скопировать наименование в историю болезни, то это - профанация автоматизации, оставляющая без внимания важнейшие возможности компьютера и насущные потребности врача.

В автоматизированной информационной системе слово "справочник" прежде всего должно означать, что нужный текст вводится в электронную историю болезни щелчком или нажатием клавиши. Этим гарантируется и скорость ввода, и его безошибочность. Подразумевается и быстрота поиска нужного элемента: справочники должен выдаваться на экран в упорядоченном виде. В большинстве случаев их надо упорядочивать по алфавиту, но не всегда этого достаточно. Медикаменты полезно упорядочить ещё и по клинико-фармакологическим группам, а уж внутри групп - по алфавиту. Справочник врачей надо располагать и по алфавиту, и по кодам (для медстатистика, отвечающего за его пополнение).

В медицине есть обширные понятия, содержание которых либо недостаточно классифицировано, либо допускает разные обозначения одного и того же предмета. Для соответствующих справочников, таких, например, как "Операции", "Анализы", "Диагнозы", "Осложнения", должны быть специальные средства поиска. Это может быть ступенчатый поиск, когда вначале предлагается перечень разделов, а потом - всё содержание выбранного раздела. Другой (очень удобный) способ - поиск по слову или сочетанию слов, которые содержатся в искомой строке справочника независимо от того, расположены они в её начале или в середине. Всё это - элементарные программистские приёмы, они должны быть использованы. Не уверен, что это всегда так.

Особая задача справочников - обеспечить единство понятий в тех многочисленных областях, где медики часто допускают произвольные толкования. Исходы лечения, цели консультации, льготные категории пациентов, факторы риска и ряд других понятий, будучи представленными в соответствующих справочниках, приобретают чёткость, исключают разночтения и становится пригодными в автоматизированном анализе работы. Для использования понятий, которые классифицированы официально (диагнозы, профессиональные вредности, причины временной нетрудоспособности, виды травм, инвалидность, профили коек, профили медицинских служб, лечебные диеты), справочники должны содержать именно эти классификации. В других случаях, например, для операций, видов обезболивания, осложнений, лабораторных анализов, разработчик вынужден составлять справочники сам.

Имея в виду потребности лечащего врача, некоторые официальные классификации нужно дорабатывать, бережно сохраняя при этом их принцип и уже вложенное в них содержание. Пример - Международная классификация болезной 10-го пересмотра. Ряд её строк содержит слишком общие понятия, не позволяющие точно описать конкретного пациента. Заболевания сосудов, например, или суставов для врача надо разнести по конкретным анатомическим локализациям, эндокринологические диагнозы - по отдельным формам проявления. МКБ-10 это вполне допускает: в ней оставлена возможность вводить дополнительные подрубрики, нисколько не нарушающие её стройность.

Многие справочники информационной системы - это не простые перечни вариантов того или иного понятия. В них надо вводить дополнительные характеристики, доступные для программной обработки. Так, справочник средств лечения должен содержать указания на то, к какой клинико-фармакологической группе относится медикамент, какова его доза, лекарственная форма (капли, таблетки, инъекции, ингаляции), какова цена этой дозы. Если это предусмотрено, можно автоматически формировать лист назначений, подсчитывать количество принятых препаратов, их стоимость.

Операции и процедуры надо характеризовать масштабом (операция, малая операция, процедура), анатомической локализацией, принадлежностью к "высоким технологиям", сирмрситю, строкой официального отчёта, куда надо эту операцию зачислить. Тогда можно программно составлять официальный отчёт, а заодно и определять стоимость лечения. Для каждого отделения стационара необходимо предусмотреть указания на профиль его коек, плановую функцию койки, на базовую стоимость койко-дня с учётом особенностей финансирования больного. Всё это важно для управления коечным фондом и автоматического составления официального отчёта о его использовании.

Именно опора на справочники позволяет компьютерной программе ооказывать врачу интеллектуальную поддержку ("поддержку принятия решений"). Благодаря справочнику диагнозов, можно заранее устанавливать типовой план обследования при выявлении некоторых заболеваний и план регулярного контроля для хронических больных, а потом автоматически назначать такое обследование и контроль. Другой приём, основанный на том же справочнике, - выдача на экран напоминаний о том, с чем надо дифференцировать установленный диагноз и какие осложнения при нём нельзя упустить. На справочнике "Средства лечения" основывается уже упомянутое составление типовых лечебных комплексов. Именно справочнки обеспечивают возможность подсчёта стоимости обследования и лечения, сопоставление результатов медицинской помощи со структурой и количеством затраченных медицинских ресурсов, сравнительную оценку диагностической работы врачей и многое другое.

Из сказанного ясно, что составление справочников - дело чрезвычайно ответственное. Не менее ответственно и их пополнение и коррекция, а надо заметить, что большинство справочников никогда не может быть составлено окончательно, они развиваются. Тем важнее разделить справочники на местные и системные. Местные - те, которые могут составляться только самим пользователем ("Врачи", "Отделения", "Фонды и компании медицинского страхования", "Улицы населённого пункта" и др.). Для их ведения нужны специальные пользовательские функции, которые обеспечивали бы полноту ввода данных и гарантию от грубых ошибок (например, от дублирования записей). Разумеется, ведение местных справочников должны быть доступно только медицинскому статистику и никому более.

Вторая группа - системные справочники. Их много, и именно от них зависит множество функций системы, прежде всего - функции анализа базы данных. Разработчик создаёт системные справочники в содружестве с компетентными медиками. Развивать их он должен в таком же содружестве, придирчиво следя за тем, чтобы новшествами не нарушить того, что уже сделано. В противном случае вся система неизбежно подвергнется значительным и нарастающим искажениям. Единственное, что разработчик должен отдать пользователям - ввод цен в справочники для средств обследования и лечения.

Разумеется, все эти заботы возникают тогда, когда система, действительно, оснащена десятками развитых справочников. Если же этого нет, если врач почти всё вводит с клавиатуры, произвольно, а справочники служат лишь для того. чтобы в них заглянуть, то забот у разработчика нет, но нет и настоящей автоматизации врачебной деятельности.

В заключение, ещё раз повторю: в автоматизированной медицинской системе термин "Справочник" означает вовсе не средство для получения справки, а нечто гораздо большее.

Hosted by uCoz