ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

бШ

Выпуск 170 29 апреля 2008 г.

Наблюдения. Заметки. Реплики.

ЕЩЁ О ПЛАТЬЕ, ПО КОТОРОМУ ВСТРЕЧАЮТ

- Помилуйте, мы с вам не ребяты.

Зачем же мнения чужие только святы?

А.С.Грибоедов, "Горе от ума".

"Форма неприемлема. Всё как-то по-деревенски. Так сейчас не делают. Это не продать. Хорошее содержание как будто нарочно замазано невесть чем, пусть уж автор не обижается", - так сказал некий специалист главному врачу, увидев у него мою систему.

Автор не обижается. Картина знакомая: глядит такой ревнитель мод на продукт - содержания не знает, о форме судит по отсутствию аксессуаров, известных ему из других программ, и вот уже всё понял: "деревня!". Попросите его обосновать вердикт - обнаружите лишь непонимание и медицины вообще, и того, что ей нужно от автоматизации. Возьмётся наш кутюрье от программирования сам делать АРМ врача - и получится у него "современная" (как в лучших домах!) внешность, не отражающая специфического содержания, неадекватная делу, для которого всё затевалось. Бог с ним, с этим снобизмом на пустом месте. Какие уж тут обиды...

Но что же главный врач, мой единомышленник, пользующийся системой с успехом и с удовольствием? А он спросил у ценителя, нельзя ли переделать форму (нельзя, конечно, кто бы сомневался). Почему же он-то попадается на мякине и чуть ли не готов поменять одежды? Разве они ему и его врачам неудобны? И разве не его право, право пользователя, - требовать, чтобы форма соответствовала назначению программного продукта, а не моде, не чьим-то вкусам? Почему он безропотно сносит нападки не на мой, а уже на свой инструмент? Робеет перед человеком таинственной для него профессии, перед "компьютерщиком"? Не выработал собственной позиции, не вооружён аргументами? Но если так, я должен его вооружить, должен сформулировать требования к форме и правила, которые стоит соблюдать, чтобы медицинская система была простой и естественной для самого широкого круга тех, кому она адресована.

Требование одно: форма должна быть функциональной, она должна способствовать использованию системы по её специфическому назначению. Отсюда, между прочим, следует, что до выводов о форме не худо бы вникнуть в содержание и руководствоваться именно им, а не тем, что делается для других объектов и других условий. Это мы и учтём, а чтобы дальнейшее изложение не было абстрактным, напомню читателям, что в архиве рассылки есть раздел "Галерея" (выпуски 117-129). Там - копии основных экранов, они демонстрируют моё представление о должном. Здесь же это представление я изложу в виде правил, которые давно для себя выработал и готов рекомендовать потенциальным пользователям медицинских информационных систем.

Правило первое: на экране должно быть всё, что сейчас нужно, и ничего более (принцип "необходимо и достаточно"). АРМ - инструмент для работы. Не для какой-то новой работы, возложенной на врача с появлением компьютера, а для его обычной деятельности, для наилучшего выполнения его повседневных профессиональных функций. Набор этих функций обширен, но строго определён, конечен. Все они привязаны к рабочему дню врача, к его общению с пациентом и к взаимодействию с другими участниками лечебно-диагностического процесса. Здесь нет ничего неожиданного, ничего неопределённого. Поэтому в АРМе врача степень свободы вовсе не такая, как, например, в Internet Explorer или другом браузере, где перед пользователем на экране всегда выставлено чуть ли не всё множество возможностей. Врачу в процессе работы такая выставка не нужна, она для него - информационный шум.

Каждый экран АРМа должен соответствовать определённому моменту в работе врача с информацией и содержать только то, что нужно в этот момент. А нужны всегда три вещи: информация, из-за которой сюда пришли, способ выбора и осуществления следущего шага в работе с информацией и способ вернуться назад. Остальное - лишнее. Его не должно быть.

Возьмём для примера первый экран АРМа - начало работы с информацией. В этот момент врачу надо предоставить выбор между пятью группами разных занятий: это работа с конкретной историей болезни, обработка совокупности историй болезни (формирование списков, сводок, таблиц), обмен информацией с другими участниками лечебно-диагностического процесса, чтение пояснительных текстов и, наконец, настройка программного комплекса. Другой пример - начало работы с историей болезни. Тут надо предложить на выбор все разделы истории болезни (а их - 4-5 десятков). И то, и другое - случаи с большим числом однопорядковых вариантов. Здесь требуется очень тщательное использование экранного пространства: все варианты выбора должно быть на виду и, сверх того, упорядочены в соответствии с содержанием, частотой и важностью возникающих перед врачом задач.

Однако в подавляющем большинстве ситуаций всё просто: выбрать фамилию из списка больных, медикамент из списка медикаментов, способ вывода информации из трёх возможных (на экран, на принтер, в файл) и т.п. Очередной выбор может потребовать уточнения (тогда выдаётся следующее меню) или откроет возможность ввода-вывода информации. Врач всегда либо выбирает из конкретного и полного набора альтернатив, либо вводит информацию, либо вывел её и знакомится с нею. И в поле его зрения не должно быть ничего, что не нужно для этого сиюминутного занятия. Ненужное надо убрать. Пусть каждый раз экран указывает пользователю только на одно необходимое сейчас действие. Тогда любая сложная задача оказывается составленной из простых и однотипных актов.

Правило второе: основа движения по АРМу - система последовательных меню. Шаг вперёд - это выбор одного из пунктов меню. Шаг назад - это отказ от выбора и возврат в предыдущее меню, откуда можно либо пойти вперёд в новом направлении, либо продолжить движение назад, к первому экрану. "Прыгать через ступеньку", то есть из каждого экрана одним щелчком шагать чуть ли не куда угодно, нельзя. Соответственно, экран никогда не загромождается демонстрацией всех возможностей программы, а пользователю всегда предоставляется самый простой выбор: двинуться вперёд или назад.

Правило третье: в каждый данный момент используется только одно окно. Одновременное открытие двух и более окон с возможностью свободно переходить из одного в другое вынуждается обстоятельствами крайне редко. У меня на весь обширный перечень программ есть только 3 или 4 случая, когда открытие двух окон действително необходимо (ввод данных о чувствительности микроорганзмов к определённым медикаментам, группировка территорий обслуживания, алгоритм определния источника финансирования).

Правило четвёртое: сходные действия должны выполняться единообразно. Движение вперёд всегда обеспечивается щелчком по строчке меню или клавишей ENTER, движение назад - всегда клавишей ESC или щелчком в стороне от меню. Завершение работы с документом всегда заканчивается предложением выбора: вывести его на экран, напечатать или записать в файл. Все справочники всегда открываются в одной и той же области экрана. Работа в разных мемо-полях ("Анамнез, статус", "Дневники", "Протокол операции" и др.) оформляется одинаково и сопровождается одинаковыми комментариями. И так далее, и тому подобное.

Правило пятое: все указания, включая пункты меню, должны быть выражены недвусмысленно, только словами и только по-русски. Они не должны вызывать вопросов. Пиктограммы и специфические "компьютерные" термины не уместны. Русские слова не надо дублировать кнопками. Сокращения слов, кроме общепринятых и понятных врачам любой специальности, не допускаются, за исключением случаев, когда не хватает места в строке с заранее заданной длиной. Наонец, сама информационная система не должна порождать и использовать на экране никаких собственных, специфических терминов, не употребляемых в обычной речи и в профессиональном языке медиков.

Правило шестое: художественное оформление должно быть минимальным. Пестрота недопустима. Разграничительные линии, рамки, разнообразие шрифтов используются только там, где они совершенно необходимы. Шрифт должен быть достаточно крупным (10-12-14 пунктов). Закрашивание фона не нужно: на экране надо сохранять подобие привычного бумажного листа. Цвет шрифта должен быть функциональным, то есть указывать либо на принадлежность строки (к меню, к списку, к описательному тексту), либо на её особую важность, либо на её специфические свойства (например, у меня шрифт, окрашенный зелёным, означает, что строчка реагирует на щелчок мыши - им вызывается обозначенная строкой функция).

Правило седьмое: движение по меню и выбор очередной функции должны осуществляться всеми способами по выбору пользователя: клавишами курсора и их стандартными комбинациями, клавишами листания, "горячими " клавишами, клавишами ENTER и ESC, щелчком мыши, полосой прокрутки, а в отдельных случаях - функциональными клавишами. Это важно, прежде всего, потому, что начинающим пользователям проще работать клавиатурой, а бывалые предпочитают мышь. Кроме того, выбор наиболее подходящего средства может зависеть от размеров меню или списка.

Правило восьмое: набор текста с клавиатуры должен быть сведен к минимуму с помощью справочников и шаблонов. Из справочников в текст истории болезни должны вводиться готовые наименования и даже фразы (диагнозы, осложнения, диагностические и лечебные назначения врача, операции, исходы, фамилии врачей, улицы, медицинские учреждения, страховые компании и многое другое). Текстовые шаблоны должны быть заготовлены для большинства вариантов различных описаний (анамнез и статус, дневники, рекомендации, протоколы операций). Сами шаблоны должны быть составлены так,чтобы для их модификации в каждом конкретном случае требовалось, главным образом, не добавление или исправление текста (за исключением ввода числовых характеристик), а удаление ненужного, избыточного. Достаточное число справочников - это несколько десятков, достаточное число шаблонов - несколько сотен.

Правило девятое: поиск в справочниках должен обеспечиваться несколькими способами - упорядоченностью по алфавиту, набором начальных букв, а также вспомогательными классификаторами (например, выбор лекарств по клинико-фармакологическим группам) и поиском по слову, которое содержится в наименовании вне зависимости от его местоположения в строке (например, поиск диагноза, операции или лабораторного анализа).

Правило десятое: неправильные действия пользователя программа должна игнорировать и сообщать об этом. Это касается недопустимого нажатия клавиш, ввода формально недопустимых данных и ряда явных логических несоответствий между вводимой и уже введенной информацией.

Правило одиннадцатое: внешние связи АРМа должны обеспечиваться всеми тремя способами по выбору и возможностям пользователя: сетью, через дискеты, через флэш-карту. Настаиваю на этом по нескольким причинам. Сеть есть не везде. В небольших учреждениях - а сколько их по России! - сети появятся не скоро уже потому, что там они не так уж нужны. В средних и крупных учреждениях сеть часто сооружают в несколько этапов, так что часть объектов может надолго оставаться вне сети. Наконец, сеть способна выходить из строя. Медицинская система должна уметь адаптироваться ко всем этим обстоятельствам и функционировать бесперебойно.

*

Можно родолжить этот ряд, но не в исчерпывающем перечне суть. И так понятно, что форма, скроенная по подобным правилам, проста, безыскусна, однообразна и предлагает ограниченный выбор рабочих средств. Простота нужна, чтобы ракрывать содержание легко и последовательно. Однообразие (точнее - единообразие) позволяет быстро вырабатывать привычки. Отсутствие красот и эффектов, не обусловленных задачей, означает, что форма не отвлекает внимание на себя, она и должна быть незаметной. Приёмов же для работы надо предлагать ровно столько, сколько необходимо и достаточно, а вовсе не всё их великое многообразие.

Конечно, есть другие подходы. Есть множество программ, форма которых непременно удовлетворит вышеупомянутого судью. Но я - не на его месте, я - в шкуре врача. Мне мешает сосредоточиться демонстрация всего богатства системы на каждом экране, пестрота, множество слов, не нужных в данный момент. Я не хочу гадать, где есть всплывающие подсказки и выпадающие списки. Меня удручают ситуации, когда можно пользоваться только мышью. Для меня неприемлемо, если программа возлагает на самих врачей составление медицинских справочников и шаблонов (то есть в ней ни того, ни другого в готовом виде нет). Нет уж, господа, увольте от подражания таким образцам. Останусь в деревне. И постараюсь снбажать пользователя всем готовым в намеренно неброской упаковке. Ему ведь работать надо, а не моим искусством восхищаться...

Но вот звонок, приглашают к партнёрству. На какой предмет, если у меня всё сделано? И слышу опять:

- А Вы не думаете, что Ваш интерфейс морально устарел?

- Нет. Не думаю. Вообще об этом не думаю. Простая рабочая одежда - халат врача, комбинезон слесаря, фартук кузнеца - не может стареть морально. Нечему в ней стареть. Она может быть удобной или неудобной. Вам где-то жмёт?

Hosted by uCoz