ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 177

17 июня 2008 г.

Наблюдения. Заметки. Реплики.

ВСЁ БОЛЕЕ ЦЕННЫЙ РЕСУРС

В "Известиях" за 14 мая 2008 г. я прочёл следующее (в статье "Как стать Юлием Цезарем"):

"Вовремя полученный и грамотно структурированный информационный поток становится сегодня всё более ценным ресурсом".

Применительно к автоматизации лечебно-диагностического процесса лучше не скажешь. ЛДП - это потоки информации. Он порождает их, он питается ими. Потоки сведений о пациентах, о действиях врачей, о получаемых результатах, о проблемах пропускают через своё сознание лечащий врач, заведующий отделением, главный врач. Задача в том, чтобы эти сведения оказывались в поле зрения вовремя и в разумно упорядоченном, удобном для осознания виде.

В обычной работе больницы мы наблюдаем не упорядоченный по содержанию и не регламентированный по времени поток, а его прямую противоположность - нашу привычную текучку, такие неуправляемые струи, которые хлещут, когда им вздумается, и в которых всё перемешано: главное, второстепенное и вообще к тебе не относящееся. Сознание старается это как-то выстроить, рассортировать, отсеять лишнее, не забыть важного, найти зависимости, сделать выводы. Каждый делает это, как придётся, и каждый добавляет в эту движущуюся мешанину свою долю фактов, тревог, суждений - ясных или невразумительных, нужных или лишних, полезных или не очень. Будет ли внесенная лепта кем-то оценена и использована, Бог весть.

Важнейшая роль автоматизации в том и состоит, чтобы подчинить эту стихию, чтобы использовать заключённую в ней энергию, чтобы доставить её своевременно, без искажений и во всей полноте туда, где она нужна, где будет воспринята и преобразована в дела. Ввод информации в электронную базу данных, вывод её на экран и печать, хранение данных, обеспечение доступа к ним, - всё это важно и ценно. Но всё это только предварительные задачи. Цель автоматизации - превратить накопленную и поступающую информацию в постоянно работающую движущую силу.

История болезни не статична. Это отражение движения, потока событий. Значит, электронная история болезни должна быть так структурирована, чтобы в ней на фоне спокойного течения ясно различались возникающие мели, подводные камни, омуты. Информация об этом движении по множеству ручьёв, всё время меняющаяся, должна своевременно доставляться руководителям в рационально упорядоченной форме, в виде сводок, списков и отчётов, в которых самое существенное бросается в глаза, обращает на себя внимание, требует действия, подсказывает образ действий.

Обращённый к пользователям тезис "Все данные есть в базе - берите всё, что вам требуется" недостаточен. Мало предоставить доступ к данным - нужны средства, с помощью которых автоматизированная система вела бы себя активно, то есть о многом, о наиболее важном сама информировала бы врача и руководителей, не ожидая их пожеланий. Разработчику следует заранее предусматривать такие функции, а руководителям - включать их использование в правила работы, в регламент. Тогда и будет задействован ресурс, ценность которого сегодня быстро возрастает, - "вовремя полученный и грамотно структурированный информационный поток".

Hosted by uCoz