ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 190

18 ноября 2008 г.

Строгий читатель, вероятно, уже отметил, что заявленный недельный ритм стал серьёзно нарушаться. Может создаться впечатление, будто тема исчерпана. Это не так. Есть ещё чем поделиться и с врачами, и с программистами. Паузы вызваны занятостью смежным делом - работой над книгой. Её название -"Автоматизация лечебно-диагностического процесса", - казалось бы, означает, что при 190 выпусках рассылки задача не сложна: собрать всё воедино - и дело с концом. Однако простое суммирование не получается. Книга - иной жанр, писать её приходится сызнова, многое при этом переосмысливая и неизбежно отнимая время у других занятий. Вероятно, так будет до весны. А там посмотрим...

Медицинская информация глазами разработчика.

ИНФОРМАЦИЯ О ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Вот ещё один реквизит истории болезни, которому в солидных системах уделено мало внимания. Между тем, и в поликлинике, и в стационаре на нём основан целый пласт деятельности, куда вовлечены лечащие врачи, регистратор больничных листов, врачебная комиссия, заместитель главного врача по экспертизе (или по качеству) и медицинская экспертная комиссия. Здесь используются три вида направлений больного (на получение листка нетрудоспособности, на комиссию для его продления, на комиссию для определения инвалидности) и два трудоёмких журнала: для регистрации выданных документов о временной нетрудоспособности и для заключений врачебной комиссии.

Действия в этой сфере регламентированы официальными инструкциями, их соблюдение контролирует заместитель главного врача. По данным о листках нетрудоспособности составляется официальный отчёт и может осуществляться разнообразный анализ работы лечащих врачей. Анализ интересен здесь тем, что при заболеваниях с временной нетрудоспособностью повышенное внимание уделяется срокам лечения, а в аналитических таблицах выделяются группы болезней, имеющих особую социальную значимость. Кроме того, накапливается массив данных о более однородных контингентах населения - только о пациентах трудоспособного возраста. Это делает более надёжным сравнительный анализ лечебно-диагностической деятельности врачей.

Средствами автоматизации можно сделать немало для совершенствования описанной работы. Надо только в истории болезни иметь специальный раздел (назовём его "Больничный лист"), а у регистратора автоматизировать журнал выдачи больничных листов. Информация от врача (основные данные о пациенте, причина временной нетрудоспособности, начальная дата, диагноз) будет поступать в журнал регистратора и там дополняться сведениями о самом документе в момент его выдачи. Для ведения журнала и работы с накопленными в нём сведениями необходим специальный программный комплекс. Он нужен не только регистратору, но и заместителю главного врача по экспертизе. Для заместителя в состав такого комплекса включается автоматизированный журнал работы врачебной комиссии.

Чтобы всё это эффективно работало, в электронной истории болезни и в упомянутых журналах следует предусмотреть специальные поля, соответствующие графам журналов и реквизитам самого листка нетрудоспособности. При этом надо учесть некоторые специфические особенности, такие, например, как выдача дубликата утерянного документа, закрытие документа по причине неявки пациента или регистрация сразу нескольких больничных листков, выданных одному пациенту для всех мест его работы. Сама программа должна обеспечивать соблюдение официальных правил выдачи, продления и закрытия документов о временной нетрудоспособности, а также регистрацию всех связанных с этим действий. Кроме того, требуется несколько справочников, чтобы в нужный момент они предъявлялись пользователю для взятия необходимых данныъ. Сверх общих для всего учреждения справочников ("Диагнозы", "Врачи", "Улицы", Место работы"), потребуются и специальные: "Причины временной нетрудоспособности", "Виды травм", "Обоснования продления больничного листка", "Виды экспертных случаев", "Варианты заключений врачебной комиссии".

Посмотрим теперь, что в этом разделе деятельности автоматизированная система способна взять на себя. В АРМе врача это, прежде всего, напоминание, что у больного, который числится работающим, нет сведений о больничном листке. Здесь же контроль за тем, чтобы врач ввёл в строчку для больничного листа вариант временной нетрудоспособности, вид документа, диагноз (всё из справочников) и начальную дату. Из АРМа врача информация по сети или на магнитных носителчх передаётся на компьютер регистратора больничных листков. В поликлинике, сверх того, для больного печатается направление к регистратору. Дальше остаётся автоматически следить за сроками. Каждые 30 дней, как требует инструкция, больного надо направлять на врачебную комиссию. Значит, это будет автоматически вычисляться, вноситься в план работы, так что к нужному сроку будет формироваться направление на комиссию.

К моменту появления больного у регистратора больничных листков или к его приходу на комиссию информация о нём уже есть в соответствующих журналах. Остаётся внести сюда необходимые дополнения: номер листка, заключение комиссии, фамилии членов комиссии, некоторые другие. Журналы можно распечатывать, а накопленную в них информацию тщательно анализировать с помощью специальных функций: следить за нарастающими сроками больничных листков, выявлять кандидатов на определение инвалидности, составлять аналитические таблицы для оценки работы врачей и врачебной комиссии, выдавать официальный отчёт. Слежение за сроками временной нетрудоспособности доступно и в АРМе врача. Оно полезно как лечщему врачу, так и заведующему отделением для упреждения замечаний со стороны контролёров. При такой информированности резко снижаются и частота допускаемых врачами ошибок, и затраты руководителей на контроль.

Hosted by uCoz