ЗАЧЕМ И КАК |
Выпуск 197 17 февраля 2009 г. Здравоохранение сквозь призму автоматизации ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗАННОМУ: УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Я свёл в таблицу содержание нескольких вторичных документов и сопоставил их с историей болезни. Как видите, врачу действительно приходится писать одно и то же по нескольку раз. Такова его повседневность. Только не подумайте, что в таблице эта непроизводительная работа исчерпана. Есть ещё паспорт участка, льготные рецепты с подробной информацией о пациенте, талон для впервые выявленного диагноза, талон для первой в году явки хроника, а в стационаре - карта выбывшего, счёт за пребываине в стационаре, а ещё - обширные документы о высокотехнологичной помощи, - всё не упомнить. НЕКОТОРЫЕ ВТОРИЧНЫЕ УЧЁТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Заметьте: органы здравоохранения и финансирующие организации стремятся получить в своё распоряжение обширные персональные данные. Зачем? Соглашусь, что плательщик вправе знать, за что он платит и какой медицинской страховкой располагает пациент. Но ведь запрашиваются и другие личные сведения - о социальном положении, месте жительства, диагнозах, исходах. С какой стати? Законны ли такие запросы со стороны тех, кто пациента не видел и к его лечению ни ума, ни рук не прилагает? Почему о здоровье гражданина оповещаются люди, которые в медицинской помощи ему не участвуют?
Ну, ладно. От врачебной тайны мы отвыкли, к правам человека не приучены, а не подашь информацию - будешь без денег. Но как эту информацию используют? Проверяют соблюдение формы - это понятно. Чем больше не нужных самому врачу, но напрягающих его бумаг, тем торопливее и нерзаборчивее записи, тем чаще описки и ошибки, тем больше оснований проверять и напрягать. Это важный порочный круг: он создаёт рабочие места. Пусть создаёт, но ведь не хотят контролёры ограничиваться заботой о форме. Мы не успели оглянуться, а они уже оценивают саму врачебную работу. Решают, что хорошо, что плохо и как надо.
Неточности, нерациональности, ошибки, неудачи в работе врача - материя сложная и ответственная. "Разбор полётов" - важнейший способ управления лечебно-диагностическим процессом и воспитания врачебного коллектива. Для выбора наилучшей тактики, для своевременных поправок, для реализации правила "ум хорошо, а два лучше" и существуют прежде всего заведующий отделением, начмед, клинические разборы, консилиумы, консультации, клинические конференции. Здесь вглядываются в собственную практику с учётом всех житейских обстоятельств. Здесь принимают решения тогда, когда память ещё хранит нюансы, когда всю совокупность данных могут анализировать компетентные участники событий.
И что же? Чиновник, походя глянувший на вырванные из контекста персональные данные, уравнивается в правах на оценку работы врачей с их непосредственными руководителями? Даже не уравнивается - у него решающие преимущества: угроза санкциями и никакой личной ответственности. А потому его "оценка" - руководство к безусловному исполнению. Он присваивает себе право издалека управлять действиями врачей.
В суть лечебно-диагностического процесса грубо вторгаются чиновники. Незаконно, абсурдно, опасно, но это так. Вред, причиняемый таким вторжением врачам и больным, очевиден. Если так будет продолжаться, он будет нарастать. А продолжаться будет. Об этом можно судить по кампании за "стандарты медицинской помощи", о которой ещё надо будет сказать несколько слов. В следующем выпуске. |