ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 204

28 апреля 2009 г.

Наблюдения. Заметки. Реплики.

О КЛАССИФИКАЦИИ ПРОГРАММ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Количество компьютерных программ медицинского назначения, разработанных в России, по данным М.Эльянова, уже превышает восемь сотен. Они разнородны и никак не соотнесены ни друг с другом, ни с какими-либо общими для всех принципами. Их наименования произвольны и сами по себе вовсе не отображают ни их содержания, ни - порой - даже их назначения. При таких условиях ориентироваться в этом обилии и разннобразии очень трудно обоим главным заинтересованным лицам: разработчику, желающему узнать, что уже сделано в занимающей его области, и главному врачу, озабоченному использованием автоматизации в своём учреэдении. Необходима такая систематизация программных продуктов, которая удовлятворяла бы и одного, и другого.

Каталог М.Эльянова предлагает систематизацию (на то он и каталог). однако вряд ли она вполне соответствует упомянутым интересам. Взгляните на рубрики этого каталога.

Многообразие они демонстрируют, но системы, к сожалению, не образуют. Это видно уже по тому, что один и тот же продукт легко поместить в разные рубрики. Между тем, систематизацию явлений надо основывать на некотором ограниченном числе ключевых признаков, позволяющих различать суть этих явленийю На мой взгляд, компьютерную программу для медицины важно характеризовать по трём группам признаков: это назначение продукта, тип входной информации и способ её ввода.

По назначению программы для медицины можно разделить на восемь категорий:

а) компьютерные технологии в составе аппаратов и приборов;

б) электронные медицинские справочники;

в) средства информационного общения медиков на расстоянии;

г) средства учёта и анализа ресурсов медицинского учреждения;

д) средства статистической обработки данных о пациентах;

е) программы для частных медико-организационных задач (массовые медицинские осмотры, выдача льготных рецептов, реестры для фондов медицинского страхования);

ж) средства ведения, анализа и обобщения историй болезни и их аналогов;

з) средства ведения историй болезни и управления лечебно-диагностическим процессом.

Важно, что это - не взаимоисключающие категории. Cписок упорядочен от простого к сложному, так что продукты, относящиеся к некоторым последующим рубрикам могут включать в себя свойства, характерные для рубрик предшествующих.

Основная входная информация, которую используют программные продукты, разделяется на пять групп.

а) физические и химические характеристики тканей, органов и систем пациента;

б) медицинские термины и наименования;

в) "бумажные" учётные и отчётные формы лечебного учреждения;

г) частичные сведения о пациенте (паспортные данные, диагноз, отдельные признаки, проведенное лечение и т.п.);

д) полные сведения о пациенте, врачебных действиях и их результатах (история болезни).

По способу ввода основной информации программные продукты разделяются на три группы.

а) основная информация вводится техническими средствами - с датчиков.

б) основную информацию вводит специальный оператор (IT-работник).

в) основную информацию вводит врач.

В ряде случаев наличием одного признака предопределяются две другие характеристики (таково, например, использование компьютера в составе приборов и аппаратов). Поэтому кое-что можно объединить. Тогда получается следующий упорядоченный перечень видов программного обеспечения для медицины.

1. Компьютерные технологии в диагностических и лечебных аппаратах и приборах.

2. Электронные медицинские справочники (МКБ-10, справочники лекарственных средств, лабораторные нормы и т.п.).

3. Системы для общения между медиками на расстоянии ("телемедицина") .

4. Программы учёта и анализа ресурсов медицинского учреждения ("Аптека", "Медтехника", "Бухгалтерия", "Кадры" и др.).

5. Программы статистической обработки медицинских документов.

5.1. Программы ввода и обработки готовых официальных отчётов учреждения.

5.2. Программы ввода и обработки уже заполненных учётных форм на пациента

6. Программы для частных медико-организационных задач (массовые медосмотры, выдача льготных рецептов, учёт пациентов по отдельным признакам, учёт произведенных медицинских исследований, реестры для субъектов медицинского страхования).

6.1 Программы, где ввод осуществляет специальный оператор.

6.2. Программы, где ввод осуществляет врач.

7. Системы автоматизации лечебно-диагностического процесса на основе электронной истории болезни.

В литературе всё это многообразие часто рассматривается под общим наименованием "Медицинские информационные системы". В иных случаях так обозначают лишь те или иные определённые виды программных продуктов. Уже поэтому не всегда ясно, о чём пойдет речь, если используется аббревиатура МИС. Но формула "Медицинские информационные системы" неудачна и по другим соображениям. Она не содержит главного, что стали ею обозначать, - указания на автоматизацию, а те слова, которые в ней содержатся, стали толковаться произвольно. "Медицинской информационной системой" называют и то, в чём нет ничего специфически медицинского, и то, что не является информационной системой, и даже то, что вообще не система.

"Система", по словарю Ожегова и Шведовой, - это "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей". Применительно к профессиональной деятельности это целенаправленный технологический процесс со своими обратными связями.

Под информационным процессом (который автоматизируется) в нашем случае понимается статистическая и логическая обработка информации с получением числовых результатов и логических выводов. Есть, конечно, ввод, контроль, хранение и передача информации, но главная, специфическая, задача автоматизации интеллектуальной деятельности состоит именно в обработке, в осмыслении информации.

Под медицинской информацией имеются в виду, главным образом, сведения о состоянии здоровья пациента и о действиях лечащего врача.

Если использовать эти три точки опоры, то окажется, что к медицинским информационным системам относится многое из того, что вообще за пределами автоматизации. Медицинская библиотека - это система, информационная и медицинская по определению. То же можно сказать даже об отдельном сложном справочнике, например о Российской энциклопедии лекарств. И уж, конечно, весь порядок работы медиков в лечебном учреждении, основанный на обычной истории болезни, - это, несомненно, медицинская информационная система.

Зачем же такое широкое понятие присваивать лишь одному классу явлений, да ещё опускать специфический признак этого класса - автоматизацию? Это дезориентирует: получается, будто информационных систем в медицине до компьютеров не бывало, тогда как они были, есть и именно они - прототип систем автоматизированных, исходный пункт создания последних.

Взглянем с другой стороны. Автоматические анализаторы в лаборатории, компьютерная томография, направление лазерного луча с помощью компьютера, - всё это приборы медицинского назначения. Но это не информационные устройства - они находят, обнаруживают, сшивают, разрушают, но вовсе не имеют дела с логической обработкой информации, которую без компьютера делал врач. Их главный предмет - материальные объекты, а не информация.

Телемедицина - вообще не медицина, а телемост на медицинские темы, ничем не отличающийся от других мостов, включая совещания у министра МЧС или общение президента с народом.

Автоматизированная бухгалтерия или отдел кадров - это информационные системы (есть процесс, цели, обратные связи), но они не становятся медицинскими только из-за того, что используются в лечебном учреждении, как не становятся медицинскими в тех же условиях системы водо- и энергоснабжения.

Программа для выдачи льготных рецептов - не система и не медицина. Соответствующая функция ни чем не отличается от выдачи льготных проездных билетов.

Автоматизированная обработка карт выбывших из стационара - не система, потому что нет обратных связей, процесс однонаправленный, хотя, конечно, информационный и медицинский. Он - важная часть медицинской системы, но часть, а не целое.

Программное обеспечение для автоматизации массовых медицинских осмотров населения становится системой лишь тогда, когда сам осмотр задуман, как многолетнее повторное обследование одних и тех же групп населения. Тогда новые результаты сопоставляются со старыми, осуществляется наблюдение во времени, позволяющее обрабатывать информацию для выводов и даже автоматизировать сами выводы. В противном случае автоматизируется не процесс, а отдельные акты подсчётов, не связанные между собою.

То же можно сказать о программах для флюорографической станции, кабинета флюорографии, лабораторий и диагностических кабинетов, - сами по себе они не более чем автоматизация ведения соответствующих журналов. Но, конечно, все они могут быть ценной составной частью медицинской системы.

Непременный, системообразующий, элемент автоматизированной медицинской информационной системы - электронная история болезни. Она отражает во времени состояние пациента и действия медицинского персонала (врача и медсестры), регистрирует реально протекающий лечебно-диагностический процесс. Непременным, системообразующим, следствием этого являются растущие базы данных о пациентах, затратах ресурсов, решениях врачей и проч.

Автоматизация лечебно-диагностического процесса может быть реализована частично: охватывать не всех его участников, обрабатывать не всю полноту медицинских данных, распространяться не на все информационные функции. Однако идеологически и технологически она должна быть задумана так, чтобы стремиться к этой широте и полноте, чтобы иметь возможность развиваться в этих направлениях. Без полноценной электронной истории болезни это невозможно.

Наконец, неотъемлемая черта всякой системы - целенаправленность. В автоматизации лечебно-диагностического процесса она очевидна. Здесь цель - повысить эффективность медицинской помощи, улучшить её клинические и экономические результаты за счёт такого изменения работы с информацией, при котором разрешится нарастающее противоречие медицинской практики - невозможность полного использования знаний, сил и средств, уже имеющихся в лечебном учреждении.

Таким образом, правом именоваться медицинской информационной системой обладают только те программные продукты, которым в приведенном выше перечне отведен последний пункт, - системы автоматизации лечебно-диагностического процесса на основе электронной истории болезни. Но зачем такое определённое наименование заменять неопределённо звучащим синонимом? Пусть то, что нас интересует, - автоматизация лечебно-диагностического процесса - называется своим именем. Оно ясно указывает, что новое произведение рук человеческих возникает не на пустом месте, а из предшествующей системы, созданной и отшлифованной до нас, но потребовавшей новых приёмов работы с информацией. Не более того.

Из сказанного следует, что системы автоматизации лечебно-диагностического процесса имеют дело со всем многообразием присущих этому процессу информационных задач. Но их разработка всегда начинается с частностей, с каких-то определённых целей, для определённого типа медицинских учреждений. Потом появляется тенденция к экспансии, к распространению сделанного на смежные объекты и задачи. Поэтому исторически сегодняшние системы чрезвычайно разнообразны. Потенциальному пользователю необходимы ориентры в этом обширной группе программных продуктов. Иными словаи, нужна специальная классификация систем автоматизации лечебно-диагностического процесса (или, уступая, скрепя сердце, сложившейся практике, "медицинских информацирнных систем"). Об этом - в следующий раз.

Hosted by uCoz