ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 214

21 июля 2009 г.

На заметку главному врачу.

АВТОМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО

РАДИКАЛЬНОГО УПРОЩЕНИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА.

Кому и для чего нужны документы и документооборот? Во-первых, всем работникам ЛПУ, которые участвуют в ведении пациента, - для последовательности, взаимодействия и преемственности. Во-вторых, руководителям - для анализа и обобщения работы лечебного учреждения, его подразделений и конкретных работников. В-третьих, научным работникам. В-четвёртых, тем, кто оплачивает медицинскую помощь. В-пятых, органам здравоохранения. И всем информация нужна по-разному.

Врачам, лечебному учреждению в целом, научным работникам необходимы истории болезни во всей их полноте, чтобы учитывать как общие для всех детали, так и особенности каждого случая. Плательщикам из историй болезни нужны только выборки - о тех "услугах", которые надо оплачивать (в привязке к конкретным пациентам, их диагнозам и социальному статусу). Здесь приходится составлять специальные реестры. Наконец, органам здравоохранения нужны не персонифицированные данные, а составленные на их основе числовые характеристики.

Заметим, что и лечащим врачам, и руководителям лечебного учреждения, и научным работникам нужны только сами истории болезни. Они позволяют осуществлять текущую работу. По ним можно судить о состоянии здоровья населения, о качестве медицинской помощи, об исходах, использованных средствах, затратах. Только на их основе можно оценивать роль каждого из тех работников учреждения, которые участвовали в судьбах пациентов, а также учитывать важные индивидуальные особенности отдельных случаев, влияющие на результат. Остальные документы ни врачам для работы с пациентом, ни руководителям для управления внутри учреждения не нужны .

Реестры, правда, могут представлять интерес, чтобы учиться жить по средствам. А всё прочее служит только для того, чтобы удовлетворить вышестоящие уровни управления. Тут для себя ЛПУ не получает ничего - ни анализа собственной работы для коррекции и развития, ни сравнения с другими учреждениями, ни даже простой этапной оценки со стороны органов здравоохранения. Там, наверху, отчёты, вероятно, необходимы для понимания общей картины, для планирования, но к ЛПУ это уже не имеет непосредственного отношения.

Конечно, хотелось бы понять, как именно используется органами здравоохранения каждая официальная форма, подаваемая лечебным учреждением. Для чего им нужен каждый её реквизит? Какие ежегодные выводы делаются из того огромного количества данных, которое подаётся снизу вверх? Как эти выводы повышают эффективность здравоохранения? Рискну предположить, что используется не всё. Подозреваю, что логика управления, ведущая от этих огромных данных к принятию организационных решений, небезупречна. А может быть, и нет этой логической связи вообще.

Но я субъективен и плохо информирован. Пусть уж об этом расскажут те, кто хорошо знаком с практикой использования отчётов в верхах. А мы пока будем исходить из того, что всё там разумно, что всё отчёты необходимы и где-то оборачиваются большой пользой. Однако, допускаю это с одной оговоркой: надо принять во внимание, что лечебному учреждению они не нужны. ЛПУ, где всё уже зарегистрировано в историях болезни, только потому ещё много раз регистрирует ту же информацию в виде отчётных форм, что у органов здравоохранения нет других способов получить то, что они хотят. ЛПУ обслуживает их. Вынужденно, безвозмездно, из-за обстоятельств непреодолимой силы. Вот с этой-то оговоркой обратимся к электронному документообороту.

Отметим две принципиальные особенности электронных архивов историй болезни: их можно копировать и они доступны для любой обработки данных - были бы сделаны программы такой обработки. Запросы у тех, кто хочет обобщать и анализировать, могут быть разными - соответственно можно делать разные программы. Запросы могут меняться во времени - можно обогащать набор аналитических программ. А вот первичные данные, необходимые для удовлетворения запросов, остаются неизменными. Это всегда будут диагнозы, социальные характеристики пациентов, использованные средства диагностики и лечения, исходы, лечащие врачи и даты, даты, даты. Всё то и только то, что есть в электронных архивах.

Тогда почему бы не предоставить доступ к этим базам данных всем, кто имеет на то право наряду с ЛПУ? И научным учреждениям, заключившим договоры с больницей, и фонду ОМС, и МИАЦ и проч.? Пусть эти инстанции получают на свои компьютеры копии всех первичные данные и обрабатывают их так, как это необходимо для их целей. Взглянем на ситуацию непредвзято: врач, заполняя историю болезни, уже обо всём отчитывается в этом документе. Ничего больше от него требовать не нужно, ничего больше у него нет. Вся его работа по учёту и отчётам сводится к ведению истории болезни. Надо просто воспользоваться тем, что он сделал по ходу обследования и лечения пациента.

Для этого у каждого из тех, кому нужно знать о работе врачей, должны быть свои программы, сделанные под те или иные запросы. Поворачивайте с их помощью информацию и так, и эдак, обобщайте и анализируйте в интересующем вас аспекте, проверяйте по историям болезни, соблюдены ли все правила. А врача отрывайте от его исконного дела только тогда, когда обнаружите, что ему нужна ваша помощь или что его действия нуждаются в поправках. Аналогичное рассуждение приложимо и ко всему лечебному учреждению. Обо всём, что связано с пациентами, учреждение уже отчиталось накопленными историями болезни. Верхам предоставлена возможность из всего электронного архива брать то, что им нужно, и делать свои выводы.

Такое простое решение будет иметь далеко идущие последствия. На каждом уровне управления будет вся полнота информации, полученной своевременно и без посредников, без упущений и искажений. Глубина и надежность анализа, а значит, и эффективность принимаемых решений существенно возрастут. Будет открыт простор для серьёзного научного поиска на основе огромных информационных массивов. Отпадёт необходимость требовать от врачей множество вторичных документов, собирать их, проверять правильность их составления. Исчезнет нужда в армии контролёров. Станут совершенно излишними ежегодные кампании сдачи-прёмки отчётов. Лечащие врачи освободятся полностью от дел и тревог, которые не имеют прямого отношения к ведению пациентов. За ними останется только обязанность своевременно посылать в СЭС и онкодиспансер экстренные извещения о выявлении опасных заболеваний, ведение регистра больных диабетом и, может быть, кое-что ещё из тех форм, что служат для многостороннего наблюдения за больным, для преемственности между врачами различных специальностей, для пациента.

Понятно, что такие перемены заденут многих. Для контролёров не будет работы. От тех, кто просто собирал бумаги, будут ждать не указаний о правилах заполнения этих бумаг, а глубокого анализа качества, объёмов, организации и эффективности медицинской помощи на конкретной территории, благо для этого появятся неограниченные возможности. Иные не смогут привычно демонстрировать себя на совещаниях и инструктажах. Но всё это неприятности субъективного порядка, всегда неизбежные и всегда преодолимые. А что возразить по существу против перехода к менее затратной, более простой заведомо эффективной системе формирования и движения информации? Я знаю только одно серьёзное возражение: все сегодняшние МИС - разные. К каждому не приноровишься. Это верно. Но выход существует. Реальный и эффективный. О нём - в следующем выпуске.

Hosted by uCoz