ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 215

28 июля 2009 г.

На заметку главному врачу.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДОКУМЕНТООБОРОТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

ПРИ РАЗНООБРАЗИИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Рассуждения в двух предыдущих выпусках свелись к следущей схеме. Учётные и отчётные документы, обременяющие жизнь лечебного учреждения, необходимы лишь потому, что органы здравоохранения и страховые структуры не могут добывать необходимые им сведения напрямую из обычных историй болезни. Однако электронная история делает все сведения доступными для любой обработки. Это радикально меняет ситуацию: любой контроль становится возможным прямо по историям болезни (в любой момент времени, помимо врача), и прямо из историй болезни можно получать любые отчёты.

Остаётся пустяк: - надо дать внешним инстанциям возможность копировать базы данных лечебных учреждений к себе. Тогда для этих учреждений задача внешнего документооборота будет исчерпана: получатели копий смогут заказывать разработчикам любые программы для обобщения и анализа получаемых данных и пользоваться ими независимо от врачей. Но тут проблема - слишком многообразны медицинские информационные системы. Какой департамент и какой субъект медицинского страхования согласится приспосабливаться к каждой из них? И как обобщать сведения, заключённые в разномастных базах данных? Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это единственное серьёзное препятствие вполне преодолимо.

Дело в том, что за пределами ЛПУ никому не нужна вся полнота истории болезни. Заранее понятно, что никогда не потребуются управляющим и финансирующим структурам результаты большинства лабораторных анализов (за исключением анализов на ВИЧ и сифилис), комментарии к диагнозам (фаза, стадия), содержание дневников, рекомендации консультантов, данные анамнеза, протоколы операций и многое другое. А главное - заранее можно перечислить всё то, что этим структурам нужно: пол и возраст пациента, диагнозы, оказанные "медицинские услуги", сроки, исходы, социальные характеристики. Всё необходимое уже отражено в существующих официальных формах. Обопрёмся на них и составим полный перечень того, что нужно, чтобы формировать любой отчёт или реестр. Включим сюда код больного и коды врачей (принятые в учреждении), а также коды самого учреждения и его подразделений. Всё. Мы в деталях сформулировали задачу для создания универсальной выписки из электронной истории болезни.

Остаётся создать базу данных для таких выписок. Создать с таким расчётом, чтобы разные медицинские системы могли переносить в неё свои данные. Точно так, как, например, текст из Word- или Html-файла переносится в простой текстовый файл и наоборот. Для этого к каждой медицинской информационной системе придётся предъявить два требование. Первое: система должна содержать все те данные, из которых состоит универсальная выписка. Условие, вообще говоря, формальное, так как электронная история болезни, по определению, документ исчерпывающий, в нём не может не быть того, что ещё до организаторов необходимо врачу. Второе требование вытекает из первого: система должна уметь переносить данные из своей базы в базу универсальных выписок. Тут понадобятся дополнительные усилия, но нет сложностей. Надо лишь, чтобы и электронная история болезни, и универсальная выписка состояли только из элементов, а не из их производных (нужны, например, дата рождения, а не возраст, даты поступления в стационар и убытия из стационара, а не срок госпитализации, рост и вес, а не индекс массы тела и т.п.).

Посмотрим, что получится при таком решении. Всю информацию о своей работе, выраженную в первичных данных, лечебное учреждение будет передавать "вверх" предельно простым способом - копированием своих данных в базу универсальных выписок и отправкой этой базы по адерсам. Оно сможет это делать без затрат со стороны врачей, с любой периодичностью, а также по любым спонтанным запросам. Ничего более в отношении информации о работе с пациентами не нужно.

Талоны, статкарты, отчёты и проч. исчезнут. Не станет промежуточных документов - отпадёт необходимость в контролёрах, которые сделались притчей во языцех, поскольку помехи от некомпетентных визитёров есть, а пользы нет. Врачи смогут работать, не заботясь о каком-то специальном оповещении системы здравоохранения, и в то же время будут знать, что сведения об их деятельности передаются в эту систему неуклонно.

Небывалая перспектива - освободиться от большей части бумажного потока! - привлечёт к автоматизации внимание многих главных врачей, которые сегодня о ней и не задумываются. Для своих нужд, для оперативного управления и для регулярного анализа работы врачей, подразделений и учреждения в целом, у больниц и поликлиник будут свои программы, комплект которых разработчики всегда способны обогащать по мере появления у медиков новых потребностей (а потребности непременно будут расти).

Радикально улучшится и ситуация для органов управления. В учреждениях с автоматизированным лечебно-диагностическим процессом уже не надо будет собирать упомянутые талоны и отчёты, их "сдача-приёмка" останется в прошлом. Взамен появятся принципиально новые условия для контроля и аналитической работы. Своевременно поступающие полноценные первичные (!) данные позволят следить за текущими процессами и оценивать их результаты в любых масштабах. Можно будет вглядываться в детали работы отдельных учреждений, во взаимодействие между ними, вычленять их роль в совокупном результате на территории обслуживания, с любой регулярностью оценивать состояние дел на территории.

Существующие и новые аналитические потребности органов управления можно будет удовлетворять всего лишь за счёт усилий программистов, а не нынешним способом, когда на врачей наваливают всё новые и новые учётные формы и всё более мудрёные правила их заполнения. Организаторы смогут обмениваться между собою созданными аналитическими программами. Можно будет накапливать банк таких программ.

Деятельным и целеустремлённым организаторам - а такие есть - всё это открывает иные перспективы управления. У них появится мощный стимул к содействию автоматизации лечебно-диагностического процесса в больницах и поликлиниках. Они захотят способствовать ей для себя, для лучшего понимания дел в сфере своей ответственности, для усиления своего воздействия на ситуацию.

Наконец, разработка медицинских информационных систем, не стеснённая никакой детальной регламентацией, сможет по-прежнему развиваться по разным направлениям. В то же время у разработчиков в кои-то веки появится нечто общее - универсальная выписка из истории болезни. Необходимость её формировать станет хоть каким-то стимулом для общения между ними, для обсуждения принципиальных вопросов автоматизации лечебно-диагностического процесса.

По-моему, реальность и перспективы изложенного образа действий очевидны. Вижу их в деталях. Готов обсуждать детали.

Не менее очевидны для меня и опасности того, что сейчаc намечается. Официальная регламентация МИС преждевременна, потому что не выработаны критерии выбора наилучших систем и нет достаточных оснований для сравнительных оценок по клиническим и экономическим эффектам их применения. При нынешнем положении никакой выбор не может быть оптимальным. Значит, любое официальное предпочтение приведёт к подавлению того полезного, что есть в других, не выбранных, системах. На этапе, когда необходимы свободное развитие и состязание за внимание конечных пользователей, лоббировать вмешательство официальных органов нерационально и нехорошо. Такое вмешательство преждевременно вооружит бюрократический контроль, и чиновник будет вынужден "тащить и не пущать" там, где и специалистам-то ещё далеко не всё ясно и понятно.

Что касается регламентации электронного документооборота, то, на мой взгляд, непременным первым шагом к ней должна стать полная ревизия существующих документов на предмет их значения и оправданности в новых условиях. Без этого автоматизация документооборота приведёт ко всему тому, что сказано в предыдущем абзаце, и вдобавок законсервирует сегодняшнюю учётно-отчётную вакханалию, вместо того, чтобы её устранить.

***

А ведь такая простая мысль: врачи всё в истории болезни уже зарегистрировали - берите оттуда то, что вам нужно, сами. Но труднее всего объяснять и доказывать именно простые вещи...

Hosted by uCoz