ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 216

25 августа 2009 г.

На заметку главному врачу.

КАК ВНЕДРЯЮТСЯ
МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Автоматизация приходит в больницы и поликлиники стихийно. Когда появляется энтузиаст. До этого могут быть и компьютеры, и деньги, и набившие оскомину жалобы на писанину, и знакомые с компьютером и Интернетом врачи, но если нет энтузиаста, то вся автоматизация сводится к использованию компьютерных игр. Я не говорю здесь о бухгалтерии и кабинете медстатистики, я имею в виду работу врачей с историями болезни и работу руководителей с врачами.

Энтузиасты редки. Но появляются. И иногда совершают прорыв. Эффективность прорыва зависит от масштаба. Когда речь идёт обо всём учреждении, она существенна. В этом случае инициаторы и проводники перемен - главный врач и его первый заместитель. Такая автоматизация влечёт за собой организационные преобразования, адекватные новой информационной среде. В повседневной работе врачей, медсестёр, заведующих отделениями, медицинских статистиков и самих руководителей учреждения быстро происходят полезные изменения. Совершенствуется информационное взаимодействие, согласованность, преемственность. Безотказным результатом будет ощутимый клинический и экономический успех. Вот только решается на такие перемены лишь тот, кто, изверившись в нынешней организации лечебно-диагностического процесса, не жалуется, а ищет выход, не уповая ни на руководящие указания, ни даже на простое одобрение сверху.

В конце 80-х и в 90-е годы я наблюдал в трёх крупных городах и такую ситуацию, когда автоматизация в учреждениях инициировалась горздравотделом и охватывала сразу целые городские службы, прежде всего участковую службу поликлиник, станции скорой помощи, родильные дома. Вот когда создаются максимально благоприятные условия! Всё движется быстрее, учреждения состязаются и учатся друг у друга, а органы управления получают своевременную информацию для своих решений. К сожалению, сегодня информационные технологии у организаторов не в чести. Но не всегда же так будет, поэтому об особой эффективности подобного развития событий стоит знать.

А в последнее время появились энтузиасты, готовые использовать АРМ врача в одиночку, на собственном ноутбуке. Странно, конечно: один врач в учреждении старается работать на современном уровне, не боясь стать белой вороной, а остальные равнодушны и руководителям безразлично. Что говорить - спорен такой вариант: в одиночку всех преимуществ автоматизации не получишь, для этого нужны преобразования во всём учреждении. Перспектив, казалось бы, нет. Но грех не поддержать отважных, если они стараются приблизить будущее. Вот двоих поддерживаю: терапевта в стационаре небольшой ЦРБ и участкового педиатра в городской поликлинике. Ведь что-то они от этого получают, на что-то надеются. Может быть, им ещё удастся увлечь других, развернуться. А пока пусть держатся. Да и я, разработчик, нет-нет да и получаю от них полезные замечания и предложения.

Как будет дальше развиваться этот процесс? Даже не процесс, а немногочисленные разрозненные усилия активных людей в заведомо неблагоприятных обстоятельствах, среди общего непонимания и безынициативности. Не знаю, нет у меня ответа. Пока быстро продвигается только та автоматизация, которая не врачам нужна, а органам здравоохранения и финансирующим организациям. И здесь нарастает серьёзная угроза. Лечебным учреждениям навязывают системы, которые их собственным задачам не служат. Пространство, где должны действовать информационные технологии ДЛЯ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА, засоряется программами ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ И ПЛАТЕЛЬЩИКОВ. Некому подумать и понять, что из программ для врачей всегда можно получить то, что нужно организаторам и финансирующим инстанциям. А вот наоборот не получится. Для лечебных учреждений навязанные сверху программы формирования учётных документов - просто лишние и значительные помехи в работе. Хотя бы и выдавались они за современные информационные технологии.

Hosted by uCoz