ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 217

8 сентября 2009 г.

На заметку главному врачу.

О ДВИЖЕНИИ ИНФОРМАЦИИ СНИЗУ ВВЕРХ.

1. Основной изъян иерархической организации.

В последнее время в литературе всё больше уделяется внимание "автоматизации документооборота". Как правило, под этим понимают формирование электронных учётных и отчётных документов и доступность электронной истории болезни для всех, кто имеет на это право. При этом, к сожалению, обходят вниманием главную проблему информационного обмена в лечебном учреждении, которую непременно надо решить. Я имею в виду повседневное движение информации снизу вверх: от врача к заведующему отделением, от врача, заведующего отделением, старшей медицинской сестры - к главному врачу.

Это проблема для всякой иерархической организации, где основа - вертикаль и единоначалие. Здесь нельзя обращаться через голову непосредственного начальника к вышестоящему руководителю. Нарушение этого принципа - бунт. А приводит такой принцип к тому, что осведомлённость руководителя очень серьёзно зависит от его ближайшего окружения. Он знает то, о чём ему расскажут помощники.

Но и с непосредственным руководителем общаться не просто. В любое время к нему не обратишься. Секретарь, часы приёма, "занят", "не знаю, когда будет", "у него люди", - всё это организационные и административные барьеры на пути информации к руководителю. Если он демократ, для всех открыт, разрешает всем заходить к себе или свободно звонить, положение только ухудшается: занят он не меньше, но в довершение всего теперь ни один разговор не проходит без постоянных помех.

Не менее важны психологические барьеры. Обращаться к начальнику, то есть обращать его внимание на себя, хочется далеко не всегда. С радостными вестями к нему идут редко, всё больше - с проблемами, которые звучат как нелицеприятный упрёк. Если он забыл о данном обещании, напоминать неудобно. О многом лучше помолчать, пока не спросит сам. В итоге, руководитель слышит лишь то, о чём (по мнению подчинённых!) он хочет услышать.

Описанное положение не зависит ни от качеств руководителя, ни от настойчивости или скромности подчинённых. Оно обусловлено объективно, способом организации, правилами взаимодействия, которые затрудняют младшим доступ к старшему и отгораживают старшего от обширной и важной информации. Результат - запоздалая реакция на существенные события, запущенные проблемы, неоптимальные решения.

2. Принцип двухканального информирования.

В сказках правитель иногда прорывает информационную блокаду - ходит переодетым среди простого люда, то есть на краткое время открывает для себя дополнительный информационный канал. Так можно прикоснуться к жизни низов и более точно оценить своих министров. Попытки в этом духе делаются и в больнице. На уровне отделения они имеют некоторый успех. В стационаре, например, регулярный обход больных позволяет заведующему немало увидеть собственными глазами, хотя и здесь он зависит от доклада лечащего врача. На уровне больницы приёмы этого рода эффективны разве только в хозяйственной деятельности - информация о лечебно-диагностической работе слишком сложна и многообразна, чтобы успеть в неё вглядеться при мимолётных посещениях рабочих мест врачей.

Что именно попадёт в поле зрения при таких посещениях? Важное или третьестепенное? Закономерное или случайное? Запомнится ли увиденное, или к моменту принятия решений выветрится из памяти, оттеснится другими заботами? Да ведь и посещения эти не такие, как в сказках, не инкогнито. Значит, не избежать при них искажающей роли человеческого фактора: чего-то не покажут, что-то упустят, что-то утрируют или, наоборот, сгладят. Да и трудоёмки эти вылазки. И никто, кроме самого руководителя, не может обеспечить их регулярность, сделать их систематическими.

Низкая эффективность и большая трудоёмкость таких способов управления очевидны. Это становится оправданием отказа от них. Неудивительно, что кое где заведующие отделениями или профессора клиник предпочитают классический обходу "сидячий" (то есть, просматривают истории болезни, сидя с врачами в ординаторской). Грустно, но понятно, почему главный врач ограничивается ролью хозяйственника и администратора, отдалившегося от решения собственно медицинских проблем. Между тем, дискредитирована лишь нынешняя реализация принципа двухканального информирования. Сам принцип верен и проблему достаточной информированности руководителя можно решить только на его основе. В автоматизированной системе есть возможность реализовать эту идею в полной мере, чтобы значительно усилить позиции руководителей и способствовать успешной работе врачей. Об этом - в следующем выпуске.

Hosted by uCoz