ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 234
12 января 2010 г.

Подробности программирования ЛДП (структуры, связи, следствия).

Технологический процесс - это множество необходимых и взаимосвязанных деталей. Чтобы понимать и процесс в целом, и его отдельные функции, надо видеть эти детали. Важны подробности.

Всё, что описывается, реализовано в практике ряда лечебных учреждений.

НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Часть первая.

1. Структура.

Пять функций, отражённых в основном меню истории болезни (рис. 1), обеспечивают работу с информацией о лабораторном (а также рентгенологическом, функциональном и прочем) обследовании. Функция "Лабораторный контроль" служит для ввода врачебных назначений и для регистрации их выполнения. Пункт "Ввод результатов лабораторного обследования" говорит сам за себя. Ещё две функции - "Лаб. контроль - вывод" и "Лист анализов" - предназначены только для вывода данных: одна выдаёт список всех сделанных диагностических назначений (он удобен для медицинских сестёр), другая - все результаты и заключения в таком упорядоченным виде, который удобен для слежения за динамикой показателей. То и другое, выдаётся как отдельно, так и в составе полной истории болезни. Наконец, раздел "Орг. трудности" предназначен для того, чтобы лечащий врач мог сообщить главному врачу о том, что его пациента не обеспечили своевременно той или иной диагностической процедурой.

В "Лабораторном контроле" каждая строка для врачебного назначения содержит поле для наименования анализа или другой диагностической процедуры, поле для начальной даты и поле для конечной даты. Наименование исследования вводится щелчком из тут же предложенного справочника. Начальная дата может быть, в принципе, любой. Она указывает на тот момент, когда исследование понадобилось или понадобится. Конечная дата не может быть меньше начальной и больше сегодняшней (это контролируется программно).

Один и тот же анализ нельзя сразу запланировать на несколько дат. Это диктуется тем, что назначение каждого следующего одноимённого анализа зависит от результатов предыдущего. Прежде чем определять срок следующего, надо получить и оценить эти результаты. Автоматизированная система должна противодействовать такой практике, когда общие установки (например, "Делать анализ крови каждую неделю") понимаются буквально и без всякой индивидуализации переносятся в лист назначений.

Чтобы удалить ошибочно введенное (и ещё не выполненное) назначение, достаточно стереть его дату. Если назначение уже помечено как выполненное, удаление невозможно.

Заполнение поля конечной даты означает, что результат получен. При этом программа спрашивает, не оплачивается ли обследование из личных средств пациента. При утвердительном ответе она делает пометку в поле "За плату". Если АРМ врача обменивается информацией с программным комплексом "Лаборатории и диагностические кабинеты" (по сети), дата результата автоматически передаётся в историю болезни из лаборатории. Тогда заполняется ещё поле, регистрирующее получение результата по сети. О таких результатах врач извещается напоминанием на экране до тех пор, пока он их не просмотрит, а заодно не пометит те, за которые пациент платит сам.

Казалось бы, в госпитальной истории болезни не должно быть анализов, выполненных ДО поступления в стационар. Однако есть официальные отчёты, которые обязывают учитывать больных, поступивших с уже имеющимися некоторыми анализами (например, на ВИЧ). Поэтому приходится такие анализы учитывать. Они вносятся в историю болезни, однако в подсчёты расходов стационара и в стоимость обследования и лечения не включаются (программа отсеивает их, сопоставляя дату анализа с датой госпитализации).

Назначение и получение анализов - только половина задачи. Её другая половина - ввод результатов. Когда используется комплекс "Лаборатории и диагностические кабинеты", это забота лабораторий и кабинетов: результаты вводятся в их электронные журналы и оттуда передаются в историю болезни автоматически. Если взаимодействия с комплексом "Лаборатории" нет, можно поступать двояко. Самое простое - подклеивать присланные результаты к распечатке истории болезни прежним манером. Однако обычно пользователи предпочитают потратить усилия на ввод результатов в электронную историю болезни. Для этого в АРМе врача предназначена соответствующая функция (точно такая, как в комплексе "Лаборатории"). Её структурную основу составляет обширный набор форматов: В историю болезни программа заносит форматированные результаты в виде текстовых строк, а функция "Лист назначений" потом выводит эти данные, укладывая их в соответствующий формат.

2. Необходимые системные справочники.

Справочник "Лабораторные исследования". Каждая запись этого справочника содержит поле для наименования исследования и поле для его кода, который будет переноситься в историю болезни (врачу этот код не показывается). Число записей в справочнике составляет несколько сотен. Для быстрой ориентировки он разделяется на 13 условных разделов: клинические анализы, биохимические, серологические, цитологические, иммунологические и т.д. (рис. 2). В поликлинике к этому добавляются ещё два пункта: обследование в смотровом кабинете и в тонометрическом кабинете.

Врачу сначала выдаётся перечень разделов, а после выбора раздела - список составляющих его элементов (рис. 3). Список можно листать, он упорядочивается по смыслу исследований и по алфавиту, возможен поиск путём набора первых букв на клавиатуре. Наконец, всегда можно воспользоваться поиском по ключевым словам, для этого есть специальная опция. Обычно достаточно одного слова - и на экран выводятся все анализы, в которых оно содержится. Из них и делается окончательный выбор. Выбранный анализ вводится в историю болезни в качестве врачебного назначения.

Справочник цен. Этот справочник служит для подсчёта стоимости обследования. Он содержит все те исследования, которые имеются в справочнике "Лабораторные исследования". Когда разработчиком пополняется последний, автоматически пополняется наименованиями и справочник цен. Сами цены вводит пользователь (экономист или медстатистик). Для этого в комплексах "Управление стационаром" и "Управление поликлиникой" предусмотрена специальная функция.

Набор форм для ввода результатов анализов - это две с половиной сотни вариантов. Для результатов, которые не имеют строгого формата и записываются в memo-поля (рентгенологические, функциональные, цитологические, эндоскопические исследования), предназначены шаблоны описания. После ввода в лабораторный журнал или историю болезни их надо лишь отредактировать: ввести конкретные числовые значения, убрать лишнее, иногда дополнить.

Для ориентировки во всём многообразии форм, в которых выдаются результаты, служит двухуровневое меню. Меню верхнего уровня (рис. 4) предлагает выьрать раздел исследований (анализы крови, мочи, кала, экссудатов и проч.). Каждой его строке соответствует меню нижнего уровня (рис. 5), откуда и вызывается на экран необходимая форма для ввода результатов. Помимо поиска через меню, возможен и поиск по ключевым словам.

Наконец, для эффективного функционирования программы нужна ещё таблица соответствия между формулировками, в которых анализ заказывается врачом, и наименованиями результатов, которые, в конечном счёте, использует лаборант. Полные совпадения здесь бывают далеко не всегда: например, под клиническим или биохимическим анализом крови в разных учреждениях и в разных ситуациях может пониматься разный набор данных. Лечащие врачи и лаборанты это "и так понимают" - то же самое должна уметь автоматизированная система.

Используя описанные структуры, можно обеспечить лечащему врачу и другим участникам лечебно-диагностического процесса ряд существенных услуг. О них в следующем выпуске.

Hosted by uCoz