ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 237

9 марта 2010 г.

Подробности программирования ЛДП (структуры, связи, следствия).

В выпуске 236 были показаны средства, позволяющие помочь участникам лечебно-диагностического процесса в работе с информацией о хирургической деятельности. Теперь опишу саму помощь. Конечно, она обеспечивается рядом функций, которые надо запрограммировать. Но при рациональной структуре записей об операциях и при соответствующих справочниках это лишь дело техники.

Всё, что описывается, реализовано в практике ряда лечебных учреждений.

ОПЕРАЦИИ. Часть вторая.

3. Помощь врачу.

Упрощение регистрации. Операция после входа в соответствующий раздел истории болезни регистрируется несколькими щелчками. Сегодняшняя дата ставится автоматически - менять её придётся только в тех редких случаях, когда сведения вносятся задним числом. Наименование операции, вид обезболивания, фамилии хирурга, анестезиолога и перфузиолога (если это требуется по виду операции) вводятся из справочников, которые подаются врачу один за другим. Неполнота сведений и орфографические ошибки исключаются.

Совершенствование протоколирования. Поле для протокола операции открывается предназначенной для этого клавишей F10. "Шапка" там уже готова: номер протокола, фамилия и возраст пациента, диагноз до операции, дата и наименование операции, вид обезболивания, хирург, анестезиолог. Подготовлены строчки для длительности операции, величины кровопотери, диагноза после операции, для фамилий ассистента и операционной сестры.

Текст протокола можно ввести с клавиатуры. Но намного эффективнее другой способ: вторым нажатием F10 открыть список текстовых шаблонов, щелчком ввести нужный шаблон в историю болезни и отредактировать его в соответствии с конкретными деталями произведенной операции. Это не только экономит время, но, что важнее, обеспечивает квалифицированное, полное и грамматически безупречное описание оперативного вмешательства.

Определение тромбоопасности. Регистрация операции приводит в действие специальную логическую схему: вид операции соспоставляется с другими данными о пациенте (индексом массы тела, возрастом, диагнозами, полом, у женщин - с числом беременностей). Результатом такого сопоставления может стать автоматический вывод о высоком риске тромбозов и эмболий. Он заносится в раздел "Факторы риска", а лечебные назначения дополняются мерами профилактики тромбозов. Врач об этом извещается и, конечно, может такие назначения корректировать и даже отменять. Замечу, что этот механизм включается не всегда: например, он неуместен в челестно-лицевой хирургии или в офтальмологии. Программа, опираясь на данные о профиле отделения, должна автоматически делать соответствующие исключения.

Автоматическое ведение операционного журнала. Протокол операции автоматически нумеруется и заносится не только в историю болезни, но и в операционный журнал.

Упорядоченный вывод. Все сделанные пациенту операции (даты и наименования) выводятся в специальном разделе истории болезни в хронологическом порядке. Протоколы операций врач может по своему желанию включать или не включать в полную историю болезни или выписку из неё.

Напоминание о послеоперационном сроке. В госпитальной истории, пока пациент не выписан, срок после последней операции выводится на видном месте как в самой истории, так и в исходном её меню, откуда начинается работа врача с информацией.

4. Возможности анализа и управления.

В накопленной базе данных информация об операциях позволяет получать ряд полезных выходных форм. Прежде всего, это операционный журнал отделения. Со временем он становится очень объёмным документом. Соответственно, необходимы средства рационального поиска информации. Это выборка по заданному номеру операции или по диапазону номеров, а также выборка по ключевому слову или комбинации ключевых слов. В последнем случае отфильтровываются протоколы с заданным ключом.

Обычно хирурги предпочитают иметь "твердую копию" операционного журнала - это желание надо удовлетворить. Журнал всегда можно напечатать - отдельный протокол, группу протоколов от одного заданного номера до другого или всё полностью. Однако стоит помнить, что поиск конкретных сведений в операционном журнале неизмеримо удобнее осуществлять за компьютером, в АРМе врача, а не в распечатке.

Список оперированных (с датами операций) помогает руководителю быстро ориентироваться при решении задач использования коечного фонда (выписка, перевод в другие отделения). Список операций, сделанных за любой отрезок времени, и такой же список видов обезболивания дают представление о текущей хирургической деятельности (нагрузка, структура вмешательств). В поликлинике списки оперированных и количество операций позволяют оценивать широту использования хирургических методов лечения на каждом врачебном участке, сравнивать активность участковых врачей, от которых зависит и своевременное выявление показаний к операции, и согласие больного на операцию.

Особенно ценен автоматизированный анализ хирургической деятельности отделения по данным о выбывших из стационара. Это набор аналитических таблиц, которые можно получать за любой отрезок времени (лучше всего - ежемесячно). Операции и процедуры анализируются порознь, анализ операций может осуществляться с включением малых операций или без них. Начало анализа - это полные перечни примененных операций, процедур и видов обезболивания. Затем следуют таблицы, группирующие сведения по видам операций и по важнейшим характеристикам оперированных больных (диагностические группы, пол, возраст). В таблицах о пребывании оперированных в стационаре вычисляется, наряду с общим койко-днём, среднее пребывание только на хирургической койке до операции и в послеоперационном периоде.

Содержание анализа видно из наименований: "Пол и возраст оперированных", "Операции и длительность болезни при злокачественных новообразованиях", "Операции и длительность болезни при туберкулёзе", "Пребывание оперированных в стационаре в зависимости от диагноза", "Пребывание больных в стационаре по основным видам операций", "Работа оперирующих врачей", "Работа анестезиологов". Предпоследняя таблица позволяет видеть, сколько операций сделал каждый хирург и каких именно, а последняя - сколько анестезиологических пособий (и каких именно) приходится на каждого анестезиолога.

Когда речь идёт о хирурге, важно знать не только общее число сделанных им операций, но и каковы они, какую долю занимают среди них вмешательства обычные, "ходовые", а какую - те, которыми характеризуется высокая квалификация. Это можно увидеть с помощью функции "Избранные операции". Заведующий отделением сам настраивает выходную таблицу: для девяти её граф он может указать группы интересующих его операций, остальные попадут в 10-ю графу ("Прочие"). Таких настроек можно заготовить несколько. Например, одна будет подробно структурировать небольшие и средние вмешательства (всё особо сложное и редкое попадёт в "Прочие"), а другая, наоборот, даст подробную характеристику редкостей. При анализе можно заказывать то один вариант, то другой.

Таблицы, дифференцированно отражающие работу каждого хирурга и анестезиолога, позволяют выявить неравномерность нагрузки и нерациональность распределения функций, когда, например, более ответственную работу выполняет только один человек, а остальным поручаются лишь сравнительно простые задачи.

Важно подчеркнуть, что весь анализ можно без труда делать ежемесячно. Это позволяет своевременно разрешать проблемы, выявлять неблагоприятные тенденции, противодействовать им и следить за тем, как принятые меры отражаются на результатах следующих месяцев.

Разумеется. наряду с описанными выходными документами формируются и официальные отчёты о хирургической деятельности стационара и поликлиники.

Полноты ради укажу ещё на автоматизированное составление графика операционных дней. Специальная функция позволяет заведующему составить такой график на несколько дней вперёд. Она автоматически выбирает пациентов, в истории болезни которых есть пометка о клиническом разборе с решением "Оперировать". В график автоматически вносятся важнейшие данные о пациенте (пол, возраст, рост, вес. диагноз, факторы риска, группа крови). Остаётся указать вид операции, хирургическую бригаду, номер операционной, порядковый номер операции, количество требуемой донорской крови. По сети график могут получать операционный блок, главный врач, его заместители.

Повторюсь: график упомянут здесь только ради полноты картины. Его составление основано на других источниках, нежели всё предыдущее: а именно, на сведениях о диагнозе, рисках, клиническом разборе, на данных антропометрии и др. Обо всём этом ещё надо будет рассказать.

Hosted by uCoz