ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 245

26 октября 2010 г.

На новом витке.

О КРИТЕРИЯХ ВЫБОРА - КОНКРЕТНО

Выбирая медицинскую информационную систему, надо убедиться в её соответствии тому, в чём нуждается и будет нуждаться практическая медицинская деятельность вообще. Соответствовать надо именно объективно существующей хорошей медицине, а не отдельным суждениям и пожеланиям, которые нет-нет да и выскажут то рядовой врач, то главный, то чиновник Минздрава, то страховщик. Суждения эти, случайные, мимоходом, без аргументации, обычно сугубо конъюнктурны. Ими нельзя пренебрегать, но и брать за основу тоже нельзя. Требуется сформировать целостный взгляд на автоматизацию как на средство улучшить всю медицинскую деятельность и её конечные результаты. Надо предлагать, надо обсуждать и приглашать всех к обсуждению. Что я и делаю (давно и безуспешно)...

Так чём же должен интересоваться главный врач, решившийся на автоматизацию? Пока на слуху только стоимость, технические средства и освобождение врачей от бумаг. Оставим всё это как само собой разумеющееся. В качестве решающих, по-моему, должны выступить вопросы о модульности и об интеллектуальной поддержке.

В прошлый раз я высказался насчёт модульности однобоко, лишь в том смысле, что легче приобретать систему по частям, если эти части способны функционировать самостоятельно. Но не менее важно и другое: чем более развита система, тем богаче каждый её модуль. В нём, по определению, учтены его внешние связи, предусмотрены способы воспринимать и удовлетворять внешнюю среду, те медицинские объекты, откуда поступает и куда передаётся пациент. И модуль "Стационар", и модуль "Поликлиника", взятые из их общей МИС, всегда полноценнее изолированно разработанных одноимённых продуктов.

Если же иметь в виду ЦРБ и городские больнично-поликлинические объединения, то - пусть по частям - надо приобретать только систему, охватывающую оба важнейших звена здравоохранения. И при этом позаботиться, чтобы "Стационар" ориентировался на многопрофильность и оказание не только плановой, но и неотложной помощи, а под "Поликлиникой" понималась бы не одна участковая терапевтическая служба, но и детская поликлиника, и женская консультация, и узкие специалисты.

Итак, окажись я в ситуации выбора, я спросил бы,

рассчитана ли система на все перечисленные объекты (даже если сегодня мне нужны не все) и способны ли они функционировать порознь?

При отрицательном ответе на любой из этих вопросов я продолжил бы поиски подходящего продукта.

Теперь об интеллектуальной поддержке. Мы все - от врача до главного врача - совершаем ошибки. Их непосредственные причины - незнание, забвение, небрежение и самонадеянность. От этих человеческих недостатков компьютер свободен. Вот пусть он и доставляет пользователю в нужный момент знания, пусть запоминает и напоминает, пусть обеспечивает точность и пусть неумолимо и во-время щёлкает нас по носу. Без этого не стоило бы и огород городить.

А точнее? Чтобы высказаться точнее, задачу надо рассмотреть отдельно по отношению к лечащему врачу, заведующему отделением и главному врачу. Но до этого стоит сформулировать ещё один конкретный критерий - ответ на вопрос о том, что система "знает" в медицине, какие базовые сведения в неё заложены.

Есть ли в системе Международная классификация болезней 10-го пересмотра с отечественными добавлениями для психиатрии и туберкулёза?

Есть ли в ней справочник медикаментов, диет, режимов, физиотерапии, психотерапии, средств ухода (для начала 2-3 тысячи наименований)?

Есть ли достаточно обширный (несколько сотен строк) справочник оперативных вмешательств?

Есть ли справочник видов обезболивания?

Есть ли перечень лабораторных исследований (несколько сотен)?

Есть ли формы для ввода и вывода результатов этих исследований (тоже несколько сотен)?

Лишний раз оговорюсь: эти справочники нужны не для справки, не в качестве приложения, куда можно заглянуть при случае. Они должны быть встроены в систему как инструмент ввода и вывода данных. Условно говоря, они не столько врачу нужны, сколько самой системе, если она "хочет" врачу помочь.

Если этого нет, не о чем и говорить. Если же перечисленные средства ввода и вывода есть, зададим ещё несколько вопросов того же рода.

Есть ли в том же качестве справочник консультантов (около сотни специальностей)?

Исчерпывающий справочник прививок и правила вакцинации и ревакцинации?

Официальный перечень видов временной нетрудоспособности?

Официальный перечень видов травм для определения причин этой нетрудоспособности?

Перечень социальных категорий, дающих пациентам право не специальные льготы или подлежащих специальному учёту?

Набор экстренных извещений о впервые выявленных опасных заболеваниях?

Справочник факторов риска?

Справочник осложнений?

Справочник исходов госпитализации(с учётом особенностей в акушерстве и неонаталогии)?

Перечень диспансерных групп в поликлинике с правилами перевода из группы в группу?

Тут, на худой конец. можно удовлетвориться обещанием, что всё будет сделано и встроено. Но само отсутствие этих элементов означает, что разработчик не вполне вник в детали повседневной работы врача с информацией. Будет ли он лучше вникать в них в дальнейшем?

Ознакомившись с вложенными в систему базовыми знаниями, остаётся задать следующий вопрос:

как перечисленные справочники пополняются по мере развития потребностей пользователя?

Здесь, признаюсь, я субъективен и категоричен: коррекцию системных справочников нельзя разрешать никому, кроме разработчика. Иначе они скоро перестанут быть единой основой для разных учреждений, не говоря уж о неконтролируемых ошибках и описках, за которые некому отвечать. Правда, если с этим согласиться, надо задать последний вопрос:

как скоро разработчик удовлетворяет запрос пользователя на дополнение справочников и как это осуществляется?

Вполне удовлетворительный ответ один: по электронной почти и в пределах одного рабочего дня.

Вот теперь можно приступить и к самому существенному - к оценке интеллектуальной поддержки врача, заведующего и главного врача. Это и сделаем в следующий раз.

Hosted by uCoz