ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 248

16 ноября 2010 г.

На новом витке.

О КРИТЕРИЯХ ВЫБОРА - КОНКРЕТНО. Часть четвёртая.

Если заведующий отделением без специальных усилий разработчика будет пользоваться автоматизированной системой поверхностно, то главный врач - и подавно. Работа врачей - центральная, но далеко не единственная область его повседневных забот. И в этой области главное для него не возможность доступа к любой истории болезни (хотя это и красиво, и небесполезно), а нечто другое.

1. Прежде всего, главному врачу постоянно нужна объективная характеристика сегодняшнего положения, позволяющая своевременно обнаруживать отклонения от должного, от желаемого: накопление проблем у лечащих врачей, узкие места в организации, в ресурсном обеспечении, недостаточное использование тех сил и средств, которые имеются.

Выдаёт ли система главному врачу регулярную оперативную сводку проблем, которые должны быть в его поле зрения и время от времени требуют его вмешательства (нагрузка врачей стационара и поликлиники, заполнение коечного фонда, запросы на консультации, запросы мест в стационаре, заминки во взаимодействии лечащих врачей и параклинических подразделений, нехватку определённых медикаментов и оборудования)?

Предоставляется ли ему список больных, находящихся в тяжёлом состоянии?

Оповещается ли он о конфликтных ситуациях: о замечаниях заведующего врачу, о замечаниях врачей стационара в адрес поликлиники и врачей поликлиники в адрес стационара, о взаимных претензиях не подчинённых друг другу подразделений?

Точной, полной и своевременной сводкой надо вытеснить не очень конкретные, всегда запаздывающие и всегда не к месту эмоциональные устные жалобы и претензии. Надо дать руководителю возможность обдумывать, сопоставлять, наблюдать и тогда уж принимать меры. Если нет оперативных сводок, рассчитанных на такой образ действий, значит информационная система сторонится животрепещущих повседневных событий, интересующих главного врача.

2. Специфическая функция главного врача и его заместителей - рациональное использование медицинских ресурсов, разумное их распределение.

Есть ли в системе средства, помогающие решать, где чего не хватает, что кому нужнее, где средства расходуются избыточно, как влияют изменения в ресурсном обеспечении на клинические и экономические результаты?

3. Врачебные кадры, их квалификация и рост, их рациональная нагрузка, расстановка, взаимозаменяемость - постоянная забота руководителя лечебного учреждения.

Какими способами система помогает оценивать работу врачей, сравнивать их между собою, выявлять их недостатки, следить за их совершенствованием, обоснованно их поощрять?

4. Главный врач - организатор. Он принимает решения о порядке работы, о распределении функций, о способах взаимодействия между структурами учреждения, о структурных изменениях.

Какую информацию выдаёт система для обоснованных решений такого рода?

Позволяет ли оценивать их эффективность, их влияние на конечные результаты?

5. Стационар и поликлиника сопряжены преемственностью объекта деятельности. От эффективности госпитального обследования и лечения зависят показатели поликлиники. От того, как обследуют и лечат больных в поликлинике, зависят показатели стационара.

Есть ли в системе средства, позволяющие оценивать стационар с позиций поликлиники, а поликлинику - глазами стационара?

6. И уж, конечно, главного врача и его помощников надо обеспечить средствами регулярного ретроспективного анализа всей лечебно-диагностической и профилактической работы учреждения. Официальные отчётные формы для этого непригодны. Чтобы добиваться програсса в деятельности учреждения, нужна такая обработка накопленных данных, которая позволяет выявлять причинно-следственные отношения.

Есть ли в системе средства для того, чтобы ежемесячно или ежеквартально оценивать получаемые конечные результаты, фиксировать успехи и неудачи, связывать те и другие, во-первых, с расходованием ресурсов, во-вторых, с особенностями работы конкретных сотрудников, в третьих, с использованными организационными приёмами?

Как в отношении лечащего врача и заведующего отделением, совсем не обязательно, чтобы перечисленные средства обработки информации были всеобъемлющими. Важно, чтобы они были, чтобы разработчик понимал, какое информационное обеспечение требуется руководителям, исходя из их роли, из их должностных задач, из их сферы ответственности. Если такое понимание есть, арсенал полезных для дела средств всегда можно будет наращивать.

Hosted by uCoz