ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 252

14 декабря 2010 г.

На новом витке.

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕШАЕТ ПЭМК?

В прошлый раз я высказал убеждение, что идея ЭМК основана на ошибочном представлении, будто главное, что нужно врачу, - это абсолютно полные сведения о здоровье человека за всю его жизнь. Отсюда ложная цель - создать единый документ для накопления таких сведений и сделать его доступным каждому врачу. О работе врачей с этой информацией, о том, как её использовать для принятия решений, авторы идеи не говорят. Они увлечены другим - возможностью сделать гигантскую центральную базу данных, откуда можно узнать всё даже тогда, когда пациент приехал из дальних далей. Я мог бы увидеть в этом особое достоинство, будь мы страной кочевников, да и то при отсутствии письменности...

Но ведь красиво: камчатский врач всё узнал о приехавшем москвиче через базу ЭМК! И базу создать не проблема - на то есть Интернет. Правда, непонятно, как заполнять её искомым содержанием. Кто, с чьей подачи, по каким побудительным мотивам будет это делать? Однако препятствия только будоражат творческую мысль, и новые пути - при тех же неверных начальных установках - отыскиваются. Фокус в том, что неверные суждения поддаются логическому развитию не хуже верных. Даже лучше: они всегда упрощены, а потому открывают простор для фантазий (вспомните Остапа, превращавшего Старые Васюки в Нью-Москву). Существенная разница лишь в том, что верные посылки ведут к истине, неверные - к абсурду.

Стремление ничего не потерять, всё копить и всё-всё выдавать врачу нашло своё развитие в ПЭМК - "персональной электронной медицинской карте". С её вводом полнота медицинской информации о гражданине - забота самого гражданина. Я с огромным удовольствием прочёл статью Б.В.Зингермана об этом проекте ("Персональная электронная медицинская карта - сервис, доступный уже сегодня", Врач и информационные технологии, 2010, 3, 15-25). Солидно, содержательно, стройно, умно и остроумно. И всё уже сделано, адрес сервиса выдан - пользуйтесь. Прочёл залпом.

А потом спохватился: о чём это? для кого? На предлагаемом сервере любой человек заводит свою карту и вносит в неё всё, что знает о своём здоровье. Вводит это с клавиатуры или в виде сканированных документов, выданных ему на руки, или в виде полученных от врача электронных текстов. На детей карту ведут матери. Туда же будут по заявке владельца скачивать информацию врачи. И владелец карты, и врачи вправе снабжать свои (но только свои) порции информации комментариями. Врачи могут давать их как в расчёте на пациента, так и для своих коллег (но пациенту это тоже видно).

В границах этого замысла есть, правда, уязвимые места. Врач помещает свою информацию в карту с разрешения её владельца. Не захочет владелец - не пустит врача. Или откроет ему только отдельные разделы. И чтение может не разрешить. С другой стороны, готовы ли врачи открыть свои записи для полного или выборочного скачивания в Интернете? Или их обяжут законом? Наконец, вряд ли комментарии владельца карты поспособствуют правильному восприятию информации. Скорее всего, они будут затемнять её смысл. Иными словами, сведения могут оказаться и неполными, и искажёнными, и не вполне доступными. А в остальном, придирчивый читатель, всё хорошо, всё хорошо. Продумано, снабжено призывами к людям заботиться о себе, правовые коллизии предусмотрены, всё бесплатно.

Но выйдем за рамки самой идеи и спросим: врачу-то на что эти горы разнородной информации? Зачем их раскапывать, когда можно прочесть сопроводительные документы, опросить и осмотреть больного и получить результаты обязательных первых анализов и других исследований? Раньше, чем вгрызаться в далёкое прошлое, врачу нужно составить первое впечатление о настоящем, выдвинуть гипотезы и приступить к их проверке точными методами и наблюдением. Нет здесь ни места, ни времени для лавки древностей.

Обратите внимание: всё только что сказанное - это о первоначальном знакомстве с больным. В дальнейшем (при многодневном ведении в стационаре или многолетнем наблюдении в поликлинике) знакомиться уже не нужно. У врача в руках всё, что получено и обдумано им самим. Руководством к действию ему служит та самая история болезни, которую он ведёт, а не сыгравшие свою роль предшествующие документы, будь то даже ЭМК или ПЭМК. Иными словами, авторы этих информационных технологий нацелились всего лишь на один день из многих дней госпитализации или из многих лет амбулаторного наблюдения. Гора родила мышь.

Повторюсь: идея ПЭМК основана на уверенности, будто главная проблема врача - отсутствие информации о прошлом пациента. Это не так. Главная проблема в том, как использовать сведения, которые врач получает, работая с пациентом сегодня: расспрашивая, обследуя, воздействуя средствами лечения, советуясь с коллегами. В этом ряду "расспрашивая" стоит на первом месте не по значимости, а всего лишь из хронологических соображений. Врач и расспрашивает-то не вообще, а исходя из объективной картины, которую к данному моменту имеет. И в уме, и на письме он непременно систематизирует информацию, излагает её в логической последовательности, позволяющей лучше высветить актуальную задачу и пути её решения. Вот здесь-то и возникают проблемы: нерациональный выбор из имеющихся альтернатив, несвоевременность, нелогичность. Их причина - не недостаток информации о прошлом, а отклонения от правил, от здравого смысла, невнимание, забывчивость, непоследовательность, неумение, перестраховка, самонадеянность. Ничто человеческое не чуждо врачу, однако всё перечисленное можно и нужно преодолеть, уменьшить, компенсировать с помощью современных информационных технологий. Но для этого надо не больных втягивать во врачебную кухню, а всеобъемлющую электронную историю болезни делать и на этом фундаменте сооружать систему управления, охватывающую взаимодействие врача, заведующего отделением и главного врача.

Ни о чём таком в текстах об ЭМК и ПЭМК нет ни слова. Без этого всё так легко и просто, так привлекательно, так соответствует правам человека на информацию о своём здоровье, так располагает к тому, чтобы предложить всем и каждому сногсшибательный сервис!

А что, собственно, всем и каждому предлагают? Быть полновластным хозяином информации о себе? Это не так: информацией, если под нею понимать осмысленные сведения. располагают медики, а "все и каждый" будут лишь сборщиками. Да и кто будет? Найдутся, конечно, охотники фиксировать в своей ПЭМК каждую строчку, полученную от врача, каждый рецепт, каждую проглоченную таблетку, да ещё снабжать это комментариями. Хорошо бы узнать у психиатров, психотерапевтов и психологов, кто это будет и как подобное накопительство повлияет на людей с неустойчивой или с нездоровой психикой, особенно в критические моменты жизни, при взаимодействии с врачами, которые далеко не всегда будут считаться с ПЭМК? И сколько же мороки. сколько сомнений, сколько взаимного недоверия породит эта каша, приправленная радением о правах пациента?

К слову, никакие права не бывают абсолютными, всегда есть ограничения, которые оберегают самого обладателя прав. Право на информацию о своём здоровье не должно нарушать прав на квалифицированную медицинскую помощь, а она предполагает профессиональное, компетентное, продуманное информирование, разъяснительную работу, предупреждение лишних тревог, внушение доверия и надежд.

Упуская это из виду, не навредите ли? Не боитесь во имя прав человека нарушить первую заповедь врача?

Hosted by uCoz