ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 257

1 марта 2011 г.

МИС - Толковый словарь.

Итак, положим начало словарю. Предлагаемые толкования преследуют две цели: уяснить термин для самого себя и посодействовать взаимопониманию всех, кто вовлечён в автоматизацию здравоохранения. Не сомневаюсь, что появятся возражения и несогласия. Претендую только на то, чтобы начать, предложить точку отсчёта.

Статьи словаря будут помещаться в выпусках в той последовательности, в которой у автора появляется интерес к их составлению. Эта субъективность, разумеется, может быть скорректирована замечаниями читателей. В упорядоченном виде (по разделам, а внутри разделов - по алфавиту) весь накапливаемый материал размещается на первой странице моего сайта под именем "Толковый словарь").

Медицинские информационные системы -

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Основанный на историях болезни процесс информационного взаимодействия всех лиц, принимающих или осуществляющих решения о состоянии и ведении пациентов в сфере ответственности стационара, поликлиники (диспансера, женской консультации) или станции скорой медицинской помощи.

Под историями здесь имеются в виду и амбулаторные карты, и карты обслуживания вызова скорой помощи, поскольку они так же, как и госпитальная история болезни, суть протоколы событий в хронологической последовательности.

Этот термин используется в литературе с 70-х годов прошлого века для обозначения нового явления, порождённого коренными изменениями в работе врача в эпоху информационного взрыва. Уже в 60-е годы нарастающая специализация медицины привела к тому, что врач окончательно расстался с положением самостоятельно и единолично действующего универсала. Каждый углубился в одну определённую область и стал зависим от помощи специалистов из других областей. Стремительное развитие средств обследования и лечения сопровождалось появлением специализированных лабораторий, диагностических и лечебных кабинетов, - все они стали необходимыми помощниками лечащего врача. Лечебные учреждения укрупнялись, усложнялись их задачи и формы деятельности, в организации работы врачей как в стационаре, так и в поликлинике быстро нарастала роль заведующих отделениями, а на станциях скорой медицинской помощи - роль старших врачей смен. Значительно возросла роль главного врача и его заместителей в рациональном использовании имеющихся ресурсов. Резко усилились функции контролирующих структур.

В том, что когда-то делал один врач со своей медицинской сестрой, теперь принимает повседневное участие множество людей, каждый из которых обладает свободой воли и имеет собственные цели и задачи, а вовсе не только задачу удовлетворять отдельного врача. Все эти люди связаны информационными потоками, начала и завершения которых - в историях болезни. Эти потоки образуют систему со множеством прямых и обратных связей и с двуединой целью: обеспечивать каждому пациенту адекватную медицинскую помощь и действовать так, чтобы имеющихся ресурсов хватило на всех.

Иными словами, оформилась новая сложная целеустремлённая система. Образующие её взаимосвязи отчётливо разделяются на 3 сопряжённые подсистемы: "врач - пациент", "врач - лечебное учреждение" и "главный врач - лечебное учреждение". Каждая из них решает свои задачи, но все вместе они устремлены к сформулированной в предыдущем абзаце цели.

Остаётся подчеркнуть специфичность описанной сферы деятельности. Она не совпадает с тем, что решает и предпринимает врач, устанавливая диагноз и подбирая лечение, с той областью, где властвуют законы природы и медицинская наука. Не совпадает она и с деятельностью органов здравоохранения, где основанием для решений служат человеческие законы, научно обоснованные или конъюнктурные, а главным предметом являются взаимосязи лечебных учреждений между собою и с вышестоящими органами управления. Закономерности лечебно-диагностического процесса другие. Это закономерности так называемых "больших систем", правила формирования, преобразования, хранения и движения информации. Здесь решения подготавливаются, обеспечиваются информацией, регистрируются, оцениваются по результатам. Здесь в центре внимания - работа с информацией как таковой. Здесь властвуют законы управления на основе информации.

Разумеется, это прежде всего информация, добытая врачами по правилам медицинской науки. Но, чтобы её добывать, нужны ещё решения и действия организационные. А добытую, её надо целенаправленно использовать: сортировать, сохранять, сопоставлять во времени и пространстве, обобщать, оценивать, подготавливать для принятия повседневных решений, направлять тем, кто эти решения принимает или реализует, то есть всем: от врача и медсестры до главного врача. И ещё - органам здравоохранения и тем, кто финансирует лечебное учреждение.

Лечебно-диагностический процесс - это система целевого управления и самоуправления на основе обратных связей. Управление здесь совершается в каждом звене: врач управляет патологическим процессом, а наблюдаемые им события управляют им самим. Врач делает назначения, которые должны выполнять другие подразделения, а те могут влиять на него. Главный врач находится под давлением информации о событиях с пациентами, о затратах, о проблемах у врачей, он распоряжается - и оказывается под воздействием результатов своих распоряжений. Сопоставление полученного с ожидаемым становится основанием для очередных решений.

Изложенную суть лечебно-диагностического процесса деформируют два обстоятельства. Одно - несоответствие объёмов циркулирующих сведений и возможностей эти сведения своевременно осмысливать и использовать. И рукописное представление информации, и способы её передачи - та же малочитабельная история болезни, докладные записки, устные сообщения и заявления - крайне несовершенны. Для быстрого получения и обобщения отдельных сведений приходится вводить вторичные по отношению к истории болезни документы (выписки, талоны, карты, направления, журналы), которые увеличивают нагрузку на людей и создают условия для разночтений, а попутно принижают значение первоосновы - исходного документа.

Другое обстоятельство, деформирующее лечебно-диагностический процесс, - незащищённость от субъективизма его участников, от их различного понимания писаных и неписаных правил, от их способности нарушать элементарную логику и отклоняться от здравого смысла под воздействием различных житейских факторов.

Оба обстоятельства ведут к тому, что информация, необходимая для принятия решений, искажается, запаздывает, теряется и её недостаток восполняется "интуицией" и "творчеством", то есть личными впечатлениями, побуждениями и привычками. Так искажается важнейшая функция современного лечебного учреждения и затемняется её особый смысл. Выход в том, чтобы значительную часть работы с информацией передать технике, не умеющей ни воспринимать двусмысленности и неопределённости, ни искажать данные, ни терять их, ни нарушать правила. Необходимо целенаправленное использование компьютерных информационных технологий.

См. История болезни, Автоматизированный лечебно-диагностический процесс.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Лечебно-диагностический процесс, основанный на электронной истории болезни (в скорой помощи - на алгоритмах действий диспетчера и автоматизированной обработке карт обслуживания вызова).

Очевидно, что если традиционная история болезни вытеснена из жизни лечебного учреждения электронной, то эту последнюю с самого начала используют для удовлетворения информационных запросов многих деятелей и структур. В идеале, электронная история болезни должна обеспечивать запросы на первичную или специально обработанную мнформацию для всех, кто имеет право на сведения о пациентах, о работе врачей с пациентами м о деятельности лечебного учреждения в целом. Выстроить такой идеал сразу нельзя. Как при всяком сложном строительстве, здесь нужны время, этапность, учёт конъюнктуры. Поэтому степень автоматизации нарастает постепенно и последовательность этапов может быть разной. Но фундаментом от начала и до завершения служит именно электронная история болезни. От её свойств зависят качество автоматизированной системы и способность её к развитию. Среди этих свойств важнейшие - структурность, полнота формализации данных и активность, способность оказывать интеллектуальную поддержку врачу, заведующему отделением и главному врачу.

Автоматизация лечебно-диагностического процесса означает, что все его участники получают полную, достоверную и своевременноую информацию для принятия их решений, что от них теперь зависит не столько качество информации, сколько реакция на неё, которая тоже будет зафиксирована автоматизированной системой. В таких условиях лечебно-диагностический процесс приобретает строгость и определённость процесса технологического, в котором рационально совмещены разделение и кооперация труда и ответственности.

См. Лечебно-диагностический процесс, Электронная история болезни.

Hosted by uCoz