ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 259

15 марта 2011 г.

МИС - Толковый словарь.

Пополняю словарь. Первые три из рассмотренных в этом выпуске терминов обозначают не столько реальные объекты, сколько идеи, причём не проработанные, оставляющие простор для споров. За четвёртым термином стоит, по крайней мере, один уже реализованный проект, но бесспорным от этого он не стал. Тем важнее попытаться конкретизировать и оценить все эти новшества. Готов публиковать и обсуждать замечания и возражения.

В упорядоченном виде (по разделам, а внутри разделов - по алфавиту) накапливаемые статьи размещаются на первой странице моего сайта под именем "Толковый словарь").

Медицинские информационные системы -

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА (ЭМК). Гипотетический единый для всей страны инструмент, позволяющий получить всю медицинскую информацию о пациенте, где бы и когда бы тот ни получал медицинскую помощь.

Далее возможны различные и противоречащие друг другу толкования.

1. Аналог поликлинической электронной истории болезни, который помещается в базе данных региона или страны. В этом случае непонятно, как сюда будут поступать данные о медицинской помощи, оказанной вне поликлиники (в травмпункте, на станции скорой помощи, в специализированном диспансере, в центральных институтах, в частном стоматологическом кабинете, в стационарах и проч.). Кроме того, очевидно, что для оказания медицинской помощи в данный момент вся информация, накопившаяся за жизнь человека, не нужна (исключение - помощь детям раннего возраста). Следовательно, врачу будет постоянно предлагаться много лишнего - информационный шум.

2. Совокупность электронных записей в базе данных региона или страны, содержащих экстракты из всех медицинских документов на пациента, где бы и когда бы эти документы ни заводились. В этом варианте сохраняются все проблемы предыдущего и добавляется ещё одна: что должны представлять собою эти экстракты, чтобы удовлетворять разных врачей в различных ситуациях? Решаема ли такая задача вообще?

3. Совокупность электронных записей в базе данных страны или региона, содержащая указания на все поликлинические и госпитальные истории болезни, карты обслуживания вызова ССМП и другие подобные документы, когда либо и где-либо заводившиеся на пациента, и позволяющая запросить и получить полный текст нужной врачу истории болезни или выписку из неё. В этом варианте проблемы двух предыдущих снимаются. Остаётся определить, что именно должно быть в такой ЭМК, кроме очевидно необходимого (наименование и профиль учреждения и подразделения, дата начала и, если есть, дата завершения истории). Вероятно, чтобы решить, запрашивать ли выписку, врачу будет полезно заранее знать о диагнозах, которые ставились пациенту, а для немедленной ориентировки - о непереносимости лекарств и эффективных препаратах срочного действия (при астме, диабете и проч.). Остальное - вопросы технические и юридические.

Термин ЭМК тесно связан с так же плохо определённым термином "Единое информационное пространство здравоохранения". Последнее предполагается создавать именно на основе ЭМК.

См. Единое информационное пространство здравоохранения.

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЕИПЗ). Гипотетическое объединение информационной деятельности лечебно-профилактических учреждений и органов здравоохранения региона или страны на основе компьютерных технологий.

Это пока что только идея, лозунг. Сформулирован он крайне неудачно. Ассоциация с "Единым экономическим пространством" государств не работает: там - границы, по разные стороны которых свои законы, правила и валюта. В медицине России ничего такого не наблюдается, правила в сфере Минздрава одни, в самой медицине - тем более (всё же на науке и опыте основана, а не на приказах чиновников). Поэтому "информационное пространство" в здравоохранении всегда было единым. Приходится домысливать, что речь идёт об усовершенствовании давно существующего информационного обмена, и догадываться, что для этого применяются компьютеры. Скверно, когда словами пытаются выразить не то. что эти слова сами по себе означают. Но домыслим и догадаемся, И посмотрим теперь, к чему всё это.

Можно увидеть здесь две цели. Одна - обеспечить врачу всю медицинскую информацию о прошлом пациента, где бы она ни хранилась. Для этого предполагается ввести единую в стране электронную медицинскую карту (пока, правда, не ясно, что это будет за карта). Вторая цель - обеспечить необходимой информацией органы здравоохранения и финансирующие учреждения. О ней, впрочем, либо умалчивают, либо её достижение связывают тоже с ЭМК. Последнее сомнительно уже потому, что предыдущая цель предполагает использование персональных данных о пациенте, а эта - обезличенных. Но достичь желаемого можно, если использовать не ЭМК, а специальную форму, куда любая МИС в любом ЛПУ будет перекачивать обезличенные данные из историй болезни - все, какие нужны органам здравоохранения и финансирования, дабы они сами составляли из них любые свои отчёты, реестры и проч.

Предположим, что всё сделано. Что же получилось? Получилась система, в которую любая информация о пациенте (гражданине страны) вводится только один раз, а потом используется всеми, кто имеет на это право, без посредников. С точки зрения системщика, принципиальной новизны тут нет: всякая МИС должна строиться на этом принципе. Мы просто экстраполировали его с ЛПУ на всё здравоохранение страны. Зачем же из-за этого вводить якобы новое понятие и новый термин?

Другое дело, что упомянутая экстраполяция открывает для всех уровней здравоохранения возможность действенного (в том числе сравнительного) анализа работы лечебных учреждений, медицинских служб и самих органов здравоохранения (точно так, как МИС в лечебном учреждении создаёт условия для оперативного и ретроспективного анализа работы каждого врача и руководителей учреждения). Но для этого всю систему снизу доверху (именно снизу доверху, а не наоборот) должны пронизывать единые принципы анализа, а "Единое пространство здравоохранения" пониматься как совокупность взаимодействующих "единых пространств" регионов, городов, районов, специализированных медицинских служб. Тогда вместо аморфной неопределённости возникнет структурированная картина, тогда представления о здравоохранение в эпоху автоматизации существенно обогатятся. Пока же мы наблюдаем только конъюнктурные устремления: рапорты властям о создании "единых пространств" регионов.

См. Электронная медицинская карта.

ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПАСПОРТ. Гипотетическая совокупность электронных записей, содержащих медицинскую информацию о гражданине, на его личном магнитном носителе (смарт-карте). Предполагается, что это будут либо выписки из историй болезни, либо только важнейшие сведения о диагнозах, непереносимости медикаментов, группе крови и проч. Информация может быть записана и в обычном текстовом формате, доступном для чтения на любом компьютере, и в формате, который принят в конкретной МИС, и в формате, доступном для конвертирования в формат других МИС. В двух последних вариантах электронный паспорт становится средством обмена между электронными базами данных, принадлежащих разным учреждениям.

В какой мере эта информация должна быть доступна самому пациенту, какие задачи должна она помочь решить врачу, кто будет эту карту создавать и выдавать пациенту, - эти и многие другие вопросы либо не решены, либо даже не поставлены.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА (ПЭМК). "Совокупность персональных электронных медицинских записей, поступивших из различных источников и относящихся к одному человеку, который и осуществляет их сбор, управление ими, а также определяет права доступа к ним" (Б.В.Зингерман, "Врач и информационные технологии", 2010, № 3, стр. 24). Карту заводит на специальном Интернет-сервисе сам пациент. По его требованию туда заносятся копии историй болезни или отдельные её части. Сам пациент может вводить туда тексты, полученные от медиков. Тот, кто вводит информацию, может давать к ней свои комментарии. В каждом конкретном случае владелец ПЭМК может разрешать или не разрешать врачу доступ к этой информации или к её частям.

Идея такого предприятия - пусть пациент позаботится о полноте медицинских сведений сам (матерям предлагается завести ПЭМК на детей) и обеспечит, если захочет, эту полноту врачу. Сомнительна и цель, и способ её достижения. Странно возлагать на пациента то, что должно делать здравоохранение, да ещё давать ему возможность фильтровать и комментировать медицинские сведения. Не менее странно считать, будто врачу нужна буквально вся информация о контактах пациенте с медициной от рождения до настоящего момента. Вполне вероятный результат такого предприятия - сумбур, субъективно и всегда тревожно оцениваемый пациентом, а врачу создающий нагромождения, которые мешают решать сегодняшние задачи. Но проект реализован - увидим, что получится.

Hosted by uCoz