ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 260
22 марта 2011 г.

МИС - Толковый словарь.

Пополняю словарь. В этом выпуске - основополагающие термины. От их толкования в немалой мере зависит взаимпонимание тех, кто вовлечён в создание и использование компьютерных медицинских технологий. Речь идёт о взаимопонимании в ключевых вопросах, главный из которых - о преемственности в медицине, о связи нынешней и будущей медицинской практики с практикой предшественников. Готов публиковать и обсуждать замечания и возражения.

В упорядоченном виде (по разделам, а внутри разделов - по алфавиту) накапливаемые статьи размещаются на первой странице моего сайта под именем "Толковый словарь").

Медицинские информационные системы -
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Системная замена традиционных способов использования информации в здравоохранении компьютерными технологиями.

Термин неудачен; в нём нет указания на автоматизацию, хотя именно она имеется в виду. Он вводит в заблуждение, создавая впечатление, будто здравоохранение прошлого то ли не располагало необходимой информацией, то ли не умело ею пользоваться. Практика применения термина так широка, что вмещает всё: от частных, вырванных из контекста медицинской практики, решений (льготные рецепты, телемедицина, электронная регистратура) до создания некоего Единого информационного пространства здравоохранения страны. Именно поэтому целесообразно сделать акцент на определении "системная".

Применение термина следовало бы ограничить - использовать его для обозначения такой деятельности, которая предполагает принципиальные решения для всего лечебного учреждения или вообще для здравоохранения определённой территории. Тогда само понятие можно было бы структурировать: различать информатизацию ЛПУ, информатизацию системы здравоохранения района, города, субъекта РФ, специализированных медицинских служб.

Приведенное понимание "информатизации" означает необходимость ревизии традиционных способов обращения с медицинской информацией. При этом важно отдельно рассмотреть и оценить

а) функции, которые диктуются самой сущностью ЛПУ (диагностической, лечебной, профилактической работой с пациентами, организацией работы врачей и управлением), и

б)задачи хранения, движения, обобщения и анализа накапливаемой в ЛПУ информации для связи с внешней средой.

Функции первой группы (собственно медицину и организацию медицинской помощи) надо перенести в новые условия со всей бережностью, понимая их смысл, вложенные в них принципы и правила, выработанные отечественной медициной. Средствами автоматизации это богатство можно и нужно реализовать полнее и точнее, его надо развивать и наращивать, прежде всего имея в виду интеллектуальную поддержку участников лечебно-диагностического процесса.

Вторая группа нуждается в радикальных преобразованиях. Компьютерные технологии позволяют избавиться от вспомогательных, вторичных по отношению к истории болезни учётных форм, а всем заинтересованным лицам дать как непосредственный доступ к информации, на которую они имеют право, так и средства её обработки. Это означает возможность избавить ЛПУ от специальных усилий по информационному обслуживанию органов здравоохранения, МИАЦ, ЦОД, ТФОМС и проч.

См. Единое информационное пространство здравоохранения, Медицинские информационное технологии, Медицинские информационные системы.

МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Средства автоматизации (компьютерные технологии), применяемые в медицине.

Термин неудачен: в нём нет указания на автоматизацию, хотя именно она имеется в виду. Это создаёт ложное представление, будто до нынешних времён врачи и организаторы здравоохранения обходились без информационных технологий. На деле, достаточно строгими способами работы с информацией медицина насыщена ничуть не меньше, чем любая другая область человеческой деятельности, основанная на науке и законах. Только поэтому здесь и возможно применение компьютеров.

Систематизированно представить всё многообразие компьютерных медицинских технологий можно следующим образом.

1) Компьютерные технологии в медицинских аппаратах и приборах.

2) Электронные медицинские справочники.

3) Компьютерные технологии для общения медиков на расстоянии (телемедицина).

4) Программы учёта и анализа ресурсов медицинского учреждения.

5) Программы статистической обработки медицинских документов.

6) Программы для частных медико-организационных задач (массовый профилактический осмотр населения, выдача льготных рецептов, формирование реестров для ТФОМС и т.п.).

7) Системы автоматизации лечебно-диагностического процесса на основе электронной истории болезни (медицинские информационные системы).

Термин "Медицинские информационные технологии" не синоним "Медицинских информационных систем" уже потому, что он охватывает широкий круг объектов, большая часть которых системами в точном смысле слова не является. По сути, к системам можно отнести только то, что обозначено в последнем из приведенных пунктов. По словарю Ожегова и Шведовой, система - "это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей". Очевидно, что технологии, охваченные первыми шестью пунктами либо не являются некоей целостностью (телемедицина), либо не характеризуются взаимосвязями (обратными связями).

Несистемность технологий, предназначенных только для отдельных медико-организационных задач, может приводить к отрицательным побочным последствиям: автоматизация обработки данных в ТФОМС или МИАЦ вынуждает медиков стационара вручную делать многочисленные подсчёты для реестров и "мониторингов", а врачей поликлиники - составлять дополнительные документы на каждую встречу с пациентом. Результаты массовых профосмотров, отвлекающих на себя немалые ресурсы, остаются недоступными для участковых врачей и узких специалистов поликлиники. Запись к врачу через Интернет никак не решает проблему очередей, но создаёт неравные условия для пациентов. Не только СМИ, но и специальная литература, конференции и выставки придают решению второстепенных задач вроде "Электронной регистратуры" и "Телемедицины" преувеличенное значение, а это заслоняет собою нерешённость главных информационных проблем здравоохранения.

Что касается лечебно-диагностического процесса, то его целостность и его внутренние взаимосвязи налицо. Его автоматизация означает создание медицинской системы по определению. Причём такая система обычно включает в себя (или способна включить) и статистическую обработку историй болезни, и использование электронных медицинских и других справочников, и решение специфических частных задач (профосмтр, регистратура, льготные рецепты, реестры), и учёт расходуемых медицинских ресурсов.

См. Лечебно-диагностический процесс, Автоматизированный лечебно-диагностический процесс, Медицинские информационные системы.

МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (МИС). Автоматизированные системы управления лечебно-диагностическим процессом на основе электронной истории болезни.

Термин неудачен: в нём нет ни указания на компьютеры, ни намёка на управление (в кибернетическом смысле этого слова, а не в смысле администрирования). Он создаёт впечатление, будто информационных систем в медицине в докомпьютерные времена не было. Между тем, деятельность и отдельного лечащего врача, и, тем более, лечебного учреждения в целом - это именно системы управления на основе информации, давно и хорошо отлаженные. Они оказались неэффективными лишь с того момента, когда старые технические средства работы с информацией перестали справляться с разросшимися структурами, связями и объёмами данных. Тогда и понадобились компьютеры. Это важно знать, чтобы за основу МИС брать отшлифованную поколениями врачей систему работы, чтобы автоматизировать именно её, её принципы и правила, а не создавать с нуля нечто совсем новое.

Но термин "МИС" прижился, приходится с этим считаться. Мало того - он стал применяться неоправданно широко, конкурируя с "медицинскими информационными технологиями". А вот этому надо воспрепятствовать.

Из всех компьютерных технологий, применяемых в медицине, понятию "система" вполне удовлетворяют только те, которые основаны на электронной истории болезни. В той или иной мере это всегда технологии развивающегося во времени целенаправленного процесса. Его участники в разных сочетаниях выступают то как лица, принимающие решения, то в качестве объектов управления. Они объединены прямыми и обратными связями. В самом процессе чётко выделяются аналитические блоки, обеспечивающие принятие решений (на основе медицинской науки и правил организации здравоохранения) и слежение за их результатами. Всё перечисленное - признаки системы.

Несмотря на такое ограничивающее определение, МИС - обширная группа различных программных продуктов, которые в интересах пользователя надо классифицировать по их назначению. Это можно сделать, опираясь на следующие четыре характеристики:

1) степень автоматизации работы лиц, принимающих решения о ведении пациента и распределении ресурсов,

2) автоматизация вспомогательных медицинских служб лечебного учреждения,

3) автоматизация немедицинских служб лечебного учреждения,

4) тип лечебного учреждения, для которого предназначена система (поликлиника, стационар, станция скорой медицинской помощи, больнично-поликлиническое объединение).

Систему, которая охватывает автоматизацией взаимодействие всех трёх главных действующих лиц (врача, заведующего отделением и главного врача), можно назвать полной системой. Соответственно, изолированные АРМы для врача или для отделения будут неполными МИС.

Неполные системы решают частные задачи отдельных лиц, принимающих решения. Они улучшают условия труда данного работника, но не способны существенно повысить эффективность медицинской помощи. Полные системы, обеспечивая взаимодействие главных действующих лиц, достигают этой цели. Кроме того, они, в отличие от неполных, могут включать в себя автоматизацию вспомогательных подразделений - лабораторий, лечебных и диагностических кабинетов. Тогда это будут сложные системы, в отличие от простых полных систем (без автоматизации так называемой "параклиники").

Сложные системы улучшают условия труда как лечащих врачей, так и работников вспомогательных подразделений. В них автоматизацией охвачена вся медицинская информация - не только электронная история болезни и её производные, но также журналы диагностических подразделений и специальных лечебных кабинетов, их отчётность, анализ их деятельности. Они отличаются большей степенью автоматизации документооборота, делают его более точным и быстрым.

Те системы, которые в одном конгломерате охватывают и медицинскую, и административно-хозяйственную деятельность, обозначим как комплексные (КМИС). Комплексные системы, сохраняя всю самостоятельность лечебно-диагностического процесса, обеспечивают автоматический обмен данными между ним и административно-хозяйственными службами.

Наконец, система может быть унитарной, для одного типа ЛПУ, или объединённой, для больнично-поликлинического объединения. Понятно, что в последнем случае предполагается автоматизация обмена данными между компонентами. Однако и в унитарной системе целесообразно предусматривать развитие, при котором встанет проблема передачи информации из стационара в поликлинику и наоборот.

См. Автоматизированный лечебно-диагностический процесс, Медицинские информационные технологии.

Hosted by uCoz