ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 263

12 апреля 2011 г.

МИС - Толковый словарь.

Пополняю словарь. Работая с пациентом, врач запрашивает помощь лабораторий, диагностических и лечебных кабинетов, консультантов, аптеки. Он отдаёт распоряжения медицинской сестре. Он просит совета у заведующего отделением и получает его рекомендации. В этом взаимодействии участников лечебно-диагностического процесса возникают и небольшие шероховатости, и серьёзные заторы, и неоправданные волевые отклонения от должного. Они сказываются на результатах и затратах. В автоматизированной системе их не сложно улавливать и использовать для принятия решений. Тем важнее дать им чёткие определения. Об этом - в сегодняшнем и следующем выпусках.

В упорядоченном виде (по разделам, а внутри разделов - по алфавиту) накапливаемые статьи размещаются на первой странице моего сайта под именем "Толковый словарь").

Медицинские информационные системы -
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

КОНСУЛЬТАЦИИ.

1. Введенная в электронную историю болезни дата запроса лечащего врача на консультацию специалиста или руководителя.

Под руководителями имеются в виду заведующий отделением, главный врач, заместители главного врача по медицинским разделам, а также старший ординатор, доцент и профессор клинической кафедры, если они наделены правом обязательных для врача распоряжений.

2. Отмеченная в электронной истории болезни дата получения запрошенной консультации.

Количество консультаций в единицу времени, их распределение по специалистам, статистика сопоставлений дат запроса и получения консультаций, - всё это позволяет оценить, как каждый врач и учреждение в целом нуждаются в консультативной помощи и обеспечены ею. Особый смысл имеют обращения за консультацией к руководителям. Разумеется. оценки на основе такого материала делаются с учётом конечных результатов медицинской помощи.

См. Активность врача, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВРАЧУ. Отмеченная в электронной истории болезни дата рекомендации руководителя об изменениях в ведении пациента в сравнении с тем, что к настоящему моменту предпринимает лечащий врач (с указанием конкретных действий).

Под руководителями имеются в виду заведующий отделением, главный врач, заместители главного врача по медицинским разделам, а также старший ординатор, доцент и профессор клинической кафедры, если они наделены правом обязательных для врача распоряжений. Важно, что определение "рекомендация" не надо распространять на случаи, когда руководитель просто одобряет то, что врач решил сам. Смысл учёта рекомендаций - в том, чтобы улавливать ситуации, когда руководитель дополняет или изменяет решения врача (беря на себя всю ответственность). Одобрение же предполагается по умолчанию.

По статистике рекомендаций (в сопоставлении с конечными результатами медицинской помощи) можно судить как о частоте и полезности непосредственного вмешательства руководителей в ведение пациентов, так и о степени самостоятельности лечащего врача.

См. Активность руководителя, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса.

ЗАМЕЧАНИЯ ВРАЧУ. Отмеченная в электронной истории болезни дата замечания руководителя лечащему врачу о том, что в его работе с пациентом допущены серьёзные нарушения существующих правил и что эти нарушения необходимо исправить (с указанием конкретных действий).

Под руководителями имеются в виду заведующий отделением, главный врач, заместители главного врача по медицинским разделам, а также старший ординатор, доцент и профессор клинической кафедры, если они наделены правом обязательных для врача распоряжений.

По статистике замечаний (в сопоставлении с конечными результатами медицинской помощи) можно судить как о частоте и полезности непосредственного вмешательства руководителей в ведение пациентов, так и о дисциплинированности лечащего врача.

См. Активность руководителя, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса.

ЗАМЕЧАНИЯ МЕДСЕСТРЕ. Отмеченная в электронной истории болезни дата замечания со стороны лечащего врача, дежурного врача или руководителя лечебно-диагностического процесса о невыполнении или неправильном выполнении медицинскими сёстрами врачебных назначений или других обязанностей в отношении пациента (с указанием конкретных обстоятельств).

Под руководителями имеются в виду заведующий отделением, главный врач, заместители главного врача по медицинским разделам, а также старший ординатор, доцент и профессор клинической кафедры, если они наделены правом обязательных для врача распоряжений.

По статистике замечаний медицинским сёстрам (в сопоставлении с конечными результатами медицинской помощи) можно судить как о работе медицинских сестёр, так и о требовательности врачей.

См. Активность врача, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРУДНОСТИ. Введенная в электронную историю болезни дата необеспеченности больного необходимым медикаментом или существенной задержки с выполнением тех врачебных назначений, которые адресованы консультантам или параклиническим службам (с указанием конкретной проблемы).

Под параклиническими службами имеются в виду лаборатории и специализированные диагностические и лечебные кабинеты.

По статистике организационных трудностей можно судить об организации лечебно-диагностического процесса в учреждении, а также о степени требовательности врачей к этой организации.

См. Активность врача, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса.

ЗАМЕЧАНИЯ ПРЕДЫДУЩЕМУ МЕДИЦИНСКОМУ ЭТАПУ. Отмеченное в электронной истории болезни суждение лечащего врача о дефектах ведения пациента на предыдущем медицинском этапе (с указанием даты и описанием допущенных дефектов).

Под предыдущим этапом имеется в виду для госпитального больного - поликлиника или станция скорой медцинской помощи (ССМП), в поликлинике - стационар, откуда больной был выписан, или ССМП, а на станции скорой помощи - поликлиника, на учёте в которой состоит или должен состоять пациент.

И отдельные сообщения о дефектах в работе предыдущего медицинского этапа, и их статистика позволяют совершенствовать взаимодействие ЛПУ с другими медицинскими учреждениям, а также судить о требовательности врачей.

См. Активность врача, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса.

Hosted by uCoz