ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 264

26 апреля 2011 г.

МИС - Толковый словарь.

Пополняю словарь. В этом выпуске, как и в предыдущем, приведены термины, которые используются в программных модулях для стационара и поликлиники, входящих в мою АСУ лечебно-диагностическим процессом. Аналогов в традиционной системе они не имеют только потому, что там невозможно фиксировать и потом обрабатывать некоторые важные сведения. В их сути нет ничего необычного. Просто электронная история болезни открывает возможность придать чёткие очертания тому, что есть в жизни.

В упорядоченном виде (по разделам, а внутри разделов - по алфавиту) накапливаемые статьи размещаются на первой странице моего сайта под именем "Толковый словарь").

Медицинские информационные системы -
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

АКТИВНОСТЬ ВРАЧА.

1. В поликлинике. Число отметок о проблемах (тяжести, сложности, задержках, нехватках, замечаниях медсёстрам и предыдущим медицинским этапам, обращений за консультациями к руководителям) в историях болезни пациентов 3-5-й групп диспансерного учёта, отнесенное к численности этих групп (за заданный период).

2. В стационаре. Число отметок о проблемах (тяжести, сложности, задержках, нехватках, замечаниях медсёстрам и предыдущим медицинским этапам, обращений за консультациями к руководителям) в историях болезни выбывших, отнесенное к числу выбывших (за заданный период).

Активностью врача характеризуется напряженность работы. Она (активность) оценивается в связи с конечными результатами медицинской помоищи и активностью руководителей, а также в динамике - то и другое резко снижает роль субъективного отношения к подобной информации.

См. Активность руководителя, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса, Конечные показатели медицинской помощи, Стиль управления.

АКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ.

1. В поликлинике. Число отметок о непосредственном вмешательстве руководителей, сделанное в историях болезни пациентов 3-5 групп диспансерного учётв (рекомендации врачу, замечания врачу, клинические разборы) и отнесенное к численности 3-5 групп учёта (за заданный период).

2. В стационаре. Число отметок о непосредственном вмешательстве руководителей (рекомендации врачу, замечания врачу, клинические разборы), сделанное в историях болезни выбывших и отнесенное к числу выбывших (за заданный период).

Этот показатель оценивается в связи с конечными результатами медицинской помощи и активностью врача, а также в динамике. Он характеризует корригирующую роль руководителей в ведении конкретных больных конкретными врачами.

См. Активность врача, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса, Конечные показатели медицинской помощи, Стиль управления.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Совокупность активности врачей, активности руководителей и соотношения между ними.

В электронных историях болезни есть возможность учитывать две группы сигналов, указывающих на особенности взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса. Одна - это отметки врача об особых проблемах, возникающих при ведении пациентов, другая - регистрация непосредственного вмешательства руководителей в действия лечащего врача.

Количество тех и других за заданный период, отнесенное к числу историй болезни, их соотношение между собой, их сопоставление с конечными результатами медицинской помощи и их динамика позволяют судить о том, как осуществляется взаимодействие лечащего врача с другими участниками ЛДП и насколько оно эффективно. Эта возможность специфична для условий автоматизации - в традиционной организации аналогов ей нет.

Снижение активности врача при улучшении конечных результатов - признак нормализации обстановки. Низкая активность при ухудшении результатов означает, что врач либо не видит проблем, либо не сообщает о них через историю болезни, то есть дезинформирует руководителей.

Если у врача хорошие конечные результаты, то

а) при низкой его активности и низкой активности руководителей по отношении к нему это - САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ врач,

б) при высокой его активности и высокой активности руководителей по отношению к нему это - АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ врача,

в) при высокой его активности и низкой активности руководителей это - избыточная ПЕРЕСТРАХОВКА.

Если у врача плохие конечные результаты, то

а) при низкой его активности и низкой активности руководителей по отношении к нему это - врач, НЕОБОСНОВАННО ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ САМОМУ СЕБЕ,

б) при низкой его активности и высокой активности руководителей это - САМОНАДЕЯННЫЙ врач,

в) при высокой его активности и высокой активности руководителей по отношению к нему это - АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ врача ПРИ НЕДОСТАТОЧНО ЭФФЕКТИВНОМ РУКОВОДСТВЕ.

Снижение активности руководителей при удовлетворительных конечных результатах означает нормализацию обстановки. Низкая активность руководителей в сочетании с ухудшением конечных результатов и (или) высокой активностью врачей указывает на НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

См. Активность врача, Активность руководителя, Стиль управления.

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ. Принятие оперативных решений руководителями преимущественно или исключительно на основе информации из баз данных и с использованием специальных функций управления, встроенных в МИС.

Неполнота, недостоверность и несвоевременность информации - главная проблема врача и руководителя в обычных условиях. Врач располагает лишь тем, что помнит, руководитель - только тем, что доложили подчиненные, на что пожаловались отдельные пациенты и что заметил он сам. Не то в автоматизированной системе. Здесь врач в ходе работы получает интеллектуальную поддержку АРМа, позволяющую предупреждать ошибки, связанные с забывчивостью, небрежностью, неточностью и, в некоторой степени, с незнанием. Руководители же вовремя обеспечены полной и ничем не искаженной информацией из баз данных: и первичными сведениями (сами истории болезни), и результатами их обработки, нацеленной на выявление и решение проблем (оперативные сводки и тематические списки, показывающие, как проблемы возникают, нарастают и убывают в связи с действиями врачей и решениями руководителей).

Это означает возможность иного стиля управления, когда единственная забота врача - пациент и история болезни, когда ни врач, ни заведующий отделением не докладывают и не отчитываются - каждый руководитель уже осведомлен и ему могут понадобиться лишь некоторые пояснения и советы. Поэтому недостатки и промахи не обсуждаются публично - у них есть точные адреса, на них предметно реагируют конкретные руководители. Для такой реакции руководителю предоставлен обширный набор функций управления, целенаправленного влияния на действия врачей. Это рекомендации и замечания в историях болезни, настройка автоматических режимов контрольного обследования больных, создание лечебных и диагностических комплексов для наиболее частых первоначальных врачебных назначений, автоматизация отбора на экспертизу с возможностью менять критерии отбора, анализ работы врачей поликлиники с возможностью ранжировать разделы работы по их актуальности для управления и проч.

В таких условиях повторяющиеся дефекты означают неэффективность управления - информированный руководитель разделяет ответственность за них с подчиненными. При констатации неэффективности управления контроль передаётся следующему уровню (принцип передачи управления вверх). Оценки деятельности и деятелей основываются не на мнениях, а на анализе информации из баз данных о действиях и результатах. Главной целью анализа становится выявление систематических нарушений технологии автоматизированного лечебно-диагностического процесса, их "авторов" и их организационных причин. Именно такие дефекты в наибольшей степени сопряжены с неблагоприятным воздействием на конечные результаты медицинской помощи и именно они надёжнее всего предупреждаются средствами управления.

Остаётся только пользоваться этими возможностями, перейти от волевого руководства к руководству на основе информации, к новому стилю управления. Соблюдение технологии автоматизированной системы, полное использование её возможностей руководителями становится главным организационным условием качества медицинской помощи.

См. Активность врача, Активность руководителя, Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса, Экспертиза качества медицинской помощи, Интеллектуальная поддержка врача, Оперативное управление лечебно-диагностическим процессом.

Hosted by uCoz