ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 280

11 октября 2011 г.

Мои уважаемые читатели!

В 5-ом номере журнала "Врач и информационные технологии" (ВИТ) за текущий год опубликована наша с А.В.Гусевым статья, начало которой и заголовки разделов я помещаю в этом выпуске. Статья вызвала отклики, а, будучи помещённой на сайте www.gosbook.ru, спровоцировала там одну из самых бурных дискуссий. Там вы можете прочесть её полностью. Кроме того, её можно скачать с первой страницы моего сайта (http://www.vmtavr2.narod.ru)

Редакция ВИТ предполагает опубликовать обзор откликов. Вы можете прислать свои суждения и в редакцию, и каждому из авторов, а также высказаться на сайте ГосБук (www.gosbook.ru/node/35550).

К ЧЕМУ ДОЛЖНА ПРИВЕСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Попытка спроектировать будущее
В.М. Тавровский, д.м.н., профессор, Кировская областная больница.
E-mail: vmtavr@med.kirov.ru
А.В. Гусев, к.т.н., заместитель директора по развитию,
компания "Комплексные медицинские информационные системы". E-mail: agusev@kmis.ru

Введение

Первые лица государства говорят о необходимости информатизации здравоохранения. Правительство выделяет на информатизацию существенные финансовые средства. В чём же будет она заключаться? К какому состоянию здравоохранения должно привести использование наконец-то появившихся средств? Каким можно представить здравоохранение, пронизанное современными информационными технологиями?

Целостное, объединяющее врачей, организаторов здравоохранения и IT-специалистов, представление о результате, к которому надо идти, жизненно необходимо. Сегодня его de facto нет. Некоторые фрагменты только начинают формироваться, но, к сожалению, лишь под давлением конъюнктуры: деньги надо освоить, за них придётся отчитываться. Ответственность за это ляжет на чиновников. Естественно, что пока слышен именно голос Минздравсоцразвития РФ, ФОМС и тех идеологов и разработчиков информационных систем, ко-торые действуют в сфере интересов этих двух структур. В центре их сегодняшнего внимания - принципиальная идея единого информационного пространства, а также несколько частных решений: электронная регистратура, телемедицина, медицинские порталы. Всё это красиво выглядит, представляется сравнительно легко реализуемым даже в очень широких масштабах (и в той или иной мере кое что уже реализуется). Но только потому, что ничто из перечисленного не затрагивает всерьёз ни пациентов, ни лечащих врачей, ни лечебные учреждения в целом, не затрагивает саму практическую медицину. А именно там нужны преобразования информационных процессов, если заботиться о совершенствовании оказания медицинской помощи людям.

Главные участники информационных процессов - лечащие врачи, руководители лечебных учреждений и те разработчики, которые создают для них системы, до сих пор даже не ставят задачу выработать некоторое общее для них представление о будущем. Казалось бы, начинать надо с этого, с фундамента. Сложилось иначе. И понятно: представлений столько, сколько разработчиков МИС.

Каждый из них при неумении медиков точно описать свою деятельность, проблемы и потребности вынужден руководствоваться собственным пониманием медицины, а оно обычно недалеко уходит от обывательских суждений. Из-за этого мощные новые средства часто прилагаются к поверхностно понятому объекту, но ещё хуже, что такое положение лишает авторов МИС методологической основы для взаимного общения. Да и собственные экономические интересы не побуждают разработчика делиться своими достижениями так, чтобы их могли перенимать другие. Стало быть, и он ничего не может заимствовать у других.

В отсутствии внятной государственной политики и единого представления о будущем информатизации медицины, в отдельных регионах разрабатываются свои варианты МИС, в других сохраняется неопределённость в ожидании указаний сверху. Для главных врачей это означает, что ни задумываться о возможностях новых технологий, ни предпринимать собственные усилия для их внедрения, ни, тем более, формулировать свои требования не имеет смысла.

Будем надеяться, что положение ещё поправимо, что всё-таки можно представить будущее с позиций лечебно-профилактических учреждений.

*

На протяжении последних 150 лет информационные связи в системе отечественного здравоохранения, субъекты и объекты информационного воздействия, способы получения, обработки и использования информации, цели этого использования, - всё это, сведенное в чёткую и логичную систему, существовало без принципиальных изменений. Но существовало. Именно как информационная система.

С последней четверти прошлого века в ней стали быстро накапливаться проблемы, связанные со стремительным наращиванием объёмов информации. С таким, тысячекратным к нынешнему моменту, увеличением нагрузки перестали справляться каналы передачи информации и способы её использования. Чтобы компенсировать нарастающую диспропорцию пришлось изобретать паллиативы - расширять старые и вводить новые способы учёта, контроля и отчётности. Но они в лучшем случае обеспечивали лишь сбор информации, но не её своевременность, не её достоверность и не её эффективную обработку для принятия решений. Зато всё ощутимее становились побочные следствия: упомянутые паллиативы легли тяжёлым бременем на врачей. Бременем, для них бесполезным и даже бессмысленным.

С 80-х годов выход уже был очевиден - использовать современные информационные технологии. Менее очевидными оказались конкретные задачи на этом пути. И тут вкралась двусмысленность. Термины "МИС" и "ИТ" стали использоваться так, будто раньше в медицине не было ни информационных систем, ни информационных технологий. Создалось впечатление, будто всю медицинскую информационную систему приходится создавать с нуля. Это заблуждение сказывается по сей день.

На самом деле, вся деятельность больницы всегда основывалась на строго определённой информации и на правилах работы с нею. Что же это, если не информационная система? Правила обращения пациента к врачу, правила знакомства врача с пациентом, правила обследования и лечения, обходы врача, доклады заведующему отделением, правила взаимодействия врача и медсестры, система диспансеризации населения, оперативные совещания, утренний рапорт в больнице, система отчётности, - всё это и многое другое суть информационные технологии, отлаженные поколениями медиков.

Медицина остро нуждается в модернизации этих технологий при сохранении всех остальных компонентов её информационной системы, в радикальном изменении способов формирования, доставки и обработки информации. Но информационные связи, их содержание и смысл, субъекты и объекты информационного воздействия, цели функционирования системы, - всё это всегда было и есть, всё это надо сохранить, учесть и сделать опорой для дальнейшего развития, преемственного развития системы деятельности медицинского учре-ждения. Переход от старых информационных технологий к современным необходим, чтобы восстановить в медицинской практике состояние, при котором на всех уровнях те, кто владеет информацией, владели бы и ситуацией. В конце концов, цель модернизации информационной системы та же, что и всей модернизации здравоохранения, - улучшение результатов медицинской помощи. Равняться на неё надо при любых серьёзных преобразованиях.

Информационные взаимодействия в здравоохранении многообразны. Они явно разделяются на внутренние процессы в лечебном учреждении, взаимодействие ЛПУ с внешними структурами и внутренние процессы в этих внешних структурах. Каждая группа сложна на свой манер. У них одна общая (не всеми, правда, осознаваемая) ответственность за конечные результаты медицинской помощи населению. У них разные задачи, но эти задачи взаимозависимы. Следовало бы выбрать наиболее логичную очерёдность их рассмотрения. С чего же начать? С чего вообще следует начинать замену старых технологий на новые?

Фундамент здравоохранения - врач и лечебное учреждение. Если рассмотреть информатизацию здравоохранения как некое строительство, то логично начинать его с проекта, а затем по проекту в первую очередь закладывать фундамент.

Изменить фундамент информационной системы.

Ввести эффективные способы управления действиями врача

Модернизировать систему учёта и отчётности

Ориентировать всех на конечные результаты медицинской помощи

Создать единое информационное пространство здравоохранения.

Обеспечить целенаправленное развитие и совместимость МИС для ЛПУ

Заключение

Hosted by uCoz