ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 294

7 августа 2012 г.

На злобу дня.

Кому и для чего нужны информационные системы в лечебных учреждениях?

Удивительно, но факт: с МИС не связывают напрямую главную и бесспорную цель здравоохранения - улучшение конечных результатов медицинской помощи. .

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
НА ОСНОВЕ
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОЛИКЛИНИКИ.
Продолжение (начало в выпусках 292-293).

3. Дополнительные способы анализа и управления на уровне поликлиники.

Изложенная в разделе 2 схема оперативного управления опирается на 5-групповую систему диспансеризации и демографические показатели. Сверх этого есть и дополнительные возможности.

3.1. Сравнительный анализ выявления заболеваний

В ходе ведения электронных историй болезни МИС осуществляет учёт заболеваемости. Поэтому врачебные участки можно сравнивать по выявлению заболеваний. Не имеет смысла делать это тотально, поскольку тонкие различия будут перекрыты теми заболеваниями, которые всеми выявляются достаточно успешно (ОРЗ, гастриты, гипертония, травмы и т.п.). Но есть заболевания, выявление которых в большой степени зависит от профессионального уровня, целеустремлённости и настойчивости врача. При недостатке этих качеств больные всё равно выявляются, но их настоящие заболевания принимаются за более простые для диагностики и менее грозные. Тогда под "гипертонической болезнью" скрывается ИБС, под "ожирением" - сахарный диабет, под "невралгией" - глаукома, под "гастритом" - язвенная болезнь и т.п.

Автоматизированный анализ позволяет выдать и врачу, и руководителю списки пациентов, подозрительных на такие ошибки, предположения об их причинах и рекомендации о способах проверки подозрений.

Перечни таких диагнозов, которые часто скрываются под чужой маской составлены отдельно для терапевтических и педиатрических участков. С точки зрения управления, эти диагнозы - маркёры качества диагностики.

3.2. Списки впервые выявленных, часто болеющих, больных со множеством заболеваний.

Ежемесячно МИС предоставляет заведующим три вида списков, позволяющих своевременно проверить работу врачей с теми пациентами, где неточность или неполнота действий сказываются особенно ощутимо. Первый список - впервые выявленные заболевания. В него включаётся не всё, что выявлено за месяц, а те случаи, где вообще нередки первоначальные ошибки. Это диагнозы, которые часто маскируют друг друга в определённых возрастно-половых группах пациентов.

Второй список - часто болеющие. Здесь нужен опытный глаз профессионала, чтобы за часто повторяющимися острыми заболеваниями не пропустить их общую и более грозную причину.

Третий список - больные с "букетом" заболеваний или с особо неблагоприятным сочетанием заболеваний. Тут необходимо искусство лавирования, своевременные решения о привлечении консультантов или направлении на госпитализацию, умение, улучшая одно, не ухудшить другое.

Все эти списки составляются автоматически по заранее заданным алгоритмам и все они привлекают внимание заведующего отделением к сложным проблемам его врачей, туда, где требуется его опыт, квалификация, права и ответственность, но при этом тогда, когда сам врач уже проявил собственную активность (последнее важно, чтобы руководитель мог оценивать врача и не подменял его).

3.3. Анализ работы руководителей.

Ежемесячный анализ работы руководителей основывается на тех самых рекомендациях о контроле и поощрении, которые выданы заведующим отделениями. Алгоритм анализа учитывает случаи, где одна и та же рекомендация адресуется более чем трети врачей: это и есть указание на главную недоработку или главный успех заведующего отделением. Как и в анализе работы врачей, учитываются ранги проблем, а также "коэффициент трудового участия" (КТУ). Расчёт КТУ основывается на другом принципе: за количественную оценку работы руководителя принимается количество сотрудников, непосредственно ему подчинённых. По всему учреждению число всех подчинённых делится на число всех руководителей, то есть получается среднее число подчинённых на 1 руководителя. Тогда КТУ каждого руководителя - это отношение фактического числа его подчинённых к среднему числу.

Изложенные приёмы позволяют получить балльные оценки работы руководителей за месяц, связать с ними премирование, а главное - ориентировать на совершенно конкретную работу с конкретными участками.

3.4. Экспертиза смертности, онкозапущенности и инвалидности

Система экспертизы использует независимые от поликлиники данные ЗАГС о смертности, бюро МСЭ - о первичном выводе на инвалидность, онкодиспансера - о позднем выявлении рака. Поводы к строгой критической оценке действий врача в каждом таком случае неоспоримы.

Оригинальными особенностями системы являются, во-первых, формализованные заключения экспертов о сути, причинах и последствиях найденных дефектов. При этом в качестве важного раздела в перечне причин выделяются (и становятся предметом особого внимания) причины организационные, за которые отвечает не врач, а руководство.

Во-вторых, каждая экспертиза поручается двум экспертам порознь, а при существенных разногласиях между ними - ещё и старшему эксперту (все решения при этом сохраняются, ни одно не отменяет других). Такой приём позволяет не только обобщать и анализировать выявленные дефекты, но и автоматически сравнивать экспертов, оценивать их самих, их профессионализм и принципиальность.

Ежемесячный анализ результатов экспертизы даёт главному врачу ценный материал для совершенствования организации работы в поликлинике и для оценки руководящих кадров (поскольку экспертами назначаются обычно заведующие отделениями)..

3.5. Двухэтапный профилактический медицинский осмотр.

Профилактические осмотры - важнейшее средство своевременного обнаружения заболеваний. От традиционных массовых осмотров (совершенно неправильно именуемых "диспансеризацией") входящая в МИС программа двухэтапного осмотра отличается намного большей эффективностью, намного меньшей затратностью и возможностью гибкого планирования очередных осмотров с учётом результата предыдущих. Эти сравнительные оценки основаны на практике применения двухэтапного осмотра рабочих ряда крупных предприятий (в Новокузнецке, Тюмени, Улан-Удэ, Нерюнгри) ещё в 80-х годах.

Методика осмотра состоит в том, что на первом этапе пациент отвечает на полсотни вопросов анкеты о наличии или отсутствии у него ряда симптомов, сдаёт анализы крови и мочи, проходит электрокардиографическое и флюорографическое обследования. Полученные результаты сопоставляются между собою программно, по специальному алгоритму, основанному на обычной врачебной логике и выдающему рекомендации о том, каким специалистам надо показать пациента. Таким образом, на втором этапе каждый пациент направляется не ко всем специалистам, а лишь к тем, для чьих консультаций предположены основания. Заключения специалистов затем сопоставляются с этими предположениями, что позволяет совершенствовать сам алгоритм доврачебного этапа.

В электронных историях болезни фиксируется и факт прохождения осмотра, и его результаты, побуждающие участкового врача к выставлению диагноза, обследованию, лечению, определению группы учёта. Таким образом, обеспечена связь между обычной работой врачебного участка и профосмотром, а также учет роли последнего в выявлении заболеваний.

Проведение профосмотров автоматизировано не только в качестве самостоятельного модуля МИС поликлиники, но и в виде одной из функций электронной истории болезни. Это позволяет наряду с ежегодными массовыми кампаниями или даже вместо них обследовать профилактически каждого пациента отдельно в те сроки, которые наступают именно для него. В таком виде регулярный профосмотр становится не кампанией, а одной из обычных забот при наблюдении за пациентом

Для муниципального и регионального уровней существуют свои специфические способы анализа и управления. О них - в следующий раз.

Продолжение следует.

Hosted by uCoz