ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 295

21 августа 2012 г.

На злобу дня.

Кому и для чего нужны информационные системы в лечебных учреждениях?

Удивительно, но факт: с МИС не связывают напрямую главную и бесспорную цель здравоохранения - улучшение конечных результатов медицинской помощи. .

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
НА ОСНОВЕ
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОЛИКЛИНИКИ.
Продолжение (начало в выпусках 292-294).

4. Дополнительные способы анализа и управления на муниципальном и региональном уровнях.

4.1. Управление специализированной поликлинической помощью.

Обычно по каждой узкой специальности в поликлинике работают 1-2, редко 3 специалиста. Это ограничивает сравнительные оценки, оставляя лишь возможность наблюдения за работой в динамике. Зато на уровне города и региона всех специалистов каждой узкой специальности можно рассматривать точно так же, как, например, участковых терапевтов одной поликлиники: вычислять "нормативы", сравнивать с ними работу каждого специалиста, вырабатывать рекомендации и балльные оценки. Результаты такого анализа - руководство к действию, во-первых, для главных врачей поликлиник, а в ещё большей мере - для руководителей специализированных служб (главных специалистов) города и региона.

4.2. Оценка работы стационаров по данным поликлиник.

В отличие от поликлиники, для анализа работы стационара не существует бесспорных точек опоры. Госпитальные результаты могут искусственно изменяться за счёт тех или иных ограничений в приёме больных или за счёт более ранней либо поздней выписки. Формулировки исходов госпитализации могут быть весьма произвольными. Официальное понятие "повторная госпитализация в отчётном году" вводит в заблуждении - вместо него следовало бы использовать понятие повторной госпитализации за заданный срок в месяцах, разный для разных диагнозов. Кроме того, больной может повторно поступить не в прежний, а в другой стационар или под другим диагнозом, хотя и близким прежнему. Наконец, врачи каждого госпитального отделения работают в постоянном взаимодействии друг с другом и с заведующим, так что медицинская помощь каждому пациенту - это всегда результат нескольких лиц, принимающих решения. Разделить их работу частично удаётся, но в меньшей мере, чем в поликлинике.

Зато оценка деятельности стационаров по данным поликлиники носит вполне объективный характер. Амбулаторные электронные истории болезни позволяют учесть и частоту госпитализации, и повторные госпитализации, и изменения в состоянии пациента в результате госпитального лечения, и отдельные замечания врачей в адрес стационаров. Данные поликлиник можно использовать для количественного и качественно сравнения стационаров по результатам, зафиксированным в МИС поликлиник.

Разумеется, это нисколько не уменьшает необходимость специального анализа госпитальной помощи, включая и сравнение однопрофильных отделений разных стационаров. Это важная и сложная задача, которая решается на основе МИС "Стационар". Но полноценная характеристика работы стационара предполагает учёт того, что знают о нём поликлиники.

4.3. Управление вакцинопрофилактикой.

С точки зрения организации, вакцинопрофилактика своеобразный раздел медицинской помощи населению. Правила проведения прививок диктуются так называемым "Национальным календарём", за его соблюдением в отношении конкретных пациентов следят как участковый врач, так и кабинет вакцинопрофилактики (если он есть в поликлинике). В любом случае, информация о сделанных и запланированных прививках, а также о медицинских отводах накапливается в историях болезни. Это - полностью формализованные данные, которые можно регулярно обрабатывать не только в самой поликлинике, но и без труда передавать на уровни города и региона. Там их можно сопоставлять не только с данными других поликлиник, но и со сведения об инфекционной заболеваемости на тех же территориях.

Модуль "Вакцинопрофилактика" в составе МИС для поликлиники имеет функцию "Передача данных на региональный уровень". Аналогичный программный комплекс в едином центре использует функции "Перенос данных из кабинетов вакцинопрофилактики" и "Обобщение и анализ данных региона".

При таком информационном обеспечении главный эпидемиолог может использовать сравнительный анализ и своевременно судить о правильности планирования прививок, выполнении плана и эффективности всей работы

4.4. Управление флюороосмотрами населения.

Флюорографическое обследование населения - дело флюоростанций. Не каждая поликлиника имеет флюоростанцию в своём составе. Жители могут обследоваться в "чужой" поликлинике или на центральной станции города. В обычной практике это означает несогласованность действий: об одном пациенте могут побеспокоиться дважды, другого обойдут стороной. На центральной флюоростанции должна собираться вся информация о подопечной территории, но процесс этот крайне неопределённый, а отсюда - недостаток своевременных данных как для точного планирования массовых флюороосмотров, так и для их реализации. Использование МИС в поликлиниках города полностью решает подобные организационные проблемы и позволяет включить сведения флюоростанций в общий анализ поликлинической деятельности.

Проверенный практикой способ рационального информационного обеспечения состоит в следующем. Входящим в состав МИС модулем "Флюорография" обеспечиваются все флюоростанции города, включая центральную. В поликлиниках, во-первых, обеспечивается автоматический обмен информацией между флюоростанцией и электронными историями болезни на врачебных участках. Во-вторых, на флюоростанциях используется функция "Обмен с Центром". С её помощью Центр регулярно получает всю проделанную работу (первичные данные), а из Центра флюоростанции поликлиник забирают сведения о прошедших там осмотр "своих" жителях. Помимо полного взаимообмена, такая система дублирует в Центре сведения обо всей работе в городе. Это позволяет составлять отчёты по городу и поликлиникам только в Центре.

Накопленные здесь данные используются для оценки планов, фактического охвата населения флюороосмотрами, их результативности как по всему накопленному материалу, так и по каждой флюоростанции, каждой поликлинике, каждому врачебному участку. Эта дифференцировка позволяет делать выводы о территориях, на которые надо обратить особое внимание, и о роли каждой поликлиники, каждого участкового врача и каждого рентгенолога флюоростанции в выявлении заболеваний. Сравнительный анализ существенно обогащается при сопоставлении результатов флюороосмотров с полными данными о заболеваемости туберкулёзом и раком легких на тех же территориях, благо эти данные так же своевременно появляются на всех уровнях управления.

4.5. Целевые программы здравоохранения

Своевременное выявление и лечение ряда социально значимых болезней возможно только при содружественной работе участковых врачей и "узких" специалистов. В традиционной системе, к сожалению, сколько бы ни объявлялись специальные программы, призывающие то к онкологической, то к какой-нибудь другой настороженности, эти призывы заглушаются пресловутой "текучкой". Врач на приёме неизбежно поддается пациенту, его сообщениям о себе, о том, что тревожит его именно сегодня. В условиях значительной нагрузки внимание обращается прежде всего на то, что на поверхности. Предполагается и отыскивается то, что чаще всего встречается. Держать в уме все призывы к "настороженности", актуальность которых вдобавок ещё колеблется, просто немыслимо.

Зато МИС эту проблему решает. Достаточно настроить специальные автоматические режимы на своевременные напоминания, связанные с той информацией, которая уже имеется в истории болезни (возраст, диагнозы, анализы, сроки), или даже на автоматические назначения консультаций и специальных исследований.

Для примера можно сослаться на целевые программы, которые во второй половине 90-х годов детально прорабатывались в Тюмени. Политические потрясения прервали работу над ними, но сама возможность их реализации в городе, где МИС были введены Управлением по здравоохранению мэрии в большинстве поликлиник, уже тогда не взывала сомнений.

Вот перечень этих программ: "Онкология", "Сахарный диабет", "Ишемическая болезнь сердца", "Глаукома", "Взаимодействие психиатрической службы и общей лечебной сети", "Профилактика врождённых уродств", "Профилактика и лечение заболеваний 1-го года жизни", "Здоровье старшего поколения", "Врачебные ошибки", "Совершенствование работы заведующих отделениями", "Рациональное расходование средств диагностики и лечения". Эти программы - не призывы. Их содержание - целенаправленная настройка АРМов врача, побуждающая к правильным действиям, автоматизированная обработка информации для выявления "узких" мест и выработка рекомендаций руководителям об объектах и способах управляющих воздействий.

Окончание следует.

Hosted by uCoz