ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 296

28 августа 2012 г.

На злобу дня.

Кому и для чего нужны информационные системы в лечебных учреждениях?

Удивительно, но факт: с МИС не связывают напрямую главную и бесспорную цель здравоохранения - улучшение конечных результатов медицинской помощи. .

УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
НА ОСНОВЕ
МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ПОЛИКЛИНИКИ.
Окончание (начало в выпусках 292-295).

5. Соотношение оперативного и стратегического управления здравоохранением.

Оперативное управление, корригирующее лечебно-диагностический процесс "на ходу", добивающееся одинаково хорошей, правильной работы всех врачей с помощью имеющихся в наличии сил и средств, - непременное условие эффективного использования последних. Без него всегда оказывается непомерно большой дисперсия результатов, а это - дыры, в которые проваливаются ресурсы. Из-за них неизбежно искажаются представления о потребностях: за дефицитами скрывается расходование средств обследования и лечения там, где они не показаны, а за видимой удовлетворённостью - либо неосведомлённость о показаниях к тому или иному виду обследования или лечения, либо недостаточная настойчивость и последовательность в их использовании.

Можно приобретать современную диагностическую аппаратуру, делать высокотехнологичные операции, иметь в распоряжении самые мощные медикаменты, обучать врачей на курсах, вводить телемедицину и запись на приём через Интернет, но без оперативного управления, сводящего разброс результатов к минимуму, все эти затраты не приведут к улучшению демографических показателей на территории обслуживания. Новые ресурсы будут проваливаться в упомянутые дыры точно так, как проваливаются старые.

Для муниципального и регионального уровня управления сказанное означает, что наращивать обеспечение ресурсами надо не по принципу "всем сёстрам - по серьгам", а на основе сведений об эффективности управления в каждом ЛПУ. Тогда улучшение ресурсного обеспечения будет давать ожидаемый эффект - улучшение конечных результатов медицинской помощи.

Как уже говорилось, возможности оперативного управления со временем исчерпываются. Это проявляется в том, что одноимённые врачебные участки месяц за месяцем показывают сходные результаты, причём обнаруживается периодическая "смена лидерства": в одном месяца впереди оказываются одни, в другом - другие.

Когда наступает такой период, самое время выбрать и реализовать пути дальнейшего прогресса за счёт стратегических решений: привлечения дополнительных ресурсов, новых современных средств и методов медицинской помощи, совершенствования кадров и их расстановки, новых организационных приёмов. Теперь, в условиях эффективного оперативного управления, легко проследить за эффектом от этих решений, легко выявить различное отношение врачей к новшествам, разброс в степени их использования, минимизировать этот разброс, воздействуя на него уже известными методами.

Принципиальные схемы автоматизированного управления лечебно-диагностическим процессом в сравнении с традиционным управлением представлены в приложении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Читатель вправе усомниться: если можно так управлять здравоохранением на основе систем для поликлиники, то почему это нигде не сделано? В том-то и фокус, что сделано. Было сделано.

В восьмидесятых - девяностых годах в трёх городах это реализовали энергичные руководители городских отделов здравоохранения: Александр Иванович Макаров в Тюмени, Виктор Андреевич Толмачёв в Барнауле, Леонид Данилович Остапенко в Красноярске. К этой тройке надо добавить Александра Батуевича Ербактанова, главного врача городской больницы скорой помощи Улан-Уда, в составе которой были и поликлиники, и женские консультации города. Все четыре руководителя, кроме того, ввели системы управления лечебно-диагностическим процессом в крупных стационарах, в роддомах и на станциях скорой помощи.

Наиболее последовательно, полно и долго (с 1984 по 1998 год) всё это работало в Тюмени, где, в довершение, А.И.Макаров возглавил в медакадемии вторую кафедру организации здравоохранения: там главные врачи и заведующие отделениями обучались управлению в условиях автоматизации.

Куда всё делось? Туда же, куда подевались инициативные, смелые, амбициозные организаторы здравоохранения, - в тень. Иных уж нет, а те - далече. Всё держалось на них, городских руководителях, которым "больше всех надо", и, конечно, на целеустремлённых главных врачах. Те и другие чувствовали себя ответственными за здоровье населения, искали, находили и использовали средства и методы. Не услуги оказывали, а медицинскую помощь всем, включая, между прочим, и сильных мера сего, а потому добивались у последних внимания и содействия. Они хотели гордиться и гордились не положением, а результатом.

Знаменательно, что следующий, региональный, уровень управления никогда не интересовался тем, что годами функционировало у него под носом, - необычной системой работы городского здравоохранения. Там, как я теперь понимаю, у энергичных людей другие интересы: не результаты внизу, а продвижение вверх.

Когда времена изменились, эта жизненная позиция опустилась и на городской уровень. Конечными результатами медицинской помощи населению перестали интересоваться и здесь. Что оставалось делать главным врачам? Дуть против ветра? Проявлять инициативу, борясь за то, что вовсе не нужно начальству? Они и поборолись бы, да их связали рабством. Рубль стал средством подавления инициативы: шевельнёшься - урежут финансирование. Чиновник стал всевластен: не угодишь - на следующий год не продлят контракт без объяснения причин и без возможности обжалования. Всякая самостоятельность стала не просто наказуемой, а губительной. Быть талантливым, инициативным, целеустремлённым организатором в сегодняшнем здравоохранении - позиция бессмысленно героическая, безнадёжная.

Сегодня конечный медицинский результат нужен только тем, кто каждый день имеет дело с больными людьми: лечащим врачам и заведующим отделениями. У них, кроме ответственности перед чиновниками, есть неуничтожимая ответственность перед сидящим напротив пациентом. Пока есть эта почва, можно надеяться, что настоящая медицина сохранится, что организация врачебного дела со временем может возродиться. Тогда и будут востребованы эффективные медицинские системы. На уровне лечебного учреждения, в целом городе, в масштабах региона.

Сохранить бы до тех пор то, что уже было однажды осмыслено, понято и проверено опытом.

Hosted by uCoz