ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 310

4 декабря 2012 г.

Врачам ясное представление о МИС даёт лишь то, что можно пощупать. Традиционное руководство пользователя тут не годится, убедителен только сам продукт. Он и предлагается. Не для рекламы (программы бесплатны), а для примера.

Чтобы пощупать, скачайте с моего сайта, как минимум, три инсталлятора: базовый (ldpbaza.exe), АРМ врача поликлиники (inpoli02.exe) и АРМ врача стационара (instac02.exe). Запустите их на своём ноутбуке (сначала базовый). Появится папка c:\ldp и две иконки на рабочем столе. Чтобы всё удалить, просто сотрите папку c:\ldp.
Предыдущие уроки.

ВРАЧУ, ЗАВЕДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЕНИЕМ, ГЛАВНОМУ ВРАЧУ
- О СТРУКТУРЕ, ФУНКЦИЯХ И ИНТЕРФЕЙСЕ МИС:
уроки-презентации.

Скачать архив с 10-м уроком и комментариями.

Урок 10.
"Полная история болезни" и "Выписка из истории болезни".
Компоненты и варианты.

ЗАМЕТКИ К СЛАЙДАМ.
К слайду 1.
Определение понятий.

Электронная история болезни - понятие виртуальное. Физически это совокупность всех данных, имеющих отношение к пациенту, которые распределены по разным специализированным файлам (паспортные данные, диагнозы, лечение и т.д.). Выходные формы образуются из этих данных только тогда, когда это требует пользователь, и в системе не запоминаются. Поэтому выдаваемые документы всегда точно соответствуют состоянию базы данных в момент их формирования.

Всё, что вводится, должно и выводиться. Экраны ввода данных могут, конечно, служить и для их вывода: актуальная информация здесь на виду, а то, что утратило актуальность, вызывается тут же одной клавишей. Всё это уже было показано. Но перебирать экраны ввода - не лучший способ познакомиться с состоянием дел у пациента.

Для всесторонней ориентировки предназначена функция "Полная история болезни". Она выводит в строго упорядоченном документе все сведения о пациенте и работе врача: не только всё сделанное и всё запланированное, но и программные пометки о принципиальных упущениях, сведения об организационных трудностях, рекомендации и замечания врачу со стороны руководителей. Это - документ для внутреннего употребления, для контроля и анализа. При работе с пациентом некоторые компоненты "Полной истории" представляют самостоятельную ценность ("Анамнез. Статус", "Лист анализов", "Дневники"), поэтому их можно выводить отдельно.

"Выписка из истории болезни" - это то, что предназначено для других врачей и других учреждений, куда будет обращаться пациент, то, что может выдаваться пациенту на руки. Она отличается от "Полной истории" отсутствием планов и замечаний - информации, которая относится к организации работы.

Каждый из этих двух документов может понадобиться для разных целей. Разнообразию целей соответствует возможность получать их в разных вариантах.

К слайдам 2-12.
Структурность и вариативность.

И "Полная история", и "Выписка" отличаются структурированностью информации: данные распределены по разделам и в каждом разделе представлены в хронологическом порядке. Это позволяет быстро знакомиться с ситуацией, находить ответ на возникающие вопросы, принимать очередные решения.

Каждый форма выдаётся либо полностью, либо только за определённый отрезок времени. Отдельные разделы можно не включать в документ. В "Выписке" раздел "Диагнозы" допускается выводить частично: некоторые диагнозы не показывать или сообщать только их коды по Международной классификации болезней; это может диктоваться деонтологическими соображениями. В "Выписке" из госпитальной истории болезни в зависимости от цели, с которой она выдаётся, разрешается таким же образом выборочно формировать разделы "Осложнения", "Лечение" и "Операции". Возможность разных вариантов позволяет каждый раз создавать документ в таком виде, который наилучшим образом соответствует его конкретному назначению.

Предусмотрены и случаи, когда "Выписка" формируется помимо врача - для передачи консультанту или эксперту: здесь состав документа предопределён программно, так что дополнительные вопросы не задаются.

К слайдам 13-24.
Распечатка и самостоятельные компоненты.

"Полная история" и "Выписка" выдаются с таким расчётом, чтобы их можно было напечатать на листах обычного формата А4. Для госпитальной истории предусмотрен вариант печати с титульным листом, соответствующим официальным требованиям. В частности, в такой титульный лист включается "Статистическая карта выбывшего из стационара".

Разные разделы истории болезни обновляются с разной частотой, а некоторые могут иметь самостоятельную ценность. Таковы все произвольные тексты (дневники, заключения, протоколы операций), подсчёт медикаментов, статистическая карта. Поэтому в АРМе врача предусмотрен их независимый вывод в виде документа с указанием места и даты формирования, с необходимыми паспортными данными пациента и подписями врача и заведующего отделением,.

В "Методических рекомендациях" (они доступны в АРМе врача из раздела "Пояснительные тексты") даны советы о том, что и когда целесообразно печатать для комплектования бумажной (так называемой "твёрдой") копии электронной истории болезни.

Кроме "Полной истории" и "Выписки" есть ещё вариант - "Только текущий этап". Это сугубо вспомогательная функция. Она предназначена для быстрого напоминания о том, что не завершено, что запланировано и ещё не выполнено. То, что уже сделано или отменено, здесь не выводится. Чаще всего эта форма уместна в поликлинике, так как позволяет из обширной многолетней информации выделить только то, что актуально сейчас.

К слайду 25.
Заключение.

"Полная история болезни" и "Выписка из истории болезни" по своей информативности, структурированности, читабельности, легкости получения в любом количестве экземпляров не имеют аналогов в традиционной системе работы врачей. Эти документы обеспечивают согласованность действий многих участников лечебно-диагностического процесса, преемственность в ведении пациента.

Разумеется, кроме них, у врача возникает необходимость и в таких документах, которые содержат строго ограниченную информацию о пациенте для решения частных задач. О них - в следующий раз.

Конец 10-го урока.

Здесь мой адрес. На вопросы отвечу, возражения опубликую.