ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 315

25 июня 2013 г.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

2. Из чего сделана ваша система? Окончание.

Со структурой электронной истории болезни неразрывно связаны справочники. Термин не должен вводить в заблуждение: имеются в виду специальные инструменты для ввода данных, а не тексты для справки. Простое обращение программы к обычной МКБ-10, к справочнику Видаль и т.п. не связано программно с ведением истории, хотя и вполне возможно. Но для работы с историей содержание подобных источников надо и отбирать, и специально приспосабливать. Не пригодны тут и классификаторы Минздрава, региональных департаментов здравоохранения, фондов ОМС. Они - для иных задач и, наверное, кому-то полезны, но не лечебному учреждению. Это не должно смущать: справочники, сделанные специально для работы врача, всегда, по определению, окажутся совместимыми с этими классификаторами.

Каждый справочник для истории болезни соответствует тому или иному понятию, которым врачи пользуются в повседневной работе ("диагноз", "риск", "исход", "средство лечения", "страховая компания" и проч. ). Количество справочников в системе - это количество известных ей врачебных понятий. Чем их больше, чем больше их набор приближается к совокупности понятий, которыми оперируют участники лечебно-диагностического процесса, тем больше функциональный потенциал системы.

Строки справочника - это конкретные проявления данного понятия, те наименования, которые врачу надо зафиксировать в истории. Обычно они пронумерованы, снабжены кодами, и в базе данных запоминается не выбранное наименование, а его код: он удобен для компьютерной обработки. Потом по коду программа находит в справочнике и выводит для человека соответствующее наименование, так что справочник - это двуязычный словарь. Благодаря кодам компьютер "знает" закодированный предмет. Чем больше наименований (и кодов) в справочнике, тем больше слов, необходимых в лечебно-диагностическом процессе, "знает" компьютер, а потому может ими "осмысленно" пользоваться, помогать врачу. Можно то же выразить иначе, без кавычек: тем больше полезных алгоритмов может вложить в систему программист с подачи врача или по здравому смыслу.

Если для какого-то понятия справочника нет, то информация о пациенте, конечно же, всё равно будет введена в историю болезни, но уже в произвольном виде и в произвольно выбранное место ((например, в описание статуса, в дневник, в этапный эпикриз). В таком случая она для программы недоступна: её нельзя выделить, осмыслить, обработать. Система её "не знает", не знает содержащихся в ней суждений и планов врача.

Справочники позволяют подсчитать базовые знания системы, её словарный запас: это число всех наименований во всех справочниках, которые используются при работе с историей болезни. Сюда надо добавить и число текстовых шаблонов для анамнеза и статуса, дневников, протоколов операций, лабораторных заключений, рекомендаций, памяток, расписок. Шаблоны не просто облегчают рутинную работу врача - они диктуют программу действий и программу описания, заботятся о его полноте и культуре. Они - тоже знания, вложенные в систему.

Некоторые справочники должны содержать не только коды и наименования, но и некую специфическую информацию. В "Лечебных средствах" надо указать клинико-фармакологическую группу, способ применения, разовую дозу, единицу измерения, стоимость единицы измерения. В "Госпитальных отделениях" - профиль койки, число штатных коек, плановую функцию койки в году. В "Операциях" - код анатомической области, отношение к высоким технологиям, строку официального отчёта. И т.д. и т.п. Не будет этих данных - окажутся невозможными подсчёт затрат, оценка использования коечного фонда, отчёт о хирургической помощи. Поля для специфической информации - самостоятельная ценность, так что их стоит сосчитать и оценить отдельно.

Итак, я составил предельные, по моему разумению, перечни справочников, сосчитал число всех содержащихся в них записей, и добавил сюда число шаблонов. Отдельно сосчитал упомянутые специфические поля некоторых справочников. Теперь с этими "предельными" значениями можно сравнивать структуры каждой интересующей нас МИС: достаточно получить заполненные анкеты о справочниках и шаблонах.

Полнота набора справочников и величина словарного запаса важны каждая сама по себе. Первая отражает широту понятийного аппарата, вторая - глубину, детализацию понятий. Разумеется, справочники не равноценны. Есть такие, без которых система практически неработоспособна. грубо ущербна. Они помечены специально, их отсутствие ставит под сомнение работоспособность МИС. Но остальные справочники интересны для сравнения ничуть не меньше, ведь именно они создают возможность множества логических конструкций, позволяющих автоматически напоминать подсказывать, сравнивать, готовить материал для принятия решений, то есть оказывать участникам лечебно-диагностического процесса интеллектуальную поддержку. Так что целесообразно отдельно учитывать отсутствие справочников и того, и другого сорта.

Оценивая словарный запас, учтём ещё пару обстоятельств. Во-первых, из сравнений надо исключить справочники, которые отражают местные условия: "Сотрудники", "Медицинские учреждения", "Улицы", "Страховые организации" и некоторые другие. В больших учреждениях они велики, в маленьких - малы. Но факт отсутствия каждого местного справочника надо учитывать: он означает невозможность автоматизировать ряд функций, а ещё - необходимость записей от руки там, где можно бы обойтись парой щелчков.

Во-вторых, есть четыре справочника, которые могут быть очень большими и заслонять собою содержание остальных. Это "Диагнозы" (13800), "Средства лечения" (5000), "Операции и процедуры" (2000), "Лабораторные исследования (700). В скобках - округлённое число записей, покрывающее (по моему опыту) многолетние потребности крупных многопрофильных и специализированных учреждений. Остальные справочники на 1-2 порядка меньше, но они отображают многообразие понятий, так что число записей в них - это отдельная характеристика.

Общее число справочников, о которых спрашивает анкета и которое взято в качестве предельного, - 98. Из них 73 используются и для поликлиники, и для стационара, 18 - только в поликлинике, 7 - только в стационаре. Число специфических полей во всех справочниках - 72 (для поликлиники и стационара -39, только для поликлиники - 17, только для стационара - 16)..

Вот с этими данными и надо сравнить то, что сообщит респондент в анкете о справочниках: есть ли они или их аналоги и каковы их размеры. Чем меньше отклонение от предельных значений, тем больше потенциальных возможностей заключено в системе. Это могут быть пока ещё только потенции, но реализовать их, когда есть необходимые структуры, - всего лишь дело программистской техники. Если же понятийный аппарат системы и её словарный запас изначально бедны, то ей нечем рассуждать, нечем общаться с врачом, значит помогать ему она может лишь в самой малой степени.

Итак, мы можем во всех существенных деталях представить себе структуру, которая должна функционировать в интересующей нас МИС, и сравнить её со структурой, взятой в качестве предельной. Пора то же самое сделать с функциями. Об этом - в следующий раз.