ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 316

01 июля 2013 г.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

3. Что может ваша система?

На этот вопрос часто вопросом и отвечают: "А что вам надо?". И оказывается, что это - до сих пор неопределённость. Если, конечно, не принимать за ответ банальное пожелание освободить врача от рутины. От рутины освободить никого нельзя в принципе, хотя облегчить её средствами автоматизации можно (впрочем, и утяжелить тоже, как показывает жизнь). Но полагать, что компьютер нужен врачу только для того, чтобы считать и печатать, значит подобно маленькому нищему, ставшему принцем, приспособить большую королевскую печать для раскалывания орехов.

Человеку свойственно ошибаться. И забывать. И нарушать собственные правила. И с опозданием прибегать к помощи других. Это - замечательные свойства, при них только и возможны поиск, находки, накопление опыта, прогресс. Но там, где необходима чёткая работа по правилам, они - помеха. Компьютер не забывает, не теряет, не нарушает вложенных в него правил. Он и должен страховать человека от оборотной стороны важных и непременных свойств интеллекта. Его дело - помнить и напоминать, подсказывать, следить за выполнением правил, а там, где эти правила человек может изложить с полной определённостью, выполнять их за человека: подготавливать и рекомендовать решения. И, конечно, вычислять и печатать тоже.

О чём может помнить информационная система, чтобы помогать участникам лечебно-диагностического процесса, чтобы поддерживать их? Только о том, что в неё вложено, что можно в неё вложить. Значит, надо вложить то, что в ходе лечебно-диагностического процесса нередко забывается, делается несвоевременно, с нарушением правил, с логическим ошибками, что должно напоминать про "один ум хорошо, а два лучше", что требует арифметических расчётов или простых и бесспорных логических умозаключений. Всё это - сфера, где не применить автоматизацию, не нагрузить информационную систему целесообразными функциями грешно.

Что ж, первичная информация, работать с которой можно ошибочно, несвоевременно, с нарушением правил, уже перечислена в наших анкетах о структуре электронной истории болезни и справочниках. Сверх этого информационная система не знает ничего, это - её границы, ограниченность возможностей. Но уж в этих-то пределах она должна функционировать по максимуму. Или иначе: максимально возможный перечень целесообразных функций МИС не беспределен, он ограничен тем максимальным набором структурных элементов электронной истории болезни и справочников, о котором шла речь в предыдущих выпусках. Это - три с половиной сотни для поликлиники и столько же для стационара. Неподъёмно для человека и пустяк для компьютера.

Из этих предпосылок я и исходил, составляя перечни функций, которыми целесообразно наполнить МИС. Для поликлиники их оказалось 227, для стационара - 237 Поскольку каждая функция основана на использовании той или иной комбинации структур, а уж число комбинации действительно безгранично, то вполне возможно, что будут предложены и другие целесообразные функции. Дополнить ими то, что уже есть в анкете, не сложно. В этом смысле программа оценки МИС должна быть готова к развитию.

Разумеется, обширные и разнородные функций МИС надо классифицировать. В анкете о функциях это сделано следующим образом.

Первую группу составили функции интеллектуальной поддержки врача. Она делится на 4 подгруппы.

Подгруппа 1 - планирование работы с пациентом и напоминания о ещё не сделанном. Планирование обеспечивается регистрацией в истории врачебных задач, суждений и назначений. Напоминания же о том, что задачи не решены, назначения не выполнены, а важные суждения надо всё время брать в расчёт (или пересмотреть), должны выдаваться на экран при каждом обращении к истории болезни. Для этого могут быть использованы разные приёмы (специальные пометки в меню - "сигналы тревоги", текстовые сообщения на входе или выходе), важно, чтобы напоминания были активными, появлялись независимо от запросов пользователя. Надеюсь, это не может вызвать возражений.

Подгруппа 2 - автоматизация расчётов, врачебных назначения и заключений, контроля за соблюдением правил. Возраст на сегодня, день послеоперационного периода, срок беременности, индекс массы тела, степень ожирения и сопряжённые риски, подсчёт принятых препаратов, счёт за лечение, порядок и полнота описания пациента, операции, результатов исследования, - и перечисленное, и многое другое в том же духе надо обеспечивать программно. Думаю, это естественно.

Подгруппа 3 - формирование и печать документов об отдельном пациенте. Здесь и то, что выдаётся пациенту на руки, и то, что нужно самому врачу, его медсестре, его руководителям и контролёрам, медицинскому статистику, всё от рецепта, справки, направления до полной истории болезни за заданный период. При хорошо структурированной истории болезни врачу уже ничего не надо делать, чтобы система сформировала эти документы: всё необходимое уже было введено в базу данных. Вот тут рутинные функции свелись к паре щелчков мышью.

Подгруппа 4 - функции взаимодействия лечащего врача с другими подразделениями медицинского учреждения, а также с главным врачом и его заместителями. То, что нужно врачу для его пациента, другие участники лечебно-диагностического процесса должны узнавать без специальных усилий со стороны самого врача. Достаточно того, что он сделал свои назначения и выразил через историю болезни свои суждения о пациенте. С другой стороны, и заведующий отделением, и главный врач и лабораторные службы, и любые контролёры должны получать необходимую им информацию, не трогая врача: из автоматически составляемых сводок, списков, таблиц и прямо из истории болезни. Стоит подчеркнуть, что в обычной практике взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса - самый несовершенный раздел организации работы

Вторая группа - функции оперативного управления лечебно-диагностическим процессом в масштабах госпитального отделения или поликлинического врачебного участка. Здесь главное - сортировка историй болезни. На её основе обобщаются и анализируются актуальные данные о всей совокупности пациентов, составляются недельные и месячные планы, планируется работа на день, регистрируется и оценивается выполнение всего намеченного, выявляются "узкие места", определяются точки первоочередного приложения сил.

Всё это делится на две подгруппы: функции, выдающие обязательную регулярную (ежедневную, еженедельную, ежемесячную) информацию, и функции, которые пользователь задействует оп своему желанию для получения расширенных сведений о возникающих проблемах.

Третья группа - функции оперативного управления в масштабах всего стационара, а в поликлинике - в масштабах поликлиники и её отделений. Она, как и предыдущая, делится на две подгруппы: функции формирования обязательных регулярных сводок и отчётов и функции получения расширенной информации по желанию пользователя.

Четвёртая группа - ретроспективный анализ результатов лечебно-диагностического процесса и связанных с ним затрат за заданный.период. Самое важное здесь - сравнение врачей, занятых сходной работой, и сравнение с предыдущим периодом. Но нужны не привычная схема "меньше - так же - больше" и не простая констатация различий, а содержательная оценка этих различий и поиск их причин в лечебных, диагностических и тактических действиях врачей. При хорошо структурированной истории болезни и полноценном наборе справочников база данных информационной системы содержит необходимые для этого сведения. К ним надо приложить адекватную процедуру логического вывода, и тогда МИС будет ежемесячно и ежеквартально не только констатировать различия между врачами, но и объяснять, что именно должен поправить каждый в своей работе. К этой же группе относятся функции, позволяющие подсчитать работу отдельного врача за любой срок.

Наконец, пятая группа - это функции, формирующие официальные отчётные, а также некоторые учётные формы (ещё один подступ к рутине). Хотя в условиях автоматизации учётные формы ни для чего не нужны (всё учтено в базе данных), сегодня всё равно приходится печатать ряд журналов только потому, что их требуют внешние контролёры: они, естественно, не хотят и не могут понять, что автоматизация делает большую часть их занятий ненужной. Так что легче сделать и печатать журнал выдачи больничных листов, журнал ВК и журнал прививок, чем вступать в конфликт с чиновниками.

Повторюсь: в каждой из групп число функций не безгранично, это даже не сотни, а только десятки. Все они на счету и целесообразность их автоматизации вряд ли можно оспаривать. А если и будет желание что-то оспорить, предельная конкретность предмета позволяет надеяться на конструктивный результат.

Итак, я включил в анкету максимальный перечень функций, которые можно автоматизировать и которые отвечают требованию целесообразности. В программе же перечислил для каждой функции всё, что ей требуется из структуры: какие поля в электронной истории и какие справочники.

Теперь анкета о функциях, заполненная разработчиком, пользователем или просто человеком, знающим данную МИС, завершает сбор информации, необходимой для содержательной оценки продукта. У нас есть и ответы на прямой вопрос о функциях, и сведения о структурах, которые должны эти функции обеспечивать, и максимальные перечни тех функций и структур, которые вообще целесообразны и возможны. Пора приступать к сопоставлениям, рассуждениям и выводам. Для этого надо выработать определённый порядок, логические схемы, такие правила и алгоритмы, которые можно превратить в компьютерную программу. Об этом - в следующем выпуске.