ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 317

16 июля 2013 г.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4. Классификация функций

227 автоматизированных функций для поликлиники и 237 для стационара - такие количества побуждают подумать о классификации, о наведении элементарного порядка в этой части информационного хозяйства. В программе для автоматизированной оценки МИС использованы две классификации функций. Одна, уже частично изложенная в предыдущем выпуске, разделяет все функции по уровням управления лечебно-диагностическим процессом: уровень врача, уровень отделения, уровень учреждения. Кроме того, функции разделяются по видам управления: оперативное управление, ретроспективный анализ, официальные отчёты. Такая классификации охватывает всё, причём каждая функция может находиться только в одном разделе.

Другая классификация распределяет функции по медицинским профилям, таким, где врачам наряду с общей для всех информацией необходима своя, специфичная. Таковы неонатология, педиатрия, акушерство, психиатрия, фтизиатрия, хирургия, а также работа приёмного покоя. Кроме того, функции различаются по их отношению к диагностической, лечебной, профилактической деятельности или к организации и управлению. Часть функций этой классификацией не охватывается вообще, а некоторые попадают сразу в два, а то и три раздела.

Обе классификайии вместе позволяют установить, в чём состоит и как распределён интеллектуальный потенциал системы. Надо только придать каждой функции атрибуты, отражающие её отношение к разделам классификаций, сосчитать число функций в каждом разделе и потом сравнивать с этими числами конкретную МИС. Тогда медик получит сведения, с которыми он может сопоставить свои фактические потребности, а разработчик увидит, чем именно целесообразно дополнить его продукт.

Далее приведены разделы описанных классификаций и максимальное число функций в каждом разделе.

Классификация функций

ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ

В поликлинике

227

1. Поддержка работы с пациентом (функции, рассчитанные на врача, медсестру и пациента)

81
1.1. Планирование работы с пациентом и напоминания (на входе в ИБ, при регистрации диагноза, при выходе из истории) 24
1.2. Автоматизация расчётов, назначений, контроля и врачебных заключений 27
1.3. Автоматическое формирование выходных документов об отдельном пациенте 18
1.4. Прямая и безличная связь лечащего врача с руководителями и другими подразделениями 12

2. Оперативное управление лечебно-диагностическим процессом на участке (в кабинете специалиста)

57
2.1. Обязательная еженедельная информации (план работы участка на неделю) 29
2.2. Расширенная информация для оперативного анализа и управления ЛДП на участке и в кабинете специалиста 28

3. Оперативное управление ЛДП на уровне отделений и поликлиники в целом

35
3.1. Обязательная информация - еженедельный отчёт о лечебной работе участковых врачей и специалистов 17
3.2. Обязательная информация - ежемесячный отчёт о профилактической работе врачей 8
3.3. Расширенная информация для оперативного управления работой на врачебных участках 10
4. Ретроспективный анализ и управление ЛДП на участке, в кабинете специалиста) 12
5. Поддержка ретроспективного анализа и управления лечебно-диагностическим процессом на уровне отделений и поликлиники 15
6. Информация о работе, выполненной отдельным сотрудником за период 3
7. Формирование официальных учётных и отчётных документов 24

В стационаре

237

1. Поддержка работы с пациентом (функции, рассчитанные на врача, медсестру и пациента)

74
1.1. Планирование работы с пациентом и напоминания (на входе в ИБ, при регистрации диагноза, при выходе из истории 16
1.2. Автоматизация расчётов и врачебных заключений 24
1.3. Автоматическое формирование выходных документов об отдельном пациенте 25
1.4. Прямая и безличная связь лечащего врача с руководителями. Управление взаимодействием подразделений 9

2. Поддержка оперативного управления лечебно-диагностическим процессом в отделении

45
2.1. Обязательная ежедневная информации - ежедневная сводка для заведующего и врачей 22
2.2. Расширенная информация для оперативного анализа и управления (по актуальным историям болезни) 23

3. Поддержка оперативного управления лечебно-диагностическим процессом в стационаре

27
3.1. Обязательная ежедневная информация - ежедневная сводка больницы (по отделениям и больнице в целом) 17
3.2. Расширенная информация для оперативного анализа и управления (по актуальным историям болезни) 9
4. Поддержка ретроспективного анализа и управления ЛДП в отделениях и больнице в целом 71
5. Информация о работе, выполненной отдельным сотрудником за период 4
6. Формирование официальных учётных и отчётных документов (для каждого отделения и по больнице в целом) 16

Б. Классификация функций ПО МЕДИЦИНСКИМ ПРОФИЛЯМ

В поликлинике

Функции, специфичные
для детской поликлиники 11
для женской консультации 10
для тубдиспанесре 24
для психо-неврологического диспансера 4
для диагностики (обсдедования) 50
для лечения 17
для профилактики 46
для организации, управления, диспансерного методаи 149

В стационаре

Функции, специфичные
для приёмного покоя 7
для отделения педиатрического профиля 1
для отделений неонатологии 4
для акушерства и гинекологии 8
для противотуберкулёзного стационара 3
для психо-неврологического стационара 10
для обследования и диагностик 52
Для лечебной деятельности 37
для хирургической деятельности 16
для организации и управления 124

Итак, все медицинские функции, которые можно и целесообразно, автоматизировать, перечислены и классифицированы. Сделано это с таким расчётом, чтобы медик мог увидеть, что для него есть в приглянувшейся МИС, а чего не хватает, и решить, стоит ли из-за конкретных нехваток отказываться от системы.

Чтобы сделать такое решение хорошо обоснованным, надо поручить программе ряд аналитических операций, суть которых сводится, во-первых, к оценке степени осведомлённости респондента о МИС, во-вторых, к выявлению в ответах респондента несоответствий между описанными им функциями и структурой и, в-третьих, к количественным сопоставлениям данных о МИС с предельными значениями, которые заложены в программе. Когда такая основа есть, можно отважиться на следующий шаг - запрограммировать процедуры логического вывода с выдачей содержательных оценок и рекомендаций. Обо всём этом - в следующий раз.