ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 32

17 мая 2005 г.

О ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ, ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ,
И СЕМЕЙНЫХ ВРАЧАХ

До сих пор речь шла об участковом враче поликлиники для взрослых. Но чем отличаются от него участковый педиатр, участковый акушер-гинеколог, "узкий" специалист? У всех - та же история болезни, у всех - задача вылечить, добиться ремиссии, предупредить обострение. Разделение осуществляется только по возрастно-половым признакам и по нозологии, по диагностическим группам. Организация же работы, в основном, одинаковая.

Значит, те средства автоматизации, которые разработаны для участкового терапевта, можно адаптировать и для других вариантов поликлинической работы. Значит АРМ врача поликлиники надо сделать так, чтобы сам пользователь мог настраивать его и для педиатра, и для акушера, и проч. Точно так же комплекс "Управление поликлиникой" должен настраиваться на детскую поликлинику, женскую консультацию, на управление "узкими" специалистами и тубдиспансером.

АРМ педиатра и автоматизация детской поликлиники

Электронная история болезни ребёнка отличается от уже описанного лишь несколькими деталями. Выделяются в особую группу дети до года, нужно указывать их вес при рождении и ряд других сведений: данные о дородовом патронаже и патронаже в последующем, о раннем докорме и искусственном вскармливании, о так называемых "фоновых состояниях" и специфических факторах риска на первом году жизни, Раздел "Задачи диспансерного наблюдения" дополняется профилактикой этих факторов риска, стандартным контролем со стороны офтальмолога, невропатолога и ортопеда, а после года - обследованием перед поступлением в детское учреждение.

Нужен раздел, где периодически фиксируются параметры физического и психического развития ребёнка. Неободимо место для названия детского учреждения, которое посещает ребёнок, а потом - для школы и класса. Не так уж это много, не нужно из-за этого делать что-то новое. Несколько добавлений в паспортную часть и в справочники, несколько редакционных поправок в выходные формы, несколько новых выходных форм (в том числе официальные учётные и отчётные формы о работе с детьми) - и из АРМа участкового терапевта получается АРМ педиатра.

Его главная особенность - дополнительная группа диспансерного наблюдения. До истечения года все малыши составляют одну группу "годовичков", различаясь, разумеется, по факторам риска. Когда пациент шагнёт в свой второй год, его надо будет отнести к одной из уже упоминавшихся 5 групп учёта. Эти переходы - в группу здоровых или в одну из групп хронически больных - характеризуют степень успешности лечебно-диагностической и профилактической работы с детьми первого года жизни. Недельный план и месячный отчёт участка обогащается выделенными данными о детях до года. Всё остальное - так же, как и АРМе участкового терапевта.

В комплекс "Управление" для детской поликлиники передаются всё то же, что во взрослой, плюс сведения о детях первого года жизни и работе с ними. Соответственно меняются выходные формы. Ежемесячный анализ, охватывая новый раздел работы, выдаёт и дополнительные рекомендации. Перечень рекомендаций о контроле состоит здесь из 40 (!) строк, а о поощрении - из 12. Автоматизированный контроль по данным за месяц, балльные оценки и расчёт премий осуществляются точно так, как в поликлинике для взрослых. Так что "Управление" - единая программа, которая самим пользователем настраивается на конкретные условия применения.

АРМ акушера-гинеколога и автоматизация женской консультации

Если детская поликлиника отличается выделением в особую группу детей до года, то в женской консультации выделяются беременные и родильницы. Электронная история в связи с этим почти не претерпевает изменений. Место для регистрации беременности и её исходов, так же как для мини-абортов там уже есть. Составление списков беременных и родильниц тоже предусмотрено уже в АРМе участкового врача. АРМ акушера-гинеколога отличается только тем, что беременные там выделяются в специальную группу, что там необходимо регистрировать определённые мероприятия по отношению к этой группе, что соответственно усложняются недельные планы и месячные отчёты.

В комплексе "Управление" анализ работы акушеров-гинекологов усложняется за счёт информации о медицинском обслуживании беременных и родильниц. Общее число рекомендаций о контроле здесь 44, а рекомендаций о поощрении - 12. Осуществление оконтроля, балльные оценки, премирование, - всё это ничем не отличается от уже описанных процедур.

АРМ врача общей практики (семейного врача)

Во второй половине 90-х годов стали много говорить о "семейном враче", проводились совещания на этот счёт, появился первый опыт такой организации работы, когда один врач работает и за терапевта, и за педиатра, и за акушера-гинеколога. В последнее время эта тема снова на слуху. Я и тогда считал, и сейчас считаю, что эта идея уместна не взамен существующих учреждений и не наряду с ними, а только там, где их вообще нет - в сельской глубинке. Но дело не в моём личном отношении. Семейные врачи кое где есть, в составе 9-й поликлиники Барнаула, например, в 2000-ном году появилось целое отделение семейных врачей. Значит, надо и их вооружать средствами автоматизации. Тем более, что нет ничего проще, когда уже имеешь АРМы участковых врачей - терапевта, педиатра и акушера-гинеколога.

АРМ семейного врача, конечно, самостоятельная программа, но она, как из кубиков, построена из того, что сделано для классической поликлиники. Форма электронной истории болезни здесь и для ввода данных и при выводе определяется полом и датой рождения пациента. Если ему нет 18 лет, программа ведёт себя так, как в АРМе педиатра. Если это взрослая женщина, выдаётся всё то, что предусмотрено в АРМе акушера-гинеколога, если мужчина - всё работает, как в АРМе участкового терапевта. План работы семейного врача состоит из трёх разделов, каждый из которых аналогичен соответствующему документу в АРМах-родоначальниках.

В комплекс "Управление поликлиникой", общий для всех, данные о работе семейного врача поступают в трёх форматах, каждый её раздел анализируется так, как это надо в отношении участкового терапевта, педиатра и гинеколога. Рекомендации об управлении выдаются отдельно по каждому разделу работы. Отдельно вычисляются балльные оценки и рассчитываются премии. Вот, собственно, и всё.

Стоит заметить, что единство программного обеспечения позволяет легко сравнивать результаты семейного врача в каждом разделе его деятельности (помощь детям, помощь беременным, гинекологическая помощь, терапевтическая помощь) с работой педиатра, акушера-гинеколога и терапевта при обычной организации. Такое сопоставление, будь оно проведено, могло бы не только быстро выявить фактические, а не предполагаемые достоинства и недостатки семейного врача, но и измерить их количественно.

Hosted by uCoz