ЗАЧЕМ И КАК |
Выпуск 329 19 ноября 2013 г. НАПОСЛЕДОК Я вышел рано, до звезды; Рукою честной и безвинной В порабощённые бразды Бросал живительное семя - Но потерял я только время, Благие мысли и труды. А.С.Пушкин.
Пора подвести черту. В разделе "Между прошлым и будущим" уже нет ничего такого, о чём не было сказано раньше: в двух монографиях, в трёх десятках журнальных статей, в трёх сотнях выпусков этой рассылки, на моём сайте, в самих действующих программах для стационара и поликлиники, которые находятся в свободном доступе, наконец, в такой же общедоступной программе автоматической оценки функциональных возможностей МИС. Зачем было повторяться? Затем, что тревожно меняются времена. Накануне массового использования современных информационных технологий в больницах и поликлиниках мне показалось важным повторить свои ответы на вопрос, стоящий в названии этой рассылки, - зачем и как? Повторить сжато и в форме, равно обращённой к медикам и программистам. К сожалению, сегодня за главное направление в информатизации здравоохранения принято не то, что в действительности является главным: не работа врача, не работа лечебного учреждения. Простая истина, что медицинская практика - это врач и больница, что всё остальное живёт только информацией, порождённой на этом уровне, что эффективно управлять здравоохранением можно только при решении информационных проблем здесь, на уровне трудовых процессов, - эта истина не положена в основу деятельности, направленной на использование компьютерных технологий в здравоохранении. На мой взгляд, такое удивительное положение объясняется ещё более удивительным обстоятельством: ни врача, ни заведующего отделением, ни главного врача, ни главу департамента, ни директора ФОМС, ни министра не оценивают по совокупности конечных результатов медицинской помощи в сфере их ответственности. Между тем, это - тот ориентир, который способен объединить и согласовать усилия всех естественным образом. В обычных условиях мы волей-неволей миримся с невозможностью определить роль персон, личную ответственность каждого, кто принимает решения, ответственность за конечный результат. Результат обезличен. Но современная техника позволяет регулярно вычислять и выделять успехи и неудачи каждого, устанавливать причины достижений и упущений, обнаруживать обстоятельства, им способствующие. Это - великолепная основа для управления, целевого управления. Надо только всем, включая разработчиков, поставить одну цель: вносить свой ощутимый (вычисляемый) вклад в результаты медицинской помощи. Надо труд всех и каждого в отдельности оценивать по продвижению к этой общей цели. Если бы был общий для всех ориентир , а в лечебных учреждениях автоматизировали бы именно лечебно-диагностический процесс, то как просто, естественно и эффективно воплощались бы и те идеи, что сегодня на слуху: телемедицина, электронная регистратура, интегрированная электронная медицинская карта, единое информационное пространство здравоохранения. И как опошляются эти идеи, как превращаются в нечто убогое, пока нет ни фундамента, ни верной цели. Труднее всего объяснять простые вещи. Когда-нибудь их, конечно, поймут. Не единицы, а многие. Пока же нет ни общей цели, ни понимания фундаментальной роли МИС для лечебных учреждений в совершенствовании здравоохранения. А потому каждый, кто так или иначе участвует в информатизации здравоохранения, будет идти своим путём, понимая и мспользуя ситуацию в соответствии со своими частными интересами и ориентирами. Чиновники будут с помощью техники наращивать сугубо формальные требования и пустяковый контроль за их выполнением, поскольку для них медицина - не наука, не искусство и не результат, а соответствие набору официальных распоряжений. Плательщики будут делать то же самое, стремясь придраться так, чтобы применить штрафные санкции. Разработчики (читай - бизнес) будут создавать и рекламировать то, что сулит быструю прибыль при наименьших затратах. С медициной это никак не соотносится, но именно медицина будет загромождаться такой продукцией, которую когда-нибудь непременно придётся выкорчёвывать.
Вот и всё. Что мог, сделал. Сделанное отдал. Что знал, изложил детально. Чтобы другие, используя и отталкиваясь, могли сделать лучше. Направление выверено. Делайте. |