ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 36

14 июня 2005 г.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УЧЁТ И АНАЛИЗ

ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

До сих пор мы говорили об автоматизации на основе истории болезни. Но есть функции, где за основу берутся специальные документы, которые историей болезни полностью не покрываются. Оставлять работу с соответствующей информацией в прежнем виде и некрасиво, и несправедливо по отношению к соответствующими работникам, и нерационально. С автоматизацией и здесь можно получить для управления гораздо больше, чем без неё. Если уж взялись автоматизировать лечебно-диагностический процесс, надо это делать во всех его звеньях. Цепь не бывает крепче cвоего самого слабого звена. Одно из таких звеньев - учёт и анализ временной нетрудоспособности.

АРМ врача и программный комплекс "Больничный лист"

В электронной истории болезни есть место для отметки о выдаче листка нетрудоспособности, а в АРМе врача - возможность получения списков и таблиц на эту тему. Однако ни то, ни другое не вполне соответствует установившейся системе выдачи больничных листов. Их выдаёт специальный работник, один на учреждение. И выдачу, и продолжение, и закрытие листка он регистрирует в журнале. Врач, принимающий решения о временной нетрудоспособности, не знает номера и серии листка. Значит, полную информацию он может внести в историю болезни только задним числом. В результате, в историях болезни данные о временной нетрудоспособности не очень надёжны.

Да и требовать от врача, чтобы он тщательно регистрировал в истории болезни документ, который уже занесен в журнал регистратором, значит нарушать принцип однократного ввода сведений в информационную систему. Правильнее автоматизировать рабочее место регистратора - сделать для всего лечебного учреждения программный комплекс "Больничный лист". Тогда в истории болезни достаточно отмечать факт временной нетрудоспособности лишь в те моменты, когда врач её констатирует и когда он закрывает больничный лист.

Комплекс "Больничный лист" функционирует в поликлинике и в стационаре по-разному. В поликлинике врач, освобождая пациента отработы, даёт ему направление к регистратору больничных листов. Направление печатается в АРМе врача. Поэтому оно полностью соответствует истории болезни, читабельно, исключает разночтения и содержит всю необходимую информацию. Эту информацию регстритор и вводит в свою базу данных.

Его работа при этом и упрощается, и уточняется. Средства контроля при вводе данных гарантируют от ошибок и упущений. В частности, при продолжении листка за установленные правилами 30 дней, программа потребует ввести фамилию второго врача или указание на заключение врачебной комиссии. Если больничный лист выдаётся задним числом, она запросит причину поздней выдачи листка. Предусмотрена возможность отметить, что было использовано госпитальное лечение. Как и в АРМе врача, здесь для ввода информации предназначены справочники "Врачи", "Улицы", "Медицинские учреждения", "Страховые организации", "Диагнозы", "Отделения", так что всё вводится не с клавиатуры, а щелчком мыши. Комплекс может использоваться и изолированно, там, где АРМов врача нет. На этот случай в нём предумотрена возможность составления и коррекции местных справочников. Традиционный журнал, естественно, упраздняется, но его можно всегда напечатать: все сведения накапливаются и сохраняются в электронной базе данных.

Однажды введенные паспортные данные пациента уже не приходится вводить повторно, при новых эпизодах с временной нетрудоспособностью. Если на участках уже созданы достаточно полные базы данных, то специальная функция вообще позволяет заранее взять с врачебных участков паспортные данные всех пациентов работоспособного возраста. Тогда регистратору достаточно найти фамилию пациента в алфавитном списке и внести только сведения о самом больничном листе. Время от времени процедуру переноса паспортных сведений из АРМов врачей в комплекс "Больничный лист" можно повторять.

При настройке на стационар "Больничный лист" используется несколько иначе. Здесь листок нетрудоспособности обычно выдаётся только при выписке, хотя отметку о нетрудоспособности врач делает с самого начала. Вот эти отметки вместе с паспортными данными и передаются в "Больничный лист" либо по сети, либо через дискету. Передача осуществляется в тот самый момент, когда передаётся ежедневная сводка для главного врача, так что никто из работников никаких новых функций не выполняет. Регистратор к моменту выдачи листка нетрудоспособности больному уже имеет в базе все сведения. Ему остаётся ввести только номер документа и, при необходимости, кое-что поправить.

И в поликлинике, и в стационаре руководители учреждения получают новую возможность следить за работой врачей в этом разделе, своевременно её корректировать и разносторонне анализировать накапливающуюся информацию.

Журнал. Официальный отчёт. Произвольные отчёты и списки

База данных позволяет легко получить документы, которые традиционно формируются в учреждении. Во-первых, это журнал регистрации больничных листов. По сути, он не нужен, но его могут потребовать различные контролёры и комиссии. Кроме того, силу документа он приобретает только в напечатанном и подписанном виде. Так что программа позволяет и вывести его за определённый отрезок времени на экран, и напечатать.

Официальная отчётная форма 16 тоже выдаётся за любой отрезок времени. Таким образом, можно не только отчитаться раз в году, но регулярно - ежемесячно - следить за процессом. Чтобы для такого слежения дать более богатую пищу, предусмотрена возможность получения разных вариантов формы 16: с распределением случаев по возрастам или без него, с распределением числа дней нетрудоспособности по возрастам и без такого распределения.

Форма 16 характеризует поликлинику в целом и распределяет причины временной нетрудоспособности по 52 группам. Это удобно и достаточно для департамента здравоохранения и министерства, но не для самого лечебного учреждения. Лечебному учреждению, его специалистам интересны конкретные диагнозы, а также врачи, их ставящие. Нередко интерес привлекают и отдельные случаи во всей их полноте. Для удовлетворения этих потребностей предусмотрена функция "Произвольные отчёты". Они тоже получаются за любой отрезок времени, но ещё и по подразделениям, и по конкретным участкам, и по заданному диапазону диагнозов. В произвольных отчётах выдаётся отдельно число случаев по каждой нозологической форме, входящей в Международную классификацию болезней. Благодаря этому, картина оказывается предельно подробной. Между прочим, она позволяет выявить редкие диагнозы, представляющие для клиницистов особый интерес.

По тем самым параметрам, по которым запрашивается произвольный отчёт, можно получить и соответствующие ему списки больных. Это позволяет всегда видеть за цифрами конкретные случаи, находить соответствующие истории болезни, выяснять детали, сопоставлять чрезмерно длительное пребывание на больничном с конкретными обстоятельствами, с другими действиями врача. С помощью списков легко устраняются все сомнения, которые могут возникать в связи с цифрами отчёта.

Комплекс Больничный лист" и оперативное управление

Однако главное достинство автоматизации в этой области - возможность оперативного слежения за врачебной работой. Это существенно, поскольку контролю за временной нетрудоспособностью придаётся такое большое значения, что почти исключительно для него существует должность заместителя главного врача "по качеству".

Контроль, позволяющий своевременно вмешаться в работу врача, может опираться на 3 вида списоков. Один - это "Поступления за неделю", второй - "Длительный больничный лист", третий - "Кандидаты на медико-социальную экспертизу" (на инвалидность). Название первого говорит само за себя. Второй список можно получать по-разному: можно указать "длительность" в 1 день - тогда будут выданы все открытые листки длительностью более 1 дня, а можно - 21, и тогда в списке окажутся те, у кого нетрудоспособность сохраняется 3 недели и более. Так руководитель может выбрать только "самых-самых", чтобы в первую очередь именно на них, на их лечение обратить своё внимание. Наконец, третий список программа составляет не только на основе длительности листка нетрудоспособности, но и с учётом других эпизодов с нетрудоспособностью за последние 2 года, то есть так, как этого требует официальная инструкция..

Комплекс Больничный лист" и ретроспективный анализ

Для анализа работы врачей база "Больничного листа" предоставляет некоторые специфические преимущества в сравнении с общей базой данных стационара или поликлинических участков. Во-первых, за этим анализом фактически специально закреплён отдельный руководитель. Во-вторых, здесь есть некоторые безусловные (хотя и формальные) критерии того, что хорошо, а что плохо: это длительность лечения и повторное возникновение нетрудоспособности.

Но по сути важнее, конечно, другое: данные в базе "Больничного листа" менее разнообразны. Они почти не содержат сведений о подростках и стариках. Они - только о тех состояниях, которые ещё не привели к инвалидности. Здесь практически нет безнадёжных состояний, где врач бессилен. На таком материале сопоставление врачей друг с другом и слежение за результатами во времени даёт статистически более надёжные и более стабильные результаты.

А ведь вряд ли нужно доказывать, что врач, хуже других работающий с трудоспособными пациентами, те же свои свойства проявляет и в отношении остальных больных. Значит, на этом материале можно выявлять особенности работы каждого врача. И вообще, и применительно к каждому диагнозу. Точно так же можно сравнивать между собою подразделения стационара или поликлиники, выявляя роль заведующих отделениями в качестве медицинской помощи.Функция "Произвольные отчёты" как раз и позволяет всё это делать. Делать регулярно, ежемесячно или ежеквартально, с расчётом своевременно воздействовать на отстающие, на не вполне правильно работающие звенья.

Выводы, сделанные при таком анализе, разумеется, интерсно сопоставить с анализом всей базы данных учреждения. Тут могут выявиться, помимо совпадений, любопытные вещи. Мне не случалось видеть врачей, которые по данным "Больничного листа" отличались в худшую строну, а по общей работе со всеми больными оказывались лучшими или хотя бы средними. А вот обратная картина бывает. Некоторые врачи, хорошо работающие с трудоспособными пациентами, вовсе не так хороши со стариками: и болезни здесь часто не такие, и вести себя врачу надо иначе. Не каждый это хорошо умеет. Автоматизация позволяет буквально вычислить такой изъян в работе врача, а значит - позаботиться о его устранении, и проследить, как он будет исчезать. В обычных условиях подобная попытка и в голову никому не придёт..

Hosted by uCoz