ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 52

4 октября 2005 г.

АЛГОРИТМ ЭВАКУАТОРА И КАРТА ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЫЗОВА

Описанным в прошлый раз алгоритмом "Диспетчер 03" начинается формализация сведений о вызове скорой помощи. Результат работы с этим алгоритмом - код повода к вызову. Он формируется диспетчером не по своему субъективному разумению, а по заранее составленной специалистами программе. Всего в трёх символах он содержит требования к профилю медицинской помощи и к степени её срочности. Теперь диспетчер, распоряжающийся врачебными бригадами, должен сопоставить эти требования с наличными ресурсами. Чтобы и здесь решения были оптимальными, не зависящими от "человеческого фактора", используется алгоритм "Диспетчер-эвакуатор".

Алгоритм "Диспетчер-эвакуатор"

Этот алгоритм - тоже картотека. Только на приклеенных к картам рейтерах написаны буквы - те самые, которыми может заканчиваться код вызова (Ж, К, Л. М, Н, Р и проч.). Диспетчер достаёт за рейтер карту, соответствующую коду, и перед ним - простейшая и точная инструкция на все возможные ситуации. Она состоит из нескольких колонок текста. При коде вызова "61К" диспетчеру на карте "К" нужна колонка с оглавлением "61", при коде "30К" - с оглавлением "30", а при "10К" - с оглавлением "10". Напомню, что цифры от 10 до 29 означают происшествие на улице, от 30 до 49 - в общественном месте, от 50 до 59 - в медицинском уччреждении, а от 60 и больше - на дому.

Под каждой из этих цифр будет стоять бука К, то есть необходим кардиолог. Но если такой свободной кардиологической бригады нет, то под буквой К в колонке "60" будет стоять, например, "Л", а в двух других "Р" - в более сложную обстановку лучше послать на подмену более квалифицированную бригаду. Если же и таких бригад нет, то ещё ниже стоит символ очередной возможной подмены, например "Н" (если нет ни кардиологической, ни линейной, пошлите неврологическую бригаду). Наконец, когда нет ничего из указанных подмен, остаются два варианта. В колонках, отражающих особою срочность, будет стоять слово "ОТЗОВИТЕ". Оно означает, что надо переориентировть на этот вызов любую бригаду, только что отправленную по другому адресу. В остальных случаях колонка завершается словом "ЖДИТЕ" - диспетчер будет ждать, когда освободится одна из подходящих бригад.

Таким простым приёмом решается несколько задач. Во-первых, к больному, которому нужна специализированная помощь, она направляется сразу, без того, чтобы сначала на разведку послать линейную бригаду. Во-вторых, наиболее рационально используются подмены. В-третьих, требование "ЖДИТЕ" не позволяет диспетчеру расходовать наиболее дефицитные специализированные ресурсы не по профилю. Наконец, этот способ позволяет строго регламентировать взаимоотношения Центра и подстанций. В алгоритме для Центра можно указать, в каких случаях он может распорядиться бригадами подстанций, а на подстанциях - когда обращаться за помощью к центру. Соответственно, некоторые колонки на картах удлиняются, вынужденная рекомендация "ЖДИТЕ" оттесняется, совокупные ресурсы скорой помощи используются полноценнее.

Есть ситуации, в которых регламентируются и дополнительные действия. Так, при крайне срочном вызове, поступившем на отдалённую подстанцию, имеющую только линейную бригаду, диспетчер посылает её и одновременно запрашивает специалиста из Центра: добираться он будет дольше, но первую помощь уже окажет линейный врач. На карте М (массовая травма) - перед глазами диспетчера инструкция для организации работы нескольких высланных бригад - реанимационных и линейных. Эту инструкцию диспетчер передаст по рации врачам, находящимся в пути. Одновременно он запросит у первой подоспевшей бригады сведения о числе и тяжести пострадавших, сопоставит их с имеющимися на карте расчётами и будет знать, какие машины посылать для эвакуции пострадавших с учётом числа сидячих и лежачих мест.

Алгоритмы работы диспетчера гарантируют оптимальность решений в самых сложных ситуациях. Оптимальность достигается только дисциплинированностью, строгим следованием инструкции, которая всегда появляется перед глазами в нужный момент. Надо ли доказывать, что это имеет прямое отношение к спасению человеческих жизней? Впрочем, это будет доказано фактами, анализом результатов. Но до анализа надо ещё создать условия для комплексной обработки информации..

От кода повода - к коду выезда. Карта обслуживания вызова

В основном, такие условия уже созданы. Код повода к вызову дополняется символом высланной бригады, затем к нему врач дописывает символ той бригады, которая требовалась на самом деле, по факту. Так получается код выезда - двухначная цифра и три буквы: первая - установленный диспетчером повод, вторая - высланная бригада, третья условно называется "диагнозом", то есть решением о нужном ресурсе post factum. Совпадение всех трёх букв в этом коде означает идеальную ситуацию. Различие между первой и третьей буквой означает ошибку диспетчера 03. Частоту таких ошибок можно подсчитать по отношению к каждому диспетчеру - это позволяет выявить тех, кто нередко отклоняется от алгоритма при приёме вызова. Уточнить предположение не долго - телефонные разговоры записываются. Но частоту расхождений можно посчитать и по отношению к определённым разделам алгоритма, чтобы выявить его слабые участки и постараться укрепить их дополнительными вопросами.

Расхождение между первой и второй буквой означает, что у эвакуатора не было свободной машины нужного профиля. Статистика таких расхождений укажет, о пополнении какими бригадами надо заботиться главному врачу прежде всего, а заодно может помочь в усовершенствовании алгоритма "Диспетчер-эвакуатор". Наконец, частота расхождений между второй и третьей буквой - это частота случаев, когда помощь вынуждена оказывать не совсем та бригада, которая нужна. Всё это означает, что код выезда содержит ценную информацию для углублённого анализа работы станции скорой помощи. Поэтому он - непременный элемент "Карты обслуживания вызова", которую получает, а по завершении выезда сдаёт врач бригады.

Разумеется, анализ материала, состоящего из нескольких сотен карт за каждые сутки, эффективен только тогда, когда он автоматизирован. В то время, когда я занимался этими вопросами, данные карт записывались на магнитую ленту, обрабатывались программой контроля, поступали в базу данных и использовались затем для составления сводок, аналитических таблиц и отчётов. Для этих целей информация в карте была максимально формализована. Вот что она содержала (думаю, что и сейчас содержит то же самое). Конечно, дату начала суточной смены и номер смены. Бригады и диспетчеры обычно работают через 2 дня на третий, и у каждой такой смены есть свой постоянный старший врач. Таким образом, номер смены означает номер старшего врача смены.

Далее следуют номер подстанции, номер диспетчера, принимающего вызов, и номер бригады. Затем - временные точки: время поступления вызова, время выезда бригады, время прибытия к больному, время начала транспортировки (если больного транспортируют в больницу или везут с улицы домой), время освобождения бригады и время получения следцющего вызова либо возвращения на станцию. Эта информация позволяет анализировать, как используется важнейший ресурс - время.

Действия врача отражаются в карте, помимо произвольных записей, кодами поставленных диагнозов по МКБ и кодами результата (оставлен на месте, транспортирован, передан другой бригаде, летальный исход, смерть до прибытия). Чтобы диагноз был зафиксирован именно кодом, на станции вывешиваются все необходимы выборки кодов из Международной классификации. При возвращении с вызова врач пользуется для окончательного оформления карты этими выборками. В специальном поле отмечаются факт отказа в госпитализации (при транспортировке в стационар) и причина отказа. Наконец, в карте отведено место для возможных замечаний врача в адрес поликлиники, где наблюдается больной, и в адрес стационара.

Всё это вместе с кодом выезда делает карту обслуживания вызова полноценным первичным носителем информации для автоматизированного управления станцией скорой помощи. Рассказ о том, как это использовано, ещё впереди. А сейчас надо ответить на естественный вопрос: нельзя ли начать автоматизацию с самого начала, с работы диспетчеров, тем более, что для них уже готовы алгоритмы принятия решений.

Что может дать автоматизация алгоритмов диспетчера

Повторюсь: в своё время я не занимался автоматизацией алгоритмов, а потом отошёл от дел скорой помощи. Конечно, их можно автоматизировать, и сегодня я располагаю инструментом для того, чтобы любую диалоговую процедуру представить на экране. Но надо посмотреть, что это даёт, какую выгоду получит станция от того, что перед каждым диспетчером будет стоять компьютер, а не небольшая стопка карт. На первый взгляд, выгоды никакой. Щёлкать мышкой или взять за рейтер одну карту и скользнуть по ней взглядом - не всё ли равно? Стоит ли тратиться всего лишь на современный дизайн?

Стоит, конечно, но не на дизайн, а на то существенное, что может дать автоматизация информационного процесса с самого начала. А будет она с самого начала формировать электронную "Карту обслуживания вызова". Не в талон, а прямо в неё внесёт диспетчер ответ на свой вопрос "Куда ехать?", а также фамилию вызывающего. Здесь же автоматически зарегистрируются код диспетчера и системное время - время поступления вызова. На экране будет представлена программа диалога (вопрос за вопросом), ответы диспетчер выберет щелчком, а финал - код повода к вызову - будет автоматически внесен в электронную карту. Диспетчер скажет в трубку: "Вызов принят. Ждите", и по сети передаст электронную карту эвакуатору. Так сэкономятся ещё секунды, те самые, которые "свистят, как пули у виска".

У диспетчер-эвакуатора на экране сразу появится именно та колонка из его алгоритма, которая требуется. Но алгоритм эвакуатора можно развить, если в базе данных держать сведения о всех бригадах смены и их состоянии на данный момент (на станции, на пути к больному, у больного, на обратном пути). Тогда оптимальный вывод будет сделан автоматически, диспетчеру останется лишь подтвердить его, распечатать карту и отдать её врачу.

Можно дальше фантазировать о ноутубках у врачей - тогда карта переносится на ноутбук. Но умерим воображение, пусть у врача будет распечатка карты. Оказав помощь, внеся в карту всю информацию о сроках, диагнозе, мероприятиях, добавив к коду выезда третью букву, он сдаст карту. Но она уже есть в электронной базе данных. Надо внести в неё только то, что добавил врач: эту третью букву, код завершения вызова, временные характеристики, код диагноза. Вот где главная выгода: резко упрошщается формирование базы данных. Это настолько существенное упрощение, что оно может быть поручено сотруднику станции, принимающему от врачей карты, и осуществляться на месте, немедленно. Соответственно, в любой момент можно будет получать данные о работе за истекшую часть суток. Но, может быть, так уже и делается? Не знаю. Был бы рад.

Hosted by uCoz