ЗАЧЕМ И КАК |
Выпуск 6 16 ноября 2004 г.
Да, главный врач современной больницы и поликлиники не может всерьёз управлять лечебно-диагностическим процессом. Нет ни надёжной информации, ни уверенности в том, что его распоряжения будут выполняться так, как это задумано. Что уж говорить о тех уровнях управления, которые расположены выше – об органах здравоохранения и министерствах. Как выполняются их приказы, я сейчас проиллюстрирую. Зарисовки с натуры Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся… Ф.И.Тютчев. Этюд одиннадцатый. «Есть приказ!» 1985 год. Тюмень. Во 2-й городской больнице (1200 коек) введена система управления, ещё не автоматизированная, но основанная на детальной формализации сведений о больном. Руководители смогли видеть многое из того, что делают врачи, а врачи – точно понимать распоряжения руководителей. Одним из эффектов стала разгрузка лабораторий. Первоначальное лабораторное обследование осталось прежним, а контрольные анализы стали назначаться не так, как это часто бывает, - раз в неделю кровь и моча, - а дифференцированно. Лаборанты облегчённо вздохнули. Все, кроме бактериологов. Там перегрузка оставалась. Из-за педиатрического корпуса (400 коек) и притом только за счёт обследования матерей, госпитализированных вместе с детьми. Главный врач Спартак Александрович Марченко позвал заместителя по педиатрии и мы спросили, почему так много анализов. - Есть приказ министра об обследовании матерей для исключения кишечных инфекций. - Дайте приказ. - Он у меня в кабинете. - Принесите. И заместитель принёс приказ. В нём говорилось, что мать ребёнка надо обследовать, если в последние 3 дня у неё были кишечные симптомы. - Зачем же вы обследуете всех? - Ну, мало ли… - Всё-таки, сколько же из 100 мам жаловались в последние 3 дня на понос? Хоть одна была? Бактериологи были разгружены. 1986 г. Та же система введена в такой же большой больнице скорой помощи Красноярска. Я читаю врачам лекцию, как эта система позволяет не делать лишнего. Бросаю и такую фразу: «Не надо заведующему смотреть лично всех поступивших сегодня. Сегодня он посмотрит тех, у кого в перфокартах врачи отметили факторы риска. А всех он увидит на еженедельном обходе». - Вы дезориентировали моих врачей, - взял меня после лекции под руку и повёл к себе в кабинет главный врач, суровый, властный, даже грозный человек. – По приказу министра заведующий обязан смотреть всех в день поступления. Это – его обязанность. - Дайте приказ. Секретарше поручили найти приказ. Приказа не оказалось, мы стали пить чай, а секретарша – звонить в горздрав. Приказ оказался в облздраве, но в сейфе, а хозяин сейфа – в командировке. Через неделю приказ привезли. В разделе «Должностные обязанности» о заведующем там была единственная фраза: «Заведующий отделением обязан делать регулярные обходы». 1986 год. Барнаул, больница скорой помощи. Г.Г.Басин, заместитель главврача по станции скорой помощи, замечательный организатор и опытный хирург, берёт на вооружение алгоритм для линейных бригад «Дыхание. Живот, Урология. Гинекология». - Здесь нужно поправить. Не имеет права врач скорой помощи вводить спазмолитики при болях в животе. Надо везти больного в больницу. - Помилуйте, Геннадий Гдальевич! Там ведь то же самое сделают. Это ведь не наркотики. - Так-то так, но есть приказ министра. Спорить не приходится. - Дайте приказ. В приказе было сказано, что при назначении спазмолитиков и хорошем эффекте больного можно оставить дома, но через 2 часа поинтересоваться его состоянием. Последнее мы добавили в алгоритм. Бригады стали докладывать старшему врачу смены о таких случаях, а старший врач – записывать по тому же адресу так называемый активный выезд через пару часов, либо осведомляться по телефону о состоянии больного. Я знаю только один приказ, который выполняется правильно, - о расходовании наркотиков. Он детально регламентирует не только действия врача, но и способы ежедневного контроля. Берусь утверждать, что все остальные используются примерно так, как в приведенных примерах. Но что министр! Непосредственные руководители, те, что всегда рядом с врачом и больными, компетентные и ответственные, тоже не застрахованы от грубейших недоразумений.
Этюд двенадцатый. «Потрясение» 1973 год. Фтизиопульмонологическая клиника Новокузнекого ГИДУВа. Я только что стал руководителем клиники на 400 коек. Поделили с доцентом опеку над отделениями. Ещё молоды, энергичны, добиваемся хорошего клинического уровня, Делаем регулярные клинические обходы. На одном из обходов врач доложил мне о больном с активным туберкулёзом лёгких и раком желудка. «Не будем медлить, - распорядился я. – Туберкулёз мы знаем, как подстраховать. Приглашайте Перкина». Эммануил Моисеевич Перкин, заведующий кафедрой хирургии и великолепный абдоминальный хирург, осмотрел больного, принял решение оперировать и поговорил со мной наедине. «Ты что же, Володя, делаешь, - сказал он ласково, протягивая мне историю болезни и добавляя словечки из запасов своей фронтовой юности. – Посмотри-ка!» Я не верил своим глазам: рак желудка был рентгенологически доказан на первой неделе госпитализации. После этого прошло уже 2 месяца. Но дальше – больше! В истории болезни были зафиксированы два моих обхода и оба раза написано, что профессор «с диагнозом и лечением согласен». Лечащий врач, хороший, добросовестный человек, выдумать этого не мог. Правда, как же он сам-то рассуждал? Но я! Сын и племянник врачей, с юности усвоивший понятие «онкологической настороженности», защитивший докторскую об ошибках в лёгочной хирургии, как мог я не услышать, не увидеть, пропустить? Где были мои, глаза, уши и мозги, когда врач докладывал о больном первые 2 раза? Больного, к счастью, благополучно прооперировали. А я не находил себе места. Как руководить клиникой, если можешь допустить такое? Как защититься от собственной глупости, невнимательности, самоуверенности? Что делать? Решение пришло как-то внезапно, под утро в субботу. Уже в понедельник на утренней конференции я рассказал, что мы сделаем, и тут же приступил к задуманному. Вместо карты выбывшего из стационара мы ввели перфокарту поступившего. В условленных местах этой карты делались прорези, означавшие факторы риска (подозрение на рак, тяжёлое состояние, угроза кровотечения и проч.). На обходе и клиническом разборе эти прорези сразу обращали на себя внимание. Карты больных отделения составляли перфокартотеку, на основе которой старшая сестра, вооружившись спицами, за считанные минуты составляла сводку отделения и списки больных с факторами риска. Теперь о них нельзя было забыть. Я понял тогда важные вещи: можно слушать и не услышать, а если ты старший, то твоё неверное действие или бездействие могут принять за правильное решение, не подвергнуть сомнению. Понял, что нужны сортировка больных и формализация важнейшей медицинской информации, выражение её через простой, недвусмысленный, бросающийся в глаза (не в уши!) сигнал. Об ЭВМ ещё только начинались разговоры. Это были первые монстры, занимавшие большие залы. В голову никому не могло придти выражение «персональный компьютер» и ни о какой автоматизации я не помышлял. Но на тропинку формализации содержания истории болезни, сам того не понимая, ступил. И она повела меня к электронной истории болезни. Обо всём этом ещё предстоит рассказать. Мысль живёт по своим законам: бьётся в темноте, мучается, устало дремлет. И вдруг спонтанно или под влиянием внешнего толчка выбирается на свет, находит путь. Радуешься выходу, торопишься по этому пути. Потом оглядываешься. И только тогда приходит понимание ситуации. Только тогда путь к верному решению можно изложить последовательно и логично. Но именно такое логичное изложение и необходимо: для уяснения самому себе, для других, для доказательности. Так что вернёмся к последовательности, всему настанет свой черёд. О ТОМ, ЧЕГО СТОИТ МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА Нынешняя медицинская статистика грубо искажена именно потому, что управлять врачом невозможно, а отчитаться за полученный результат надо. Искажения сразу видны при знакомстве с исходным документом - историей болезни, но не с официальными отчетными формами. Последние не продуманы так, чтобы можно было обнаружить вкравшиеся или преднамеренно введенные несообразности. Их содержание составляют преимущественно следствия - там почти нет места причинам, а значит, нет возможности судить о взаимозависимостях, о причинно-следственных отношениях. Они рассчитаны не на действенное ежемесячное слежение за показателями, а на годовой период. В инструкциях к ним, когда такие есть, вовсе не предполагается какой-либо анализ. Все сводится к арифметическому сравнению отдельных показателей с такими же показателями предыдущего года или других учреждений. Официальные отчетные формы не могут служить и не служат ни для анализа, ни для управления. Поэтому интересны они только небольшому кругу лиц и только в периоды сдачи отчетов. Внимание им уделяется самое поверхностное. В конкретных условиях современной медицины они как будто нарочно созданы для искажения действительности. Под давлением чиновника искажать в них можно чуть ли не всё. Можно манипулировать структурой смертности: достаточно отнести умершего к той диагностической группе, которая сегодня привлекает меньшее внимание администратора. Можно снизить госпитальную летальность, выписывая тяжело больных умирать дома, и послеоперационную летальность - отказывая в операции тяжело больным. То, что при этом возрастёт смертность населения по данным поликлиники, - это "другой вопрос", такими связями официальная статистика не занимается. Как уже показано, можно увеличить заболеваемость (она же – «выявляемость»), если по этому показателю делают выводы о своевременности выявления больных. То, что при таком «росте выявления» ни численность, ни структура диспансерных контингентов не меняются, - тоже "другой вопрос". Диспансерные контингенты, впрочем, изменяются по другим причинам. Участковый терапевт может не взять больного на учет потому, что диспансерная группа у него "и так уже велика". Нарушая правила установления группы учета и сроки перевода из группы в группу, можно обеспечить особо "тяжелую" структуру контингентов или, наоборот, успешное "оздоровление" - в зависимости от требований момента. То, что мнимая тяжесть или мнимые успехи не согласуются с показателями смертности и инвалидности, статистику не занимает. Использование коечного фонда "улучшается";, если больных, которых надо выписать в пятницу, выпишут в понедельник, хотя, может быть, и отпустят в пятницу. Потребность в госпитализации при этом удовлетворяется ничуть не лучше, но в официальных отчетах вообще нет сведений о неудовлетворенных потребностях. План флюорографических осмотров населения легче выполнить ежегодной проверкой одних и тех же рабочих крупных промышленных предприятий, чем привлечением неработающих или служащих небольших организаций. Что при этом ничуть ни уменьшается частота запущенных заболеваний, выявленных по обращению, это, конечно, плохо, но зато план выполняется хорошо. Некоторые отчетные формы будто специально составлены так, чтобы не побуждать к лучшей работе, а позволить красиво отчитаться. Чего стоит, например, 4-минутный срок для выезда машины скорой помощи многолетний ключевой показатель важнейшей медицинской службы! Он легко получается заранее: надо только при приеме вызова (на пользу родному учреждению) чуть сдвинуть вперед время его поступления. Второй "важнейший" показатель - срок от выезда до прибытия. Обе точки отмечаются бригадой и ничего не стоит при вынужденной работе на показатель "прибыть" раньше, списав несколько минут на время возвращения. Между тем, есть действительно важные и надежные критерии: срок от вызова до прибытия к пациенту, общий срок пребывания на вызове, смертность на этапе скорой помощи, частота отказов приемного покоя в госпитализации больных по скорой помощи. Как раз они-то в число отчетных показателей не входят. Все это может существовать просто потому, что никаких ощутимых для медицинской помощи выводов из такой статистики не делают. Конечно, если она служит основой для государственной политики в здравоохранении, это печально. Но, по всей видимости, это не так. Во всяком случае, при любом отчете ни в положении врача, ни в учреждении в целом ничего не меняется. И на том спасибо. Но вот появляются и попытки использовать отчеты такого рода всерьез. Когда потребовалось обосновать тот или иной объем финансирования из фондов медицинского страхования, оказалось, что уже имеющаяся обширная и разнообразная официальная статистика для решения этой задачи не подходит. Стали предлагаться новые отчетные формы и реестры, опираясь на которые один партнер должен платить другому. Разумеется, борьба их интересов сразу выходит на первый план, тревожит умы и сердца. Интересы пациента, конечные результаты медицинской помощи населению, то, что зовет не к борьбе, а к объединению усилий, оттесняется в сторону. В отчетах, которые вводятся в связи с медицинским страхованием, привычные, имеющие строгое определение понятия - заболеваемость, инвалидность, смертность, летальность, структура контингентов, движение контингентов - не применяются вовсе. Зато предлагаются новые и не имеющие строгого определения - тяжесть болезни, сложность, сопутствующие заболевания, категория населения, пролеченный больной, медицинская услуга. Как эти понятия будут использоваться, нетрудно представить. Если врачу скажут, что за это будут платить (ему или учреждению - неважно), то всё будет неудержимо расти - и услуги, и тяжесть. Если такую гиперболизацию начнут преследовать, маятник качнется в противоположную сторону. С тяжестью еще можно потерпеть, поскольку она надуманная, а вот услуги либо будут расходоваться понапрасну и порою не без вреда для пациента, либо не будут оказываться там, где они необходимы. Кстати, что понимать под услугами, как их считать? Если прием в поликлинике - это услуга, тогда во имя хорошего показателя то, что можно сделать за одно посещение, будут делать за несколько. Именно так получается, например, если стоматолога оценивают не по числу излеченных зубов, а по числу приемов. Если обязать поликлинику расплачиваться за направление пациента в стационар, перестанут своевременно пользоваться стационаром. Если начнут штрафовать за превышение нормативов на лабораторные исследования, станут избегать исследований. Любая попытка управлять на основе критериев, которые плохо определены, отрывочны, не отражают существа медицинской деятельности и не сведены в систему, любая такая попытка улучшит показатель и повредит делу. Простота заманчива: "управлять" путем сравнения двух цифр может каждый, а тот факт, что настоящего эффекта от управления нет, несложно объяснить и бедностью, и плохими врачами, и социальными факторами. Чем выше уровень управления, чем дальше от пациента, тем меньше требований предъявляет такая статистика самим управляющим, тем легче им "влиять" на показатели, не будучи особо компетентными в медицине. Если вдобавок речь идет о денежных расчетах, в управление начинают вносить свою лепту вообще не медики, Отчитываются за финансы бухгалтеры, они должны контролировать их правильное использование. Как тут бухгалтеру не допросить с пристрастием врачей, отчего пациенты получают много или мало услуг, почему возросло или уменьшилось число сложных (более дорогостоящих) случаев, действительно ли они сложные и т.п. А лечащие врачи крайне чувствительны к этим вопросам, кто бы их ни задавал. Современная медицинская статистика не отражает сущности лечебно-диагностического процесса, не показывает механизма превращения медицинских ресурсов, медицинских действий в здоровье людей. Предлагая врачам несовершенные, а то и просто ложные ориентиры, она дорого обходится здравоохранению, даже тогда, когда руководители ею практически не пользуются. Если же всерьез править по этим ориентирам, цена существенно возрастёт. Все это не бросается в глаза только потому, что платой служат не деньги, которые счёт любят, а здоровье пациентов. Его-то мы и оцениваем весьма произвольно, и неудовлетворительную картину легко списываем на немедицинские факторы: на бедность врачей, на бедность и низкую культуру населения, на что угодно, только не на организацию нашего врачебного дела. А ведь именно эта устаревшая организация, в основе которой – малоинформативная рукописная история болезни, именно она создаёт такое положение, делает его неизбежным. Нельзя без изменений в ней ни более надёжные показатели считать, ни в стройную систему их привести, ни оперативно анализировать для принятия управляющих решений. Остаётся имитировать важную деятельность – считать то, что сегодня поддаётся счёту. |