ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Выпуск 77

28 марта 2006 г.

ЧУВСТВО УХОДЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Всякий процесс - болезнь, диагностика, лечение, управление - это то, что совершается и оценивается во времени. Медицинская практика пронизана мыслью о времени, о днях, часах и минутах. Скорая помощь, экстренный случай, утренний рапорт, график наблюдения, очередное посещение, история болезни", этапный эпикриз, койко-день, исход, - в каждом термине напоминание: время не ждёт, прошло больше, осталось меньше. Извлечь уроки, использовать. успеть.

Казалось бы, чувством времени должно быть пропитано всё наше поведение. Не тут-то было. Как мало принимается во внимание уходящее время, как небрежно мы с ним обращаемся, как легко теряем этот единственный невозобновляемый ресурс и вынуждаем к тому же других! Опаздываем к назначенной встрече. Затягиваем без меры разговоры и "мероприятия". Отложить сегодняшнюю работу на завтра - обыденное дело. С пятницы - на понедельник. С середины декабря - до сдачи годового отчёта. А там день мужчин, день женщин и день выборов. Ещё немного - и летние отпуска плюс месяц проводов детей в школу. И уже рукой подать до ноябрьских памятных дней. После них и поработаем. Для серьёзных начинаний есть только два с половиной месяца в году: от середины марта до конца мая.

Автоматизация лечебно-диагностического процесса выявляет такое отношение ко времени с особой рельефностью. Автоматизация - это технологичность, всё здесь строго согласовано, взимозависимо: сигнал и реакция на него, принятое решение и его реализация, возникшее сомнение и его проверка, мысль и действие. Автоматизация - это увеличение скоростей, интенсификация за счёт минимизации времени на получение и обработку информации, на принятие решений. Современные информационные технологии создают невыгодный фон для нашей привычки откладывать, опаздывать, переносить сроки, совещаться без конкретных решений, а за эффективностью конкретных не наблюдать. Привычный стиль ведёт к явным потерям времени, тормозит процесс сразу во многих звеньях, ведёт к браку. В чёткой технологической схеме это бросается в глаза, становится очевидным. Но очевидное ещё не значит осознанное.

В АРМе врача поликлиники я ввёл программное требование: заканчивая приём больного, надо назначить дату следующей встречи. Иначе программа "не выпустит". Это вполне соответствует основам диспансерного метода, принципу активной позиции врача. Тем не менее, были возражения: зачем? а если больной на лето уедет в деревню? а если намеченный день объявят праздничным? и т.п. Впрочем, в поликлинике с этим справились легко, связь врача с каждым пациентом обрела чёткие ориентиры во времени, и это в немалой мере сказалось на результатах диспансерной работы.

Совсем не то в стационаре. Кажется, здесь уж совершенно очевидно, что надо расставлять вехи. Я и сделал в АРМе функцию "Контрольный срок". Но простая мысль, что, выбрав способ диагностики, назначив или поправив лечение, надо наметить дату оценки ближайших результатов, чтобы своевременно внести очередные коррективы, - эта мысль оказалось для врачей непривычной. То есть "никто не спорит, но зачем же конкретную дату ставить? Поживём - увидим". Доказываю: поставите дату - проверите себя, отметите тот момент, когда надо будет обдумать накопившееся, привлечёте к этому моменту внимание руководителей, отразите свои умственные усилия. И не спорят, и не пользуются. Разводишь руками и советуешь заведующему "речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить". Так ведь и заведующий должен сначала осознать очевидное.

Нет привычки точно рассчитывать время, тратить его по-хозяйски, использовать без потерь на этапах. Даже необходимость непременно указывать давность болезни к моменту поступления долго вызывает удивление: зачем такая точность? И приходится напоминать, что такая точность нужна и для диагноза, и для прогноза, и для тактики, и для последующей правильной оценки исходов. Что время нужно дозировать и учитывать ничуть не менее старательно, чем медикаменты и процедуры.

Тем тщательнее постарался я снабдить указаниями на время каждую крупицу информации. Нет сомнений, это отразилось на интенсивности действий врачей. К сожалению, в наименьшей мере - на действиях руководителей. Вроде бы, если в ежедневной сводке показаны не только запросы на консультантов и анализы, но и давность запросов, не только больные в тяжёлом состоянии, но и длительность этого состояния, не только дефекты в ведении больных, но и с какого времени они существуют, то на самое острое, на самое неотложное, на непозволительно запущенное можно отреагировать при любой занятости. Ничуть не бывало. Нет у руководителей привычки получать такую информацию с датами, да ещё и вглядываться в них. Я внёс усовершенствования: программа стала выделять самое-самое цветом, помечать звёздочками, в специальном примечании сообщать о числе наиболее запущенных проблем. Почти безрезультатно.

Но ведь это значит, что не исправляются вовремя недостатки в обследовании и лечении, что всё тормозится, делается не лучшим образом, хотя уровни управления оповещены. Накапливаются сигналы, удлиняются в сводке списки, пестрят они пометками о запущенности, а руководители озабочены подсчётами койко-дней и денег. И невдомёк им, что использование коечного фонда и соответствующее финансирование как раз и зависят от их вмешательства там, где начинаются потери, тогда, когда они только зарождаются. Не тревожат их эти потери. "Лишь были б жолуди".

Особенно удивительно безмятежное отношение ко времени тогда, когда надо сделать что-то новое, способное не просто поддержать, а улучшить рутинный круговорот дел. Освоить ещё одну функцию автоматизированной системы, пополнить тот или иной справочник новой информацией, сделать ещё один текстовый шаблон, поставить дополнительную задачу разработчику, - всё это сулит повышение качества медицинской помощи и эффективности управления. Помимо прочего, это просто интересно, любопытно: сделать новое и получить результат, порадоваться результату. Но ни за что подобное сразу не берутся, даже если всех хлопот - на несколько минут. А ведь в условиях автоматизации всё просто: пришла мысль - сделал - спокойно забыл. Вместо этого поговорим - запомним - забудем. Когда-нибудь опять натолкнёмся - опять поговрим.

Я вывел железное соотношение - один к четырнадцати: то, что можно сделать сейчас, сегодня, сделают чере 2 недели, если вообще сделают. Я проверил это на разных делах: и на таких, которые действительно можно сделать сегодня, и на том, что требует пары недель (будьте уверены - растянется на полгода), и на том, для чего нужен месяц (тут уж уйдёт год с хвостиком). Я наблюдал это в разных учреждениях, у незнакомых мне деятелей и у своих хороших друзей - одно и то же. Наверное, это национальный стиль, количественное выражения того, что выразил в позапрошлом веке поэт: "Мы ленивы и нелюбопытны".

Как же так? Ведь делает жизнь интересной не рутина, а именно каждое новое начинание. Рутина всё равно будет сделана, а новое можно упустить. Оно должно принести новую пользу и новую радость. Встроенное в автоматизированную систему, оно будет жить. Как можно откладывать? В бизнесе это ведёт к потерям, которые называют упущенной выгодой и недополучением прибыли. Но ведь и в медицине то же самое: упускаются клинические результаты и "недополучается" финансирование. Пытаюсь обратить на это внимание коллег - улыбаются, пожимают плечами. Развиваю нехитрую мысль: "То, на что требуется год, вы сделаете за 14 лет! Если отпущено вам 50 лет активной деятельности, вы сделаете за это время только то, на что требуется 3 с половиной года!". Удивляются, почёсывают в затылке. Перехожу на совсем личное: "Если вам интересно то, что можно у меня взять, так берите же! Берите всё. На это нужен всего год. Но четырнадцати лет у меня нет". Им интересно. Берут. С той же скоростью.

Перепутал я адреса, что ли, обращаясь к мужам умудрённым, предполагая, что именно в середине жизни понимаешь её скоротечность и хочешь ещё что-то успеть? Может быть умудрённые - они же утомлённые и притерпевшиеся? И надеяться надо на молодых и нетерпеливых? "Двадцать лет и ещё ничего для бессмертия!" - на таких? Где же они?

Один к четырнадцати! А ведь грустно всё это, господа...

Hosted by uCoz